7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой 2,83 В RMS независимо от сопротивления колонки. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к диффузору мидбасовой головки (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. И обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
Дизайнерские акустические системы || Jamo 360 S35 || Morel SP2 || Focal Dome 2.0 || Podspeakers The Drop || DLS D-One || Elipson Planet M || Guru Audio QM10 ||Waterfall Iguascu Evo || Brodmann Festival 1 || Zu Audio Druid ||Audio Physic Classic 30 || Piega Premium 7 || Piosound Eagle || Revox Sound L120
МОДЕЛЬ | Jamo 360 S35 | Morel SP2 | Focal Dome 2.0 | Podspeakers The Drop | DLS D-One | Elipson Planet M | Guru Audio QM10 | Waterfall Iguascu Evo | Brodmann Festival 1 | Zu Audio Druid | Audio Physic Classic 30 | Piega Premium 7 | Piosound Eagle | Revox Sound L120 |
Конструкция | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, пассивный радиатор | 3 полосы | 2 полосы, закрытый корпус | 3,5 полосы | 3 полосы, фазоинвертор | электростат | 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 6 | 8 | 4 | 4 | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 83 | 86 | 88 | 89 | 89 | 88 | 87 | 88 | 91 | 101 | 89 | 91 | 86 | 88 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 108 — 23000 | 120 — 22000 | 80 — 28000 | 50 — 22000 | 62 — 25000 | 90 — 22000 | 30 — 30000 | 48 — 28000 | 40 — 25000 | 35 — 20000 | 31 — 30000 | 30 — 50000 | 45 — 22000 | 32 — 40000 |
При неравномерности, дБ | 3 | н.д. | 3 | 3 | н.д. | 3 | н.д. | 3 | 3 | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 1800 | 2200 | 2500 | н.д. | н.д. | 2500 | н.д. | н.д. | 130, 1500 | 12000 | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. |
Подводимая мощность, Вт | До 125 | До 100 | До 100 | До 100 | До 150 | До 80 | До 160 | До 300 | До 110 | До 400 | До 180 | До 250 | До 100 | До 180 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное |
Габариты, мм | 171 х 127 х 127 | 140 х 140 х 140 | 172 x 144 x 143 | 215 х 437 х 170 | 360 x 115 x 360 | 150 х 150 х 150 | 300 x 252 x 232 | 250 x 870 x 250 | 929 х 170 х 228 | 1250 x 324 x 324 | 1055 x 170 x 410 | 1610 х 190 х 210 | 1770 x 360 x 370 | 1200 х 185 х 230 |
Масса (каждой), кг | н.д. | 1,5 | 1,9 | 2,3 | 5,5 | 2,3 | 6 | 31 | 13 | 36 | 33 | 31 | 32 | 23 |
Цена, руб. | 16200 | 17500 | 27000 | 27990 | 38000 | 60000 | 104000 | 148350 | 227000 | 246000 | 254800 | 358000 | 472500 | 500500 |
Зависимость модуля Z от частоты Jamo 360 S35
Эти компактные двухполосные системы имеют закрытое акустическое оформление. Резонансная частота 180 Гц, номинальное сопротивление 4 Ом. Резкий рост импеданса в инфранизкой области говорит о применении на входе колонки разделительного конденсатора, «обрезающего» нижние частоты. Делается это для снижения интермодуляционных искажений.
Высокие пики на кривой импеданса соответствуют большим фазовым сдвигам.
Амплитудно-частотная характеристика Jamo 360 S35
Характерная картина для акустики с круговой диаграммой направленности — разворот колонок относительно микрофона почти не влияет на АЧХ. При прямом измерении линейность получается отнюдь не образцовая, с глубокими интерференционными провалами. Обусловлены они наличием отражений от плоскости рассеивателя и стен помещения, но в реальных условиях общий тональный баланс, как правило, не имеет заметных нарушений. Еще одна особенность такой конструкции — очень низкая чувствительность. Усилитель этим малюткам потребуется ватт под 80, не меньше.
