ОТБРОСИВ СУЕВЕРИЯ
Дмитрий Свобода, бессменный организатор выставок «Российский Hi-End», несмотря на весь опыт, в этот раз не был уверен в успехе до самого открытия. Во-первых, нынешний смотр достижений отечественных мастеров был тринадцатым по счёту. Во-вторых, уже вторым в этом году.
Первая выставка прошла в апреле, и многие участники сетовали на не слишком удачное время — перед майскими праздниками, в преддверии дачного сезона, интерес к технике уступает более насущным нуждам. Вот и решили перенести всё на ноябрь, с расчётом на пик покупательского спроса. Мероприятие-то, как ни крути, коммерческое, технику привозят в конгресс-холл МТУСИ не только, чтобы своё умение показать, но и чтобы покупателей найти.
И все опасения оказались напрасными: не приехали лишь две фирмы, причём одна из Днепропетровска — из-за проблем с таможней. Несмотря на короткий промежуток между 12-й и 13-й выставками, прогресс всё же налицо. Об этом говорит не только возросшее качество звучания, но и появление современных видов техники, реально востребованной рынком. Это, прежде всего, мультимедийное устройство EcoSound One, цифровой источник на базе компьютера от «Аудиоинструмента», усилители для наушников со встроенными ЦАПами (Mycroft, EcoSound) и даже сами наушники собственного производства (Mycroft, «Степной Волк»). Заметно изменилось отношение к дизайну, многие экспонаты выглядят не хуже, а некоторые и лучше зарубежных.
Прослушивания проводились параллельно в двух залах. В общем экспонаты демонстрировались по очереди, по 15 минут на каждую систему. Дабы избежать овертайма, участникам для наглядного отсчёта времени вручались большие песочные часы. Более вдумчивые, индивидуальные сессии проходили в специально оборудованном зале «Эксклюзив» на первом этаже. Там же по традиции Дмитрий Свобода провёл несколько мастер-классов. Расписание прослушиваний выводилось на большой экран — этот опыт, кстати, мог бы пригодиться организаторам других выставок.
Если же говорить о ситуации с российскими производителями в целом, то она не меняется уже много лет. Серийный выпуск освоили единицы, остальные по-прежнему перебиваются случайными заказами. Да, для раскрутки нужны инвесторы, но я не слышал, чтобы их поиском кто-то занимался всерьёз — разрабатывал бизнес-план, готовил портфолио с проектами. И это не утопия, если проявить настойчивость и целеустремлённость, можно добиться многого. Пример — недавно вышедшая на рынок компания Tarim Adio. Александр Тарим показывал свои первые усилители на предыдущих «Российских хай-эндах», а теперь у него свой брэнд и грамотно выстроенный маркетинг. И нынешним участникам хочу пожелать, чтобы выставка была не просто возможностью показать свой потенциал как разработчика, а стала бы стартовой площадкой для собственного бизнеса.
