7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к диффузору мидбасовой головки (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях были отмечены внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. И обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
Полочные акустические системы || Acoustic Energy 101 || Arslab Emotion 1 || Boston AcousticsM25 || Chario Syntar 516 || ELAC BS 63.2 || Focal Chorus 705 || HECO Aleva GT 202 || Magnat Quantum 753 || MartinLoganMotion 15 || MJ Acoustics XENO XM1 MkII || Monitor Audio Silver 1 || Morel Solan Bookshelf || Q Acoustics Concept 20 || TriangleColor Bookshelf
МОДЕЛЬ | Acoustic Energy 101 | Arslab Emotion 1 | Boston Acoustics M25 | Chario Syntar 516 | ELAC BS 63.2 | Focal Chorus 705 | HECO Aleva GT 202 | Magnat Quantum 753 | Martin Logan Motion 15 | MJ Acoustics XENO XM1 MkII | Monitor Audio Silver 1 | Morel Solan Bookshelf | Q Acoustics Concept 20 | Triangle Color Bookshelf |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 | 8 | 4 | 4 | 5 | 4 | 8 | 4 | 6 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87 | 86 | 85 | 89 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 91 | 87 | 88 | 86 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 48 — 32000 | 50 — 22000 | 62 — 30000 | 55 — 20000 | 44 — 25000 | 65 — 28000 | 36 — 42000 | 30 — 50000 | 60 — 25000 | 48 — 23000 | 45 — 35000 | 50 — 20000 | 64 — 22000 | 80 — 24000 |
При неравномерности, дБ | 3 | Н.д | Н.д | Н.д | Н.д | 3 | Н.д | Н.д | 3 | Н.д | Н.д | Н.д | Н.д | 3 |
Частота разделения полос, Гц | Н.д | Н.д | Н.д | 1380 | 2300 | 3000 | 3400 | 2800 | 2700 | 2000 | 3000 | 2200 | 2900 | 3000 |
Подводимая мощность, Вт | До 150 | До 100 | До 200 | До 70 | До 120 | До 100 | До 140 | До 180 | До 200 | До 100 | До 100 | До 100 | До 75 | До 100 |
Подключение к усилителю | Одно-полосное | Одно-полосное | Одно-полосное | Одно-полосное | Двух-полосное | Одно-полосное | Двух-полосное | Двух-полосное | Одно-полосное | Одно-полосное | Двух-полосное | Одно-полосное | Двух-полосное | Одно-полосное |
Габариты, мм | 300x185x250 | 270х160х270 | 314x176x258 | 365х190х310 | 330х205х265 | 315х190х227 | 320х207х280 | 362х190х335 | 290х173х242 | 260х180х210 | 312х185х275 | 300х178х250 | 282х265х170 | 290х165х240 |
Масса (каждой), кг | 6 | 5,8 | 6,7 | 7 | 7 | 5,7 | Н.д | 9.2 | 5.4 | 3.4 | 6.95 | 4.7 | 6 | 4,5 |
Цена, руб. | 22100 | 25900 | 24990 | 29500 | 20900 | 20000 | 19990 | 30000 | 30000 | 25000 | 29990 | 22400 | 29240 | 32210 |
Зависимость модуля Z от частоты
Acoustic Energy 101
Система отличается линейным импедансом в ВЧ-диапазоне, что благоприятно сказывается на фазовой характеристике. И хотя его значение невелико, 4,2 Ом, усилитель будет работать в облегчённом режиме. Номинальное же сопротивление этих мониторов — 5 Ом (220 Гц). Резонансный пик на частоте раздела (2200 Гц) даёт приличный сдвиг фаз, что может сказаться на пространственных характеристиках звучания. Фазоинвертор настроен на 55 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Acoustic Energy 101
В целом тональный баланс можно признать линейным, хотя неравномерность вблизи частоты раздела и повышенная отдача твитера (+4 дБ начиная с 7 кГц) могут повлиять на натуральность верхних обертонов. Среднечастотный диапазон и верхний бас абсолютно ровные, неравномерность по звуковому давлению на отрезке 100 Гц — 3 кГц не превышает ±0,5 дБ. Широкая диаграмма твитера позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться для коррекции на ВЧ — при развороте АС относительно слушателя АЧХ выравнивается. Чувствительность невелика, порядка 87 дБ, что нужно учитывать при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты Arslab Emotion 1