Зависимость модуля Z от частоты Morel SP2
Номинальное сопротивление этих сферических сателлитов с закрытым оформлением 4 Ом. Частота основного резонанса у них 180 Гц, поэтому для совместной работы можно рекомендовать сабвуфер с диапазоном, расширенным вверх как минимум до 200 Гц.
Фазовая характеристика укладывается в довольно жесткий допуск +40/-50 град., хотя здесь применяется простейший фильтр, настроенный на 3500 Гц. Столь высокое значение позволило вывести максимальный сдвиг фаз за пределы самого важного, голосового диапазона.
Амплитудно-частотная характеристика Morel SP2
Горб с максимумом на 280 Гц получается из-за слишком высокой добротности мидбасового драйвера в недостаточном для него объёме. Общая же неравномерность в самом информативном участке достигает 10 дБ, что наверняка скажется на звучании.
А вот диаграмма направленности у этих систем образцовая — разница, между кривыми, снятыми при отклонении акустической оси на 15 и 30 град., минимальна. Это гарантирует широкую зону стереоффекта с правильной локализацией источников.
Средняя чувствительность сателлитов по всему диапазону около 87 дБ, поэтому с выбором усилителя проблем быть не должно.
Зависимость модуля Z от частоты Focal Dome 2.0
Номинальное сопротивление двухполосных сателлитов 3,3 Ом, и на этой отметке оно держится в диапазоне 220 — 1800 Гц. Это нужно учитывать при выборе усилителя, поскольку от него потребуется повышенный ток в самой информативной и насыщенной области спектра. Зато в ВЧ-диапазоне сопротивление ровно втрое выше и не зависит от частоты. В целом же импеданс линеен, отсутствие пиков и провалов благоприятно сказывается на фазовой характеристике.
Резонанс закрытой системы 130 Гц, полосы между СЧ и ВЧ-драйверами делится на 2500 Гц довольно необычным фильтром, не дающим пика на центральной частоте.
Амплитудно-частотная характеристика Focal Dome 2.0
Нелинейность систем не превышает ±2 дБ в диапазоне 180 Гц — 15 кГц. Неравномерность вблизи частоты раздела, обусловленная фазовым взаимодействием мидбаса и твитера, незначительна даже при резких отклонениях от оси. Подъём на ВЧ вряд ли будет заметен в комнате с мягкой мебелью, в противном случае его легко устранить лёгким разворотом в стороны от слушателя. Диаграмма направленности, как и у всех твитеров Focal, очень широкая, при углах до 50 град. кривые ведут себя абсолютно одинаково.
Чувствительность средняя — около 87 дБ.
Зависимость модуля Z от частоты
Podspeakers The Drop
Компактные сателлиты с оригинальной закрытой конструкцией и частотой собственного резонанса 80 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление 4 Ом. Частота раздела около 5000 Гц, фильтры не простые — с корректирующими цепями. Фазовая характеристика в основном диапазоне укладывается в допуск +40/-5 град., что свидетельствует о небольшой реактивной составляющей импеданса. В ВЧ-области импеданс достигает 10 Ом, что серьёзно облегчает работу усилителя.
Амплитудно-частотная характеристика
Podspeakers The Drop
Глубокий, около 8 дБ, провал на 2500 Гц возникает из-за фазовых взаимодействий излучателей вблизи частоты раздела. Он, конечно, скажется на звучании, особенно при воспроизведении акустических инструментов. На остальных участках диапазона линейность очень неплоха, особенно в очень важной голосовой области. Повышенная отдача твитера легко компенсируется разворотом колонок. Диаграмма направленности довольно широкая — кривые, снятые при отклонении на 30 и 50 град., идентичны по форме. Это позволяет надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность выше средней — порядка 87 дБ, так что с выбором усилителя проблем не будет.