Открытие выставки. Слева направо: главный организатор Дмитрий Свобода, проректор по научной работе МТУСИ Виктор Алёшин и ветеран «Российского хай-энда» Владимир Стародубцев
Современная реплика на тему акустики Гарри Олсона 40-х годов. Басовые головки RCA в классическом оформлении Jensen Ultra Fflex, твитер помещён в рупор. За счёт этого удалось согласовать все полосы по скорости и получить нейтральное звучание с быстрым басом. Высокая чувствительность, порядка 95 дБ, позволяет работать с ламповыми усилителями (студия-клуб «Степной Волк»)
Полная система Aleks, которая теперь включает 100-ваттные моноблоки на ГУ-48 и виниловый проигрыватель собственной конструкции. Это первая подобная отечественная конструкция, выпускаемая серийно. Заметен и качественный рост техники этой фирмы — с каждой выставкой она звучит всё лучше и лучше
Акустика Illuminati SeHi (Санкт-Петербург) создавалась для работы в комнатах от 35 кв. м. Трёхполосные полочники с широким диапазоном построены на динамиках Swans и Seas Excel, в фильтрах используются конденсаторы Mundorf и ленточные катушки. При проектировании ставилась цель получить максимальное богатство тембров и чёткое построение звуковой сцены. Обратите внимание на качество изготовления корпусов — работа просто великолепная (мастер — Влад Съёмщиков)
У Георгия Крылова к каждой выставке что-нибудь новое. На это раз — трёхполосная система с двумя 8-дюймовыми басовиками ScanSpeak 21W/855501, среднечастотником 15M/4531G04 и твитером ScanSpeak D2905/9900. Суммарная площадь НЧ-драйверов получилась порядка 440 кв. см, что чуть меньше, чем у типовой 12-дюймовой головки. Бас и впрямь получился хороший — плотный, быстрый и разборчивый
Особенность усилителя Александра Трусова («ООО АТ») в том, что на каждый выходной транзистор из параллельной сборки задействован отдельный драйвер. До 12 — 15 Вт выходной каскад работает в классе А, полоса пропускания тракта 1,3 МГц по -3 дБ. Общая компоновка и трассировка (моножила, короткие связи) продумана с расчётом на малые интермодуляционные и динамические искажения. DIM не превышают 0,00001% на полной мощности, а это 150 Вт RMS на 8 Ом. Усилитель демонстрировался с винтажными студийными мониторами дальнего поля SH922A, предоставленными Акустическим центром МТУСИ. По динамике и натуральности передачи тембров — лучший звук на выставке
ООО «Майкрофт» специализируется на усилителях для наушников, в т.ч. и со встроенными ЦАПами. Модель, что на фото, допускает автономную работу, имеет 4 цифровых входа, в т.ч. Bluetooth, собран на мультибитном чипе. Громкость регулируется лестничным аттенюатором с релейным переключением. Выпускаются также арматурные стереотелефоны собственной конструкции. Всё производится в Москве на разных предприятиях
Ламповый усилитель Lynx Audio на выходных тетродах 6L6 в исполнении Сергея Жукова. Бескомпромиссная конструкция на массивном шасси, тщательный подбор элементов
На вопрос, сколько времени ушло на сотворение этой акустики, её автор, Сергей Бать, ответил: «Вся предыдущая жизнь плюс две недели». Цель — создать системы для маленьких комнат, чтобы там не было проблем со стоячими волнами. В конструкции учтены возможные отражения от пола, стен и потолка. Системы закрытые, с низкой добротностью, чтобы избавиться от горба на верхнем басе. Специально заточены под рок-музыку — «чтобы на фоне этого грохота и скрежета были разборчивы фонемы вокала». Системы демонстрировались с ЦАПом, усилителем и кабелями от лаборатории Вадима Вязникова
Мультимедийный сервер SOLO компании EcoSound — компьютер, мультибитный ЦАП и усилитель мощности в одном корпусе. В нынешней версии улучшен графический интерфейс, поставлены новые конверторы с более высокими характеристиками. Стоит около 300 тыс. руб. Ещё одна новинка — миниатюрный усилитель для наушников с мультибитовым ЦАПом, поддерживающим частоты сэмплирования до 352 кГц. Питание универсальное, от 12 до 28 В
Новые моноблоки Light Angel лаборатории Мусатова и Разина, построенные на ГУ-81 в ультралинейном включении с катодной обмоткой, выдают до 150 Вт при 5% искажений. Усилители имеют развитую систему самодиагностики, индикации и защиты. Мощное и при этом комфортное звучание
За последние годы компания «Аудиоинструмент» прошла эволюцию от моточных изделий к усилителям, источникам сигнала и наконец акустическим системам. На фото — дебютная модель, построенная на динамиках Sonido. Особенности: отдельный бокс для СЧ-драйвера, общий объём 205 л, чувствительность 94 дБ, фильтры 1-го порядка. Демонстрировался также цифровой источник на основе компьютера под ОС eComStation
Tulip Acoustic — не системы для озвучивания залов, как это может показаться на первый взгляд, а вполне грамотная акустика с правильным тембральным балансом. Правда, в таком исполнении слушать приходилось стоя. С другой стороны, не было проблем с ранними отражениями от пола
У лаборатории Евгения Анашкина новый гибридный усилитель, построенный по принципу «двойное моно». Мощность 2 х 200 Вт на 4 Ом, корпус из фрезерованного алюминия. Подключался к балансному предварительному усилителю с трансформаторным входом/выходом и полосой 2 Гц — 200 кГц. Появился двухтактник на КТ88 с триодным и пентодным включением, по 100 Вт на канал, а также параллельный оконечник на 300В. На вопрос, почему у новых моделей нет названий, Евгений ответил: «Я много всяких усилителей делаю, и каждый раз ломать голову над названием — да ну его»
Очень интересная акустика Noise Fabrik (Тверь) с линейкой трёхдюймовых широкополосников по сторонам ленточного твитера. Басовая секция состоит из пары 15-дюймовых головок в открытом акустическом оформлении.
