Выход на бис
Yamaha продолжает расширять хай-файный модельный ряд. Это означает, что интерес покупателей к хорошей домашней технике для воспроизведения музыки не ослабевает. Новая «трехтысячная» серия, фактически ставшая флагманом, возвращает нас к традициям, заложенным компанией ещё в «золотом веке» аудио.
Говорят, первое впечатление может обмануть, но сейчас это вряд ли такой случай. Новые топ-модели Yamaha смотрятся невероятно солидно. И проигрыватель, и усилитель «трёхтысячной» серии выполнены в одинаковом дизайне и форм-факторе, каждый имеет усиленное шасси, деревянные боковые панели, толстые верхние крышки, в которых профрезерованы вентиляционные щели. Дизайн — этакая неоклассика Hi-Fi. Множество ручек, кнопок, тумблеров… Фасад усилителя даже украшен стрелочными индикаторами с переключаемыми режимами работы — VU и PEAK. И выглядит всё это не старомодно, а очень свежо и привлекательно.
Корпуса новых компонентов не так просты, как кажутся. Силовыми распорками они поделены внутри на различные уровни и секции, чтобы, с одной стороны, исключить и влияние электромагнитных наводок от одних электронных частей на другие, а с другой — обеспечить должную механическую защиту от вибраций. Компоновочная схема интегральника будто развернута задом наперед. Гигантский тороидальный трансформатор установлен практически за передней панелью, по сторонам от него — оконечники с мощными радиаторами, а тыльный отсек отведён банку из четырёх крупных буферных ёмкостей.
Предварительная же секция закреплена непосредственно у задней стенки, у входных и выходных гнезд. Последние на A-S3000 представлены не только линейными терминалами для четырёх источников, но и фоновходом плюс парой балансных гнезд, притом с переключаемой чувствительностью. Продуманное расположение блоков позволяет сократить путь музыкального сигнала и в то же время организовать практически прямые цепи питания, избежав в них даже ничтожных энергетических потерь.
Интересен в плане конструкции и проигрыватель СD-S3000. Его система питания разделена на две части (каждая — со своим трансформатором), которые физически разнесены друг от друга и стоят по углам сразу за передней панелью. Даже опорные ножки у новых компонентов непростые — их можно дополнить прилагаемыми шипами или эластичными амортизирующими подкладками.
Схемотехника интегральника примечательна полностью балансной топологией. Сигнал по всем звеньям тракта — блок регулирования громкости (он, кстати, у A-S3000 аудиофильский, лестничного типа, т.е. без потерь качества), темброблок, промежуточное и оконечное усиление — передается в дифференциальном виде. Выходной каскад на полевых транзисторах выполнен также по симметричной мостовой схеме. Это, кстати, нужно учитывать при подключении колонок — ни одна из акустических клемм не соединена с «землёй» усилителя.
Проигрыватель СD-S3000 оснащён считывающим высокоскростным механизмом собственной разработки с шикарным алюминиевым загрузчиком, привод которого совершенно бесшумен. На заводе этот узел в сборе после монтажа на шасси проигрывателя тщательно выравнивается и балансируется. Цифровой тракт расширен входом USB, который вдобавок поддерживает протокол ASIO 2.3 для профессиональной работы с компьютерным звуком. Конвертором служит лучший 32-битовый процессор из линейки ESS Technology — восьмиканальный чип 9018, способный работать и с однобитовым потоком данных DSD при воспроизведении SACD. Однако «мультиЦАПовость» этого процессора не подразумевает вывода многоканального звука. На выход подаётся только стереосигнал — либо в стандартном линейном виде, либо в балансном. Следующая за ЦАПом аналоговая секция реализована на однокаскадных дискретных схемах, преобразующих ток в напряжение.
Из важных функциональных особенностей A-S3000 отмечу наличие селектора АС, четырёхпозиционного триммера чувствительности для телефонного выхода, переключатель типа картриджа для фонокорректора. Кнопки отключения темброблока нет, но сама функция имеется — этот каскад автоматически переключается на линейный обходной режим при установке регуляторов тембра в фиксированное среднее положение. У проигрывателя, помимо обязательной функции выбора слоя SACD, имеется селектор цифрового входа (USB, Coax, TOSlink) и однорежимный Pure Direct. При его активации отключается дисплей и заглушаются цифровые входы — все потенциальные источники помех.
Прослушивание я вел по «подменной» методике, когда новыми компонентами последовательно заменяются другие блоки в уже отлаженной референсной системе. Так, сначала вместо проигрывателя Bryston BCD-100 я включил CD-S3000, и японский аппарат достойно принял эстафету. Проигрыватель Yamaha звучит не так резко и борзо по динамике на фоне «канадца», но по всем остальным статьям превосходит его. Чувствуется прибавка в пластике звучания, тембры ещё чище и богаче, но нисколько не переиграны, детальность вообще выше всяких похвал. Но больше всего подкупает способность CD-S3000 формировать в пространственной сцене очень точные и телесные образы. Такой звук — пусть и спокойный по темпераменту, но холеный, уверенный и бесконечно проработанный — можно слушать часами.