Зависимость модуля Z от частоты DLS D-One
Частота настройки миниатюрного фазоинвертора 55 Гц, что оптимально для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление 4 Ом (240 Гц), и во всём остальном диапазоне, особенно в голосовой его области, оно незначительно зависит от частоты. Соответственно, не имеет резких перегибов и фазовая характеристика. При таком характере нагрузки заметно облегчается работа усилителя, поскольку ему не придётся иметь дело с высокореактивной нагрузкой. Важно и то, что в ВЧ-диапазоне импеданс линеен и держится в пределах 4 — 6 Ом. Разделительный фильтр с центральной частотой 3500 Гц даёт двойной горб — не исключено, что в его схеме имеются фазовыравнивающие звенья. Фазоинвертор настроен на 55 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика DLS D-One
Провал в диапазоне 1 — 6 кГц обусловлен интерференцией между СЧ-драйвером и твитером вблизи частоты раздела, которая возникает вследствие отражений от широкой плоскости лицевой панели. С другой стороны, за счёт этого получаются подъёмы АЧХ на краях диапазона, напоминающие тонкомпенсацию. А учитывая, что при настенном креплении АС они вряд ли будут направлены в точку прослушивания, увеличение отдачи в области 6 — 8 кГц скорректируется само собой. Посмотрите, как ведут себя кривые, снятые вне акустической оси — при углах 30 и 50 град. их форма абсолютно одинакова. Это обещает правильное построение пространства и широкую зону стереоэффекта. Средняя чувствительность колонок около 89 дБ, поэтому особо мощный усилитель им не потребуется. Фазоинвертор даёт призвуки, которые могут быть заметны на слух.
Зависимость модуля Z от частоты Elipson Planet M
Двухполосная сферическая система с коаксиальным излучателем и частотой собственного резонанса 130 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4,5 Ом. Выше 10 кГц оно почти не зависит от частоты и держится на отметке 7,5 Ом, так что особых искажений на ВЧ не предвидится. Полосы делятся довольно высоко — примерно на 5000 Гц, при этом большая часть голосового диапазона, в котором наше ухо особенно чувствительно, воспроизводится одним излучателем. Фильтры, по-видимому, упрощённые, без цепей компенсации.
Амплитудно-частотная характеристика
Elipson Planet M
Спад отдачи на НЧ начинается со 160 Гц, поэтому без сабвуфера здесь не обойтись.
Системы обладают неплохой линейностью, особенно в СЧ-области, где неравномерность не превышает ±2 дБ. Общий тональный баланс смещён вверх, что, впрочем, легко исправить разворотом сателлитов от слушателя. Диаграмма направленности широкая — расхождения между осевой кривой и снятой при отклонении на 30 град. не слишком велики. Это обещает достойные пространственные характеристики и широкую зону оптимального прослушивания.
Чувствительность вполне приличная для таких габаритов — порядка 87 дБ.
Зависимость модуля Z от частоты Guru Audio QM10
Обратите внимание на то, что импеданс в ВЧ-области заметно выше, чем на средних частотах, а разделительный фильтр даёт два невысоких пика. Всё это говорит о применении схемы с фазовыравнивающими звеньями. Реактивная составляющая импеданса действительно невелика, поэтому усилитель будет работать с довольно лёгкой нагрузкой. Искажения выходных каскадов станут меньше и потому, что от них не потребуется большого тока в ВЧ-области, поскольку там импеданс не падает ниже 8 Ом. Фазоинвертор настроен на 40 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно. Номинальное сопротивление мониторов 4 Ом.
Амплитудно-частотная характеристика
Guru Audio QM10
Несмотря на не оптимальную для широкополосных АС форму корпуса, они демонстрируют приличную линейность и широкую диаграмму направленности. При отклонениях от акустической оси вплоть до 50 град. отдача твитера падает лишь выше 8 кГц, что обещает широкую зону стереоэффекта и чёткую локализацию источников. Общий тональный баланс немного сдвинут вниз, что несколько противоречит нынешней тенденции, и для адекватного воспроизведения ВЧ эти системы нужно направлять в точку прослушивания. Чувствительность системы чуть выше 88 дБ, поэтому слишком мощный усилитель не понадобится.