Грамотно сконструированные системы, импеданс которых почти не зависит от частоты во всём рабочем диапазоне. Соответственно, и фазовая характеристика линейна. Таким образом, акустика становится для усилителя активной нагрузкой вроде обычного резистора. При этом меньше затягивается атака, нет условий для возникновения паразитных колебаний в цепи «усилитель — АС». Единственное, что нужно учитывать — низкое сопротивление на высоких частотах, 3,5 Ом. Фазоинвертор настроен на 60 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Arslab Emotion 1
Поскольку чувствительность этих АС чуть выше 85 дБ, сэкономить на усилителе не удастся — для уверенной передачи динамики нужно будет не менее 80 Вт на канал. Интерференция возле частоты раздела даёт лишь незначительную неравномерность, которая на слух вряд ли будет заметна. Общий подъём АЧХ, начинающийся от 400 кГц, может сделать тональный баланс слишком светлым. Дисперсия твитера прекрасная, так что проблем с построением сцены не возникнет. Порт фазоинвертора даёт мощный призвук, стоячая волна с максимумом на 680 Гц, поэтому ставить эти мониторы близко к стене не рекомендуется.
Зависимость модуля Z от частоты
Boston Acoustics M25
Система с довольно ровным и честным 4-омным номиналом. На отрезке 6 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты и плавно растёт от 5 до 7 Ом. Это облегчает работу усилителя, поскольку от него не потребуется очень большого тока в ВЧ-области. Разделительный фильтр с центральной частотой 3000 Гц даёт не слишком высокий горб и мало влияет на фазовую характеристику. Не исключено, что он имеет довольно сложную схему для компенсации реактивной составляющей импеданса. Фазоинвертор настроен на 56 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Boston Acoustics M25
Прекрасный результат для бюджетных АС — такая линейность редко бывает даже у студийных мониторов. Небольшой подъём на ВЧ не будет заметен в типичной жилой комнате, но при желании и его легко компенсировать небольшим разворотом колонок. Широкая диаграмма твитера обещает правильную пространственную картину с чёткой локализацией источников. Фазоинвертор имеет довольно заметный резонанс на 1100 Гц. Чувствительность низкая, порядка 85 дБ, усилитель потребуется мощностью не менее 90 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты Chario Syntar 516
Номинальное сопротивление этих мониторов 4,5 Ом (170 Гц), но после резонансного пика вблизи раздела полос оно плавно падает, достигая на 20 кГц отметки 3 Ом. Соответственно, для совместной работы подойдёт усилитель, рассчитанный на низкоомную нагрузку. Разделительный фильтр с центральной частотой 1400 Гц даёт невысокий и довольно широкий пик. В его схеме имеется цепь для компенсации реактивной составляющей импеданса, о чём свидетельствует ровная фазовая характеристика на высоких частотах. Фазоинвертор настроен довольно низко, на 48 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Syntar 516
Картина, типичная для всей линейки Syntar — заметные подъёмы на краях диапазона и довольно глубокий провал вблизи частоты раздела. Он может повлиять на звучание многих инструментов, поскольку находится в области максимальной чувствительности слуха. Смещение тонального баланса в ВЧ-область будет не столь заметно, если мониторы не направлять в точку прослушивания. Неравномерность АЧХ при этом не увеличится благодаря широкой дисперсии твитера.