Произвожу ещё одну замену — переключаю все компоненты с Bryston на A-S3000. Первое впечатление не самое приятное. После плотного и крепко поставленного саунда «канадца» звуковая сигнатура усилителя Yamaha воспринимается сухой, скупой на краски и даже агрессивной, хотя нет и намёка на транзисторную жёсткость. Но уже спустя минут пять-десять A-S3000 полностью завладел моим вниманием. Это реально суперинформативный усилитель! Он обрушивает шквал подробностей и каких-то совсем ускользающих деталей. Но этот поток не дезориентирует, не отвлекает, а дополняет музыкальную картину, делает её понятнее. И манера передавать дисканты на самом деле вовсе не агрессивная, а скорее, острая, без малейшей замыленности, отчего верхний диапазон озвучивается без какой-либо окраски и совсем беспристрастно, как у лучших усилителей High End.
Впрочем, в любой полосе A-S3000 демонстрирует признаки высокого класса. Бас контролируется практически железно. Атака чистая и полная, низкие послезвучия не растягиваются и не упрощаются. Мидбас плотный, отрывистый, но не буйный. Середина полностью открыта от низов и до верхов. Может показаться, что в этом диапазоне не слишком много музыкальной пластики, а на самом деле усилитель просто не добавляет в звук ничего от себя — как звучит в оригинале какой-нибудь инструмент или голос, такими он их выдаёт. Когда все базовые параметры в полном порядке, то и сцена не преподносит сюрпризов — пространство у A-S3000 хорошо сфокусировано, масштабно и чётко спланировано.
Переключение на балансное соединение в паре «проигрыватель — усилитель» даёт ещё более чёткое и быстрое по динамике звучание, но в то же время оно и менее аккуратное на ВЧ. Детальность, которая и так кажется до неприличия откровенной, становится вообще запредельной. Пробую включить Pure Direct — легкий эффект очищения есть, но гармонии он не добавил. Пробую слушать SACD и снова поражаюсь способности компонентов Yamaha концентрироваться на мельчайших нюансах. Так и напрашивается аналогия с оптическими приборами — с микроскопом или телескопом. Звучание становится пластичнее лишь в том случае, когда я снова возвращаюсь к линейному соединению. Но это следует объяснить тем, что здесь межблочные кабели куда выше по классу. Также замечу, что балансное подключение по всем статьям оказалось лучше, когда я вместо нашей эталонной акустики подключил системы с мягкокупольными пищалками.
На том, как звучит проигрыватель в режиме USB DAC, подробно останавливаться не буду, иначе придётся повторяться. При согласовании с компьютером на тех же частотах, в которых записаны сами аудиофайлы (например, 44,1 кГц для стандартных несжатых рипов в WAV, 96 или 192 кГц для 24-битовых студийных FLAC), получается воспроизведение, близкое по характеру к оригинальному при проигрывании CD или SACD.
Вообще ощущение оригинальности, прикосновения к чему-то неподдельному не покидает, пока слушаешь музыку на этих компонентах. Искренне говорю: удивила Yamaha.
CD-проигрыватель Yamaha CD-S3000
Производитель: Yamaha Corporation (Япония)
http://ru.yamaha.com
Цифровые выходы: Coax, TOSLink || Цифровые входы: USB, Coax, TOSlink || Аналоговые выходы: линейные RCA и балансные XLR || Отношение сигнал/шум: 116 дБ || Динамический диапазон: СD — 100 дБ, SA-CD — 110 дБ || Воспроизводимый диапазон: CD — 2 — 20000 Гц, SACD — 2 — 50000 Гц || Гармонические искажения: 0,002% || Габариты: 435 х 142 х 440 мм || Масса: 19,2 кг || Цена: 230000 руб.
интегральный усилитель Yamaha A-S3000
Входы аналоговые: Phono, 4 RCA, 2 XLR, Main In || Выходы: Rec, Pre Out || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходная мощность (4 Ом, 0,7%): 170 + 170 Вт || Динамическая мощность (8/6/4/2 Ом): 120/150/200/300 Вт || Демпинг-фактор: 250 || Воспроизводимый диапазон: 5 — 100000 Гц || При неравномерности: -3 дБ || Искажения: 0,025% || Отношение сигнал/шум: 103 дБ || Габариты: 435 х 180 х 464 мм || Масса: 24,6 кг || Цена: 280000 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Межблочные кабели XLR Linn Silver Balanced Interconnet (10200 руб.)
- Акустические кабели Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика
Yamaha A-S3000
При отключении регуляторов тембра частотная характеристика усилителя абсолютно линейна в пределах всего звукового диапазона. Глубина коррекции составляет +10/-10,5 дБ по НЧ и ±8 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 1000 Гц. Это классическая хай-файная регулировка, позволяющая выровнять АЧХ системы с полочной акустикой, а при необходимости — избавиться от проблем с басом в конкретном помещении.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Yamaha A-S3000
Уровень искажений чрезвычайно низок, и, что самое интересное, он падает с повышением выходной мощности — от 0,008 % при 0,1 Вт (8 Ом) до 0,0024% при 90 Вт. Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%, 1 кГц) у данного экземпляра составила 100 и 180 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается в 1,8 раза. Хороший показатель, свидетельствующий о высокой энерговооруженности усилителя. И это действительно так — на фото можно видеть тороидальный сетевой трансформатор колоссального размера и четыре гигантских накопительных конденсатора.
Спектр искажений Yamaha A-S3000
Общий коэффициент искажений порядка 0,006% при выходной мощности 17 Вт получен в основном за счёт трёх первых гармоник. При этом 2-я гармоника выше 3-й, во всём остальном спектре наблюдается соотношение, характерное для полностью балансного усилителя. Составляющие высоких порядков имеют чрезвычайно низкую амплитуду, поэтому звучание аппарата может быть очень чистым в верхнем диапазоне. Но стерильным и холодным оно вряд ли покажется благодаря доминированию 2-й гармоники.