Зависимость модуля Z от частоты
Waterfall Iguascu EVO
Несмотря на фирменную технологию Acoustic Damping Tube (ADT), полностью задемпфировать стеклянный корпус без звукопоглощающего наполнителя не удалось — об этом свидетельствуют резкие выбросы на 200 и изломы на 600 Гц. При этом системы отличаются ровным импедансом и линейной фазовой характеристикой, особенно в верхнем диапазоне. При этом возникает меньше проблем с устойчивостью усилителя и передачей резких фронтов сигнала. Номинальное сопротивление 4 Ом, пассивный излучатель настроен на 52 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Waterfall Iguascu EVO
Здесь мы тоже видим две мощные стоячие волны на 200 и 600 Гц, причём последняя даже даёт небольшой провал на АЧХ. Если бы не это обстоятельство, системы были бы идеально линейными во всём рабочем диапазоне. Твитер имеет несколько большую отдачу, зато его характеристика одинакова при любых отклонениях от акустической оси. Соответственно, диаграмма направленности получается широкая, благодаря чему звуковая сцена сулит быть чёткой и устойчивой в пространстве. Чувствительность средняя — около 88 дБ, что расширяет выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Brodmann Festival 1
Эти АС построены по принципу активной звуковой панели, чем и обусловлена необычная картина импеданса. Отсутствуют резонансные пики на частотах раздела, поскольку полосы делятся акустическим способом и слегка корректируются фильтрами 1-го порядка. Результат виден на верхней кривой — сдвиги фаз во всем звуковом диапазоне минимальны, что говорит об очень малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала. Изломы кривых на отрезке 150 — 400 Гц свидетельствуют о резонансах корпуса, но это полезные вибрации, как в деке музыкального инструмента.
Амплитудно-частотная характеристика
Brodmann Festival 1
В басовой области и нижней середине система достаточно линейна, здесь неравномерность не превышает ±3 дБ, так что за натуральное воспроизведение вокала можно не опасаться. Небольшой подъём выше 10 кГц окажется полезным в комнате с мягкой мебелью, но, если избыток на ВЧ всё же ощущается, разверните колонки на несколько градусов внутрь. Диаграмма направленности прекрасная, кривые, снятые при отклонении от акустической, оси расходятся незначительно. Единственный минус — резкий провал при больших углах на 2 кГц вследствие интерференции. Призвуки акустического оформления на НЧ отсутствуют. Чувствительность намного ниже заявленной — около 85 дБ, поэтому для помещения средней площади понадобится усилитель мощностью не менее 120 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты
Zu Audio Druid
Три резонансных пика в НЧ-области обусловлены необычным акустическим оформлением — нагрузочным воздуховодом с двумя выходными каналами в донной части корпуса. Системы реально 9-омные, с частотой основного резонанса 40 Гц. В некоторых описаниях говорится, что в них отсутствует кроссовер, но здесь мы его видим и даже можем определить частоту раздела — 3500 Гц. Судя по графику, «Друиды» — идеальная нагрузка для лампового усилителя.
Амплитудно-частотная характеристика
Zu Audio Druid
Так оно и есть — при чувствительности более 94 дБ эти АС прекрасно сработаются с маломощными однотактниками. Они линейны в самой важной, голосовой области, а спад на НЧ получается настолько плавным, что баса будет больше чем достаточно в любых помещениях. При этом акустическое оформление не даёт посторонних призвуков. Неравномерность, обусловленная фазовым взаимодействием излучателей, видна на высоких частотах. Здесь же стоит отметить и повышенную отдачу твитера, которая, впрочем, легко нивелируется небольшим разворотом колонок внутрь.
Зависимость модуля Z от частоты
Audio Physic Classic 30
Солидный объём и наличие пары 7-дюймовых вуферов внутри корпуса позволили снизить частоту настройки фазоинвертора до 30 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление 4 Ом, причём оно линейно на отрезке 60 — 300 Гц. Выше 3 кГц оно начинает плавно расти и на краю слышимого диапазона достигает 9,5 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы между СЧ и ВЧ делятся в районе 2700 Гц. Несмотря на высокий резонансный пик, фазовая характеристика во всём диапазоне частот укладывается в допуск +44/-36 град., что может благоприятно сказаться на динамических свойствах системы.