Чувствительность средняя, около 88 дБ, что облегчает выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты ELAC BS 63.2
Системы имеют плавно изменяющийся импеданс, без резких пиков и провалов. Номинальное значение 5 Ом, после раздела полос оно мало зависит от частоты и стабильно держится вблизи отметки 8 Ом. При таком характере заметно упрощается выбор усилителя, поскольку ему не придётся отдавать повышенный ток на ВЧ, где его искажения и без того максимальны. Разделительный фильтр с центральной частотой 2300 Гц даёт размытый пик — похоже, в схеме имеются звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 62 Гц, что высоковато даже для такого объёма корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
ELAC BS 63.2
Неравномерность осевой АЧХ в диапазоне 120 Гц — 7 кГц не превышает ±2 дБ, поэтому нарушений тонального баланса в самой ответственной, голосовой области быть не должно. Горб твитера с максимумом +5 дБ на 14 кГц легко устраняется разворотом АС — при углах порядка 5 — 10 град. может получиться линейная характеристика во всём звуковом диапазоне. Впрочем, в «глухой» комнате с мягкой мебелью это может и не понадобиться. Дисперсии твитера позавидуют и гораздо более дорогие мониторы — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., незначительны. Чувствительность этих систем около 88 дБ. Стоячая волна с пиком на 900 Гц на звучание не влияет.
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Focal Chorus 705
Система с довольно ровным, но низким импедансом на СЧ — его номинальное значение 3 Ом (210 Гц). А вот после раздела полос сопротивление значительно выше, достигая на 20 кГц отметки 13 Ом. Это облегчает режим работы усилителя, поскольку от него не потребуется очень большого тока в ВЧ-области. Разделительный фильтр с центральной частотой 3000 Гц даёт не слишком высокий горб и мало влияет на фазовую характеристику. Не исключено, что он имеет довольно сложную схему для компенсации реактивной составляющей импеданса. Фазоинвертор настроен на 43 Гц, что объясняется солидным объёмом корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus 705
Мониторы отличаются высокой линейностью вплоть до 10 кГц и повышенной отдачей фирменного твитера TNV2 вблизи верхней границы слышимости. Акустическая линза, расположенная на защитной сетке, даёт небольшой спад на 15 кГц, но обеспечивает абсолютно одинаковую форму АЧХ как на оси, так и при любых отклонениях от неё. Соответственно, диаграмма направленности этих АС чрезвычайно широкая, поэтому звуковая сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. С басом проблем тоже не возникнет, поскольку фазоинвертор эффективен вплоть до 28 Гц (-3 дБ). Высокий выброс на характеристике фазоинвертора соответствует стоячей волне внутри корпуса на 1200 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты HECO Aleva GT202
Фильтры, как и в моделях Celan, здесь не совсем обычные — резонансные пики на частотах раздела практически отсутствуют. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз во всем звуковом диапазоне. Они не превышают ±30 град., что говорит об очень малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.
Номинальное сопротивление мониторов 4 Ом, оно же и минимальное.
Амплитудно-частотная характеристика
HECO Aleva GT202
Очень неплохой результат для мониторов такой стоимости. Неравномерность незначительна, хотя имеется плавный подъём в сторону ВЧ, достигающий на 20 кГц отметки +5 дБ. Так часто делают специально, чтобы даже в переглушенной комнате с мягкой мебелью не ощущалось нехватки верхних частот. Дисперсия твитера великолепна, что гарантирует широкую зону стереоэффекта и чёткую локализацию источников в трёхмерной картине. Призвуки фазоинвертора незначительны. Чувствительность выше средней, порядка 89 дБ, поэтому для совместной работы слишком мощный усилитель не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты
Magnat Quantum 753
Номинальное сопротивление этих колонок ровно 4 Ом (220 Гц), но минимальное значение, 3,5 Ом, отмечено на 3 кГц. Затем импеданс плавно растёт и достигает отметки 7 Ом на 20 кГц. Значит, больших искажений усилителя в самом трудном для него диапазоне можно не опасаться. Частота настройки фазоинвертора довольно высокая, 55 Гц, а полосы между СЧ и ВЧ-излучателями делятся на 2500 Гц. Резонансный пик довольно высок, ему соответствуют и приличный фазовый сдвиг.