Демонстрировались с усилителями Olviс Sound (Самара). Девиз фирмы — «Бюджетный — не значит плохой». Интегральники гибридные, что в самом деле позволяет сочетать невысокую цену с хорошим звучанием. Особенности: короткий тракт, отсутствие ООС, высококачественные комплектующие, драйвер на двойном триоде. Мощник работает в классе А, выходная мощность 20 Вт. Цена модели со встроенным фонокорректором — 55 тыс. руб.
В акустических системах «Дориус» заложен принцип многокамерных резонаторов. При последовательном прохождении волн от малых объёмов к бОльшим высокое давление и малый ход диффузора трансформируется в низкое давление и большой ход. За счёт этого головки Fostex с малым смещением подвижной системы раскачивают вполне приличный бас. Действительно, эта акустика отличается очень собранным и детальным звучанием
Проигрыватель московской студии-клуба «Степной Волк» с роликовым приводом. Огромный двигатель, как от стиральной машины. Масса — убрать рокот, массив ясеня с хорошими резонансными свойствами. Тонарм самодельный, на базе Rek-o-kut
Появилась новая версия усилителя Oberton на ГМ70. По мнению Владимира Стародубцева, в предыдущем варианте лампа не давала нужного драйва. Проблема оказалась в большой индуктивности выходного трансформатора, необходимой для получения глубокого баса. Пришлось уменьшить количество витков, но, чтобы не потерять бас, трансформатор перенесён в катодную цепь, за счёт чего появились энергетика и скорость. Теперь усилитель выпускается в двух вариантах по желанию заказчика
Трёхполосная акустика «Топаз» Акустического центра МТУСИ. Большой объём басовой секции и применение ленточного твитера позволили вынести обе частоты раздела за границы вокального диапазона. Главные цели — высокая натуральность звучания и правильное построение сцены — были достигнуты
Автор этого монстра — аудиоинженер Виктор Николаевич Пастухов. По его словам, 15 лет назад он впервые услышал звучание рупорной акустики и заболел ею. Представленная конструкция рождалась постепенно, каждый раз в звуке чего-то не хватало, и один за другим добавлялись драйверы. В данной конструкции на каждый динамик (а их порядка 20) работал свой канал усиления, вся электроника предоставлена А. Сырицо. Система создавалась для дома, причём у автора, помимо неё, в комнате стоят ещё две рупорные конструкции поменьше
По признанию Виталия Короткова (ТКВ- Sound), применение рупоров во многих конструкциях объясняется желанием произвести чисто внешний эффект. Хотя оформление рассчитывается под конкретные динамики, цель здесь не в повышении SPL, а в исключении боковых отражений. Вся акустика на базе динамиков Beyma, средняя чувствительность АС 97 дБ