НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
У этих мониторов есть как минимум две особенности, которые выгодно отличают их от продукции других производителей. Во-первых, это «не Китай» — и корпуса, и головки производятся во Франции. Во-вторых, диффузоры мидбасов изготовлены из недавно запатентованного материала Flax с уникальными свойствами.
О диффузорах «F» я впервые рассказал месяц назад, хотя представили их ещё на февральской конференции Focal в Сент-Этьене. Там же было наложено строжайшее эмбарго на распространение информации до осени 2013 года. Теперь, когда патент получен и линейка Aria 900 запущена в производство, можно раскрыть секрет.
Коротенькая справка для тех, кто не читал предыдущий номер журнала. «F» означает flax, т.е. лён, а сам диффузор представляет собой сэндвич, состоящий из внутреннего слоя льняной ткани толщиной 0,4 мм, на который с обеих сторон нанесена тончайшая стеклянная плёнка. Лён, как известно, на 80% состоит из целлюлозы, имеющей высокую прочность и малый удельный вес. Тканая структура обладает хорошими демпфирующими свойствами, а стеклянное покрытие предотвращает поглощение влаги и увеличивает стойкость к изгибным деформациям. По совокупности параметров Flax превосходит Polyglass, а в производстве дешевле, чем сэндвич W, поскольку лён во Франции издревле выращивается в огромных количествах, а кроме того, при изготовлении диффузоров F требуется меньше ручного труда.
Именно такой диффузор у 6,5-дюймового мидбаса, установленного в двухполосных мониторах Aria 906. Он работает на фазоинвертор, порт которого выведен на лицевую панель. Твитер TNF с инвертированным куполом и подвесом из порона (материала с хорошей памятью формы) помещён в волновод, расширяющий диаграмму направленности по горизонтали. Высокая частота раздела (по паспорту 2800 Гц) выбрана с тем расчётом, чтобы весь голосовой спектр воспроизводился одним динамиком. При этом фазовые и частотные искажения будут меньше, а звучание — натуральнее.
Конструкция компактного корпуса из MDF рассчитывалась по минимуму резонансов. Он заужен к задней части и слегка закруглён спереди, следовательно, боковые стенки не параллельны. Соответственно, повышена жёсткость и созданы неблагоприятные условия для возникновения внутренних стоячих волн.
Внешняя отделка безупречна и по-французски изящна. Лицевая панель оклеена искусственной кожей, а боковины — виниловой плёнкой под качественный ореховый шпон. На верхней плоскости сделана накладка из чёрного полированного пластика с серебристым логотипом Focal. Жёсткие выпуклые грили крепятся на магнитах. Входных клемм всего две, их верхние «барашки» изолированы. При транспортировке твитеры закрываются овальными целлулоидными пластинками — мелочь, а приятно.
Как выяснилось по ходу пробного прослушивания, для полной реализации музыкального потенциала 906-х достаточно выполнить три условия. Первое — обязательно прогреть новые мониторы перед прослушиванием не менее двух-трёх часов на громкой музыке. За это время уходит жёсткость из верхней середины, звучание в целом становится комфортнее для восприятия. Второе — поставить АС на тяжёлые стойки, при этом бас субъективно получается глубже и конкретнее. И наконец, для выравнивания тонального баланса в ВЧ-области стоит поэкспериментировать с направленностью твитеров. В нашей, не слишком заглушенной, комнате лучший результат дала расстановка мониторов параллельно передней линии. После этого виртуальные источники сфокусировались чётче, а в звуковой сцене появилась ощутимая пространственная перспектива.
Но в любом случае первое, на что обращаешь внимание, это чистота и полная свобода, царящие в верхнем диапазоне. Не знаю, что даёт такой эффект — подвес из порона или другие хитрости, но по ясности и прозрачности твитеры TNF не уступают ленточным излучателям и не имеют их недостатков. Тарелки очень хороши — лёгкие, воздушные, с ярким натуральным спектром и обилием «шершавых» гармоник. И сцена выстроена великолепно, в ней всё чётко зафиксировано во всех трёх измерениях. При этом не могу сказать, что мониторы исчезают в пространстве, их присутствие ощущается на краях панорамы, поэтому нет впечатления, что все мнимые источники сконцентрированы в её центре.