Амплитудно-частотная характеристика
Audio Physic Classic 30
Системы обладают неплохой линейностью в нижнем и среднем диапазонах, но после раздела полос появляется заметная неравномерность. Фирменный 30-миллиметровый твитер даёт приличный подъём после 3 кГц, достигающий на 10 кГц отметки +7 дБ. Впрочем, его характеристика выравнивается при отклонениях от акустической оси. Соответственно, разворотом колонок можно добиться оптимального для данного помещения характера звучания. Диаграмма направленности невероятно широкая, благодаря чему звуковая сцена сулит быть чёткой и устойчивой в пространстве. Бас тоже может порадовать, поскольку фазоинвертор начинает работать очень низко и не даёт посторонних призвуков. Чувствительность средняя, около 88 дБ, поэтому особо мощный усилитель не понадобится.
Зависимость модуля Z от частоты Piega Premium 7
На графике видны все характерные особенности этой гигантской системы: первая частота раздела 600 Гц, вторая — 5000 Гц, причём фильтры имеют сходную схемотехнику. При довольно высоких резонансных пиках резкие сдвиги фаз отсутствуют. Номинальное сопротивление этих АС 4,5 Ом, оно же и минимальное. Несмотря на узкий и высокий корпус, органные резонансы внутри него отсутствуют.
Оба фазоинвертора настроены на 40 Гц, что обещает вполне солидный бас.
Амплитудно-частотная характеристика
Piega Premium 7
Небольшие подъёмы на краях диапазона всегда оживляют звучание, а резких пиков и провалов на характеристике нет. Особенно стоит отметить линейность фирменного твитера LDR, который также отличается великолепной дисперсией. Поведение кривых, снятых на оси и при отклонении на 30 град., обещают чёткую и устойчивую в пространстве звуковую сцену. Фазоинверторы имеют одинаковые характеристики, и ни один из них не даёт посторонних призвуков. Чувствительность АС чуть выше 90 дБ, поэтому особо мощный усилитель для них не понадобится.
Зависимость модуля Z от частоты Piosound Eagle
Вместо динамических головок здесь используются электростатические излучатели, каждый из которых воспроизводит свою полосу. Разделительные фильтры как таковые отсутствуют, поэтому и резонансные пики весьма условны. Резонансная частота этой системы 60 Гц, номинальное сопротивление около 7 Ом. Планары, как правило, представляют собой ёмкостную нагрузку, что мы и видим на графике. И ещё один момент, который нужно учитывать при выборе усилителя — чрезвычайно низкий, до 2,5 Ом, импеданс на высоких частотах, из-за чего выходные каскады могут работать с повышенными искажениями.
Амплитудно-частотная характеристика
Piosound Eagle
Эту акустику лучше не ставить параллельно стене — минимальная неравномерность получается в том случае, когда излучающие плоскости развёрнуты непосредственно на слушателя. И даже при этом тональный баланс может быть слегка сдвинут в область нижней середины из-за подъёма на отрезке 130 — 400 Гц. Несомненный плюс подобных конструкций — идеальное построение пространства, что и в данном случае подтверждается формой кривых, снятых на акустической оси и при отклонении от неё на 50 град.
Чувствительность АС очень низкая, около 84 дБ, что также предъявляет особые требования к усилительному тракту.
Зависимость модуля Z от частоты
Revox Sound L120
Несмотря на экстравагантную внешность, это классические, грамотно сконструированные системы с чрезвычайно ровным, но низким импедансом. Номинальное значение — 3,5 Ом, оно же и минимальное. В диапазонах 40 — 400 Гц и 8 — 20 кГц оно не зависит от частоты, причём на высоких частотах стабильно держится на отметке 6 Ом. Это значит, что усилитель будет иметь дело с активной нагрузкой, а это всегда благоприятно сказывается на передаче динамических контрастов. Кроме того, за счёт повышения импеданса на ВЧ заметно снизится уровень искажений. Разделительный фильтр имеет компенсацию реактивной составляющей, что даёт низкий резонансный пик и небольшие фазовые сдвиги. Фазоинвертор настроен на 38 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Revox Sound L120
И здесь мы видим систему с высокой линейностью, лёгкая волнообразность наблюдается лишь в средней части диапазона, но на оси она не превышает ±1 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не должна. Обратите внимание на ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера просто великолепна — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается после 12 кГц. Порт фазоинвертора не даёт ни малейших призвуков.
Чувствительность чуть ниже средней, около 87 дБ.