Амплитудно-частотная характеристика
Magnat Quantum 753
Очень неплохая картина для недорогих мониторов. Лёгкая волнообразность наблюдается вблизи раздела полос (3 — 5 кГц), но по амплитуде она не превышает ±1 дБ, поэтому на тональный баланс вряд ли повлияет. Обратите внимание на идеально ровный голосовой диапазон, в который попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера очень широкая — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается лишь после 10 кГц. На характеристике порта видна стоячая волна с максимумом на 1100 Гц, но её влияние на АЧХ минимально.
Зависимость модуля Z от частоты
MartinLogan Motion 15
Системы отличаются абсолютно линейным импедансом: в диапазоне 200 Гц — 20 кГц он плавно меняется от номинального значения 4 Ом до 5 Ом на верхней границе звукового диапазона. Даже резонансный пик вблизи частоты раздела настолько незначителен, что не нарушает линейности фазовой характеристики, которая укладывается в коридор +20/-30 град. Для усилителя не составит труда работать с этой акустикой, поскольку, по сути, она является обычной активной нагрузкой.
Фазоинвертор настроен на 70 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно.
Амплитудно-частотная характеристика MartinLogan Motion 15
Акустика не отличается идеальной линейностью, но волнообразный характер серьёзно не нарушит тональный баланс, поскольку неравномерность во всём диапазоне не превышает ±2 дБ. Правда, имеется заметный провал на 600 Гц, возникший из-за мощной стоячей волны внутри корпуса (два выброса на характеристике фазоинвертора).
Диаграмма направленности широкая, об этом свидетельствует поведение внеосевых кривых, снятых при отклонениях на 30 и 50 град. До 8 кГц они практически не расходятся, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Обратите внимание, что на оси твитер имеет небольшой подъём на 16 кГц, это компенсирует ослабление ВЧ в заглушённых помещениях.
Зависимость модуля Z от частоты
MJ Acoustics Xeno XM1 MkII
Номинальное сопротивление этих колонок 4 Ом (220 Гц), оно же и минимальное. На высоких частотах импеданс мало зависит от частоты, виден лишь плавный подъём после пика на частоте раздела (порядка 2200 Гц) до 7 Ом на верхней границе диапазона. Это облегчает выбор усилителя, поскольку от него не потребуется повышенного тока на ВЧ, где искажения выходного каскада и так максимальны. Фазоинвертор настроен довольно высоко, на 62 Гц, поэтому серьёзного баса ожидать не приходится.
Амплитудно-частотная характеристика
MJ Acoustics Xeno XM1 MkII
Характеристика в целом ровная, хотя на осевой кривой имеется резкий провал с минимумом на 6,5 кГц. При небольшом отклонении от оси он пропадает, и если колонки не направлять на слушателя, можно получить линейное воспроизведение во всём диапазоне. Твитер по отдаче согласован с мидбасом, но имеет повышенную отдачу на отрезке 10 — 16 кГц. У него прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность чуть выше 90 дБ, что значительно облегчает выбор усилителя. Ставить близко к стене эти мониторы не рекомендуется из-за заметных призвуков фазоинвертора.
Зависимость модуля Z от частоты
Monitor Audio Silver 1
Несмотря на небольшой внутренний объём, частота настройки фазоинвертора выбрана низкая, около 48 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление 4 Ом. Частота раздела около 3000 Гц, фильтры сложные, с корректирующими цепями, о чём свидетельствует двойной резонанс. Фазовая характеристика в основном диапазоне укладывается в допуск +40/-20 град., что свидетельствует о небольшой реактивной составляющей импеданса. В ВЧ-области его значение достигает 10 Ом, и это серьёзно облегчает работу усилителя.
Амплитудно-частотная характеристика
Monitor Audio Silver 1
Провал на 1800 Гц возникает из-за интерференции волн, излучаемых головками вблизи частоты раздела. Если бы не он, линейность этих мониторов была бы вполне приличной. В голосовом диапазоне неравномерность не превышает ±2 дБ, что можно считать неплохим результатом. А дисперсия твитера просто великолепна — разница между измерениями на оси и при отклонении на 30 и 50 град. незначительна. Небольшой подъём в нижней середине может оживить звучание на небольшой громкости. Порт фазоинвертора даёт посторонние призвуки на 1100 Гц. Чувствительность ниже средней, около 85 дБ, что необходимо учесть при выборе усилителя. Для адекватного озвучивания комнаты средней площади понадобится не менее 80 Вт в каждом канале.