Динамика вполне достойная для драйверов такого калибра, лишь на очень высокой громкости можно заметить лёгкую компрессию, причём заметных искажений и окраски при этом нет. Характер баса можно описать как умеренный, без попыток объять необъятное, и предельно точный. Внятность и быстрая атака придают звучанию собранность и ритмическую точность.
По своему характеру Aria 906 очень музыкальны, они способны не только создать иллюзию реального события, но и передать его настроение. И что ещё свидетельствует об уровне исполнения — сложные произведения не упрощаются, но кажутся легче для восприятия, не вызывают ощущения дискомфорта.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD»
- 2. The Beggars Opera. Original songs & airs. Harmonia Mundi, 2003
- 3. 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006
Focal Aria 906
Производитель: Focal-JMLab (Франция)
http://www.focal.com/ru/
Конфигурация: 2 полосы, 2 излучателя || Подводимая мощность: 25 — 120 Вт || Частота разделения полос: 2800 Гц || Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 4,6 Ом || Чувствительность (2,83 В/1 м): 89,5 дБ || Воспроизводимый диапазон: 55 — 28000 Гц (при неравномерности -3 дБ) || Габариты: 390 х 225 х 250 мм || Масса: 8,5 кг || Цена за пару: 40000 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD-22 (66500 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Cardas Clear Light RCA 1 м (32700 руб.)
- — акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м (46485 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/4300 руб.)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Focal Aria 906
Фазоинверторная система, настроенная на 52 Гц, что довольно низко для столь небольшого объёма корпуса и компактного драйвера. Номинальное сопротивление — 5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах оно почти постоянно и на верхнем пределе измерений достигает 12 Ом. Соответственно, на высоких частотах усилитель будет работать в облегчённом режиме с меньшими искажениями. С этими АС отлично споётся любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся высоко, в районе 3000 Гц, поэтому самый важный, вокальный диапазон воспроизводится одним излучателем. Судя по высокому пику вблизи частоты раздела, фильтры здесь несложные, без компенсации реактивной составляющей. Тем не менее фазовая характеристика (верхняя кривая) не имеет резких перегибов.
Амплитудно-частотная характеристика Focal Aria 906
Столь образцовую линейность редко встретишь даже у дорогих студийных мониторов. Что касается повышенной отдачи твитера, то она: а) легко компенсируется лёгким разворотом колонок относительно слушателя и б) будет очень полезна в комнате с мягкой мебелью. Характеристика фирменного твитера TNF с вогнутым куполом абсолютно линейна при отклонениях от акустической оси на 30 град. (зелёная кривая) и лишь слегка меняется при 50 (красная). Диаграмма излучения чрезвычайно широка, так что чёткая сцена и точная локализация источников гарантированы даже в самых неблагоприятных акустических условиях.
Чувствительность — порядка 89 дБ, поэтому особо мощный усилитель для совместной работы не потребуется. Фазоинвертор имеет резонанс на 1500 Гц, но он не настолько значителен, чтобы его можно было заметить на слух.
Комментарии [4]
Сергей
Лучше, конечно же, по звуку. Особенно нравятся высокие частоты у Арии. Есть ли у какой-нибудь акустики до 100000 твиттер лучше? И если есть такая, то, чтобы по остальным диапазонам тоже была не хуже.
Сергей
Добрый день. Как считаете, до 100000 рублей есть сейчас что-то лучше на рынке акустики?
Руслан Тарасов
Смотря что вы подразумеваете под лучшим. За последние лет пять вышло немало новой акустики и с продвинутым дизайном, и с высокими данными, и с интересным музыкальным звучанием.
Денис Геннадьевич
Доброго! Вопрос весьма субъективный. Всё зависит от того, какой звук ищите.