Зависимость модуля Z от частоты
Morel Solan Bookshelf
Номинальное сопротивление этих мониторов 5 Ом (200 Гц), и ниже этого значения оно падает лишь на верхней границе рабочего диапазона, где достигает отметки 3,5 Ом. Значит, для совместной работы нужно выбирать усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Частота настройки фазоинвертора — 58 Гц, полосы делятся на 2200 Гц. Острый резонансный пик имеет большую амплитуду, наличие двух максимумов говорит о применении сложных фильтров с компенсацией фазовых сдвигов. Зубцы на характеристике свидетельствуют о наличии стоячих волн внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Morel Solan Bookshelf
И эти артефакты видны на характеристике порта — три моды на кратных частотах 350, 700 и 1400 Гц. Последняя провоцирует провал на АЧХ системы. В целом же неравномерность по всему диапазону не превышает 3 дБ, но виден общий подъём в сторону верхних частот.
Впрочем, его легко скорректировать — для этого достаточно не направлять колонки в точку прослушивания. Посмотрите, как ведут себя кривые, снятые вне акустической оси — при углах 30 и 50 град. их форма абсолютно одинакова. Это обещает правильное построение пространства и широкую зону стереоэффекта.
Средняя чувствительность колонок невелика, около 87 дБ, поэтому усилитель им потребуется не менее 70 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты
Q Acoustics Concept 20
Номинальное сопротивление этой системы 3,8 Ом (200 Гц), что несколько меньше, чем заявлено в паспорте. После резонансного пика на частоте раздела (около 3000 Гц) импеданс плавно растёт, достигая на 20 кГц значения 6,5 Ом. Это очень ценное обстоятельство, поскольку не все усилители могут отдать в ВЧ-области большой ток при малых искажениях. Частота настройки фазоинвертора около 65 Гц. Кроссовер, несмотря на высокий резонансный пик, не даёт серьёзных фазовых сдвигов.
Амплитудно-частотная характеристика
Q Acoustics Concept 20
Очень неплохая картина для бюджетных мониторов. Присутствует лишь лёгкая волнообразность вблизи раздела полос (3 — 5 кГц), но по амплитуде она не превышает ±1 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не будет. Стоит отметить и идеально ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается выше 10 кГц. На характеристике порта видна стоячая волна с максимумом на 1200 Гц, но она, как ни странно, никак не влияет на АЧХ. Чувствительность оказалась намного выше заявленной, около 90 дБ, поэтому проблем с выбором усилителя не будет.
Зависимость модуля Z от частоты
Triangle Color Bookshelf
Компактная двухполосная система с довольно высокой частотой настройки фазоинвертора на 65 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 3,5 Ом. Выше 10 кГц оно мало зависит от частоты и вплоть до 20 кГц держится возле отметки 6,5 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся высоко, в районе 3000 Гц, при этом самый важный, голосовой диапазон воспроизводится одним излучателем. Фильтры, скорее всего, довольно сложные, с цепями фазовой коррекции, поэтому фазовая характеристика выше 130 Гц укладывается в допуск ±36 град., что свидетельствует об относительно небольшой реактивной составляющей импеданса.
Амплитудно-частотная характеристика
Triangle Color Bookshelf
Часто встречающаяся у полочных мониторов кривая с подъёмами на краях диапазона, компенсирующими падение чувствительности нашего слуха к низким и высоким частотам на малых уровнях громкости. Провал на 600 Гц появился из-за влияния стоячей волны, которую можно видеть на характеристике фазоинвертора. Диаграмма направленности твитера идеальна, при небольших отклонениях от акустической оси АЧХ на высоких частотах становится абсолютно линейной. Это гарантирует широкую зону стереоэффекта, чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Чувствительность систем примерно 90 дБ, и для комнаты средних размеров будет вполне достаточно 60-ваттного усилителя.