РАЗДВОЕНИЕ ЧУВСТВ
В линейке внешних цифро-аналоговых конверторов Hegel — смена лидера. Норвежский производитель относит недавно вышедшую модель HD25 к классу High End, сделав всё возможное, чтобы привлечь внимание взыскательных любителей музыки. Новинка гармонично сочетает в себе как испытанные временем, так и инновационные технические решения.
Аппарат, хотя и выполнен в том же «половинном» форм-факторе, что и предыдущие ЦАПы Hegel, имеет весьма существенные схемотехнические и функциональные отличия. Главное из них — возможность принимать сигнал до 24 бит/192 кГц не только по коаксиальному входу, но и по USB. Для этого в HD25 была разработана отдельная интерфейсная плата с современным асинхронным приёмником AK4115VQ от AKM Semiconductors. Более того, эта плата гальванически развязана от основного тракта через импульсные трансформаторы, чтобы снизить уровень помех, приходящих из компьютера. Такие же развязки стоят на обоих коаксиальных входах. Они не только препятствуют образованию земляных петель, но и обеспечивают правильное 75-омное волновое сопротивление через гнёзда RCA*. Помимо перечисленных входов, в HD25 есть и один оптический.
* Реальное волновое сопротивление 75 Ом, на которое рассчитано большинство цифровых приёмников, имеют только профессиональные разъёмы BNC. Оно определяется исключительно геометрическими пропорциями «папы» и «мамы».
В качестве конвертора сигнала был выбран чип AK4399EQ — стереофонический 32-битовый дельта/сигма ЦАП со встроенным цифровым фильтром и балансным аналоговым выходом для каждого канала. После него сигнал фильтруется от ВЧ-помех, усиливается линейными каскадами собственного изобретения и поступает на разъёмы XLR. Выходы RCA здесь вспомогательные, сигнал на них суммируется с помощью операционных усилителей.
Динамический диапазон упомянутого выше ЦАПа — 123 дБ, и, чтобы не ухудшить этот показатель, в последующих цепях используются малошумящие кремниево-германиевые транзисторы. Цифровой фильтр может работать в двух режимах по выбору слушателя — обычном и с минимальной временной задержкой.
В HD25 также имеется цифровой регулятор громкости на 100 шагов, положение которого высвечивается крупными символами на индикаторе. Туда же на короткое время выводится аббревиатура выбранного входа. Стоит сказать и о любопытной эргономической фиче: чтобы переключиться на другой источник, достаточно ткнуть пальцем в лицевую панель. Она изолирована от корпуса и, по-видимому, служит ёмкостным датчиком.
При включении аппарат некоторое время мигает дисплеем, после чего переходит в рабочее состояние. Режим Standby не предусмотрен, можно лишь отключить питание клавишей на задней панели. Там же находится микропереключатель, задающий режим USB-интерфейса. В положении «А» он принимает сигнал до 24/96, а в «В» — 24/192.
С пульта ДУ карточного типа выбираются нужный вход, уровень громкости и режим цифрового фильтра, а также режимы воспроизведения аудиофайлов с компьютера или медиасервера. При выключении ЦАП запоминает заданные установки.
В описании говорится, что при работе по USB в режиме «А» ЦАП автоматически определяется операционными системами Windows и Mac OS как внешняя звуковая карта, а для воспроизведения файлов 24/192 (режим «В») необходимо скачать драйвер с сайта Hegel. Мой ноутбук под Windows 7 в режиме «А» ЦАП увидел, сказал, что «устройство работает нормально», но после переключения со встроенной звуковой карты на внешнюю сигнала на выходе HD25 не было. И лишь после установки 25-мегабайтного драйвера аппарат заработал в обоих режимах.
Который раз убеждаюсь, что ноутбук с автономным питанием — очень интересный цифровой источник. Особенно с таким деликатным конвертором, как Hegel HD25. И хотя звучание ни за что не спутаешь с аналоговым, оно очень музыкально. ЦАП не кажется аналитичным, он воспринимает музыку не совокупностью отдельных частей, а преподносит её как единое целое, с плавным и размеренным течением. При этом прозрачность такая, что в общей картине можно различить всё до мельчайших подробностей. Ощущение цельности обусловлено ровным, естественным тональным балансом, когда ни один участок рабочего диапазона не выпячивается и не игнорируется. Независимо от музыкального жанра вы услышите и нижнюю октаву, и всё богатство спектра в середине, и «серебро» вблизи верхней границы слышимости. Точно передаётся ритмическая структура произведений, хотя некоторые, наиболее сложные, фрагменты субъективно воспринимаются как более медленные, спокойные. Впрочем, рок-музыка звучит вполне адекватно, заводно.
Разница между фонограммами 24/96 и 24/192 ощущается не столько в прорисовке верхнего регистра и общем разрешении, сколько в формировании пространства. Чем ниже разрешение файла, тем заметнее уплощается сцена, а передний план по геометрии больше напоминает подкову. Конечно, восприятие сильно зависит и от качества исходной фонограммы. Переключение режимов цифрового фильтра не дало заметного эффекта, разница была на уровне самовнушения.
А вот при работе с CD-транспортом по коаксиальной линии всё оказалось совсем иначе. Заметно усилился драйв, хотя звучание в целом стало несколько грубее. Нюансировка не ухудшилась, но отдельные детали подчёркивались, а другие, наоборот, игнорировались. Удар в нижнем регистре обрёл силу и более внятную атаку, но слегка упростился по структуре. Переключение фильтров с «обычного» на «быстрый» субъективно повысило разрешение картины. Звучание не стало резче или контрастнее, в нём появился «бархат», а у тарелок — ореол обертонов.
Чтобы понять, что же всё-таки интереснее, аудиофайлы или CD, сравнил две записи — скрипичные концерты Сибелиуса в исполнении Анны-Софи Муттер с симфоническим оркестром. Компьютерный вариант подкупал мелодичностью, доходчивой передачей сути произведения и великолепно выстроенным пространством. Правда, наблюдалась некоторая отстранённость, словно музыка играет для кого-то другого. Воспроизведение с компакт-диска кажется более конкретным и более близким к слушателю. В партиях скрипки проскакивают довольно резкие ноты, но так бывает и в жизни. Но самое главное, мощно передаётся экспрессия, лишь слегка обозначенная в предыдущем случае. И если каждый инструмент звучит очень достоверно, то картина в целом воспринимается более схематичной, немного упрощённой.
При таком неоднозначном характере HD25 даёт полную свободу в выборе источника — в зависимости от жанровых предпочтений, характера звучания остальных компонентов и особенностей помещения.
Hegel HD25
Производитель: Hegel Music Systems AS (Норвегия)
www.hegel.com
ЦАП/цифровой фильтр: 32 бита || Цифровые входы: коаксиальные (2), оптический, USB-B (24/192) || Аналоговые выходы: XLR, RCA || Диапазон частот: 0 — 50000 Гц || Шумовой порог: -145 дБ || Уровень искажений: <0,0005% || Выходное напряжение (при 0 DBFS): 2,5 В || Габариты: 260 х 210 х 60 мм || Масса: 3,5 кг || Цена: 99000 руб.
КОМПОНЕНТЫ
Транспорт Primare CD22 (66500 руб.)
Ноутбук Acer 3820T (24000 руб.)
Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
Кабели:
— цифровой van den Hul The Rock (28160 руб.)
— межблочные Cardas Clear Light RCA 1 м (32700 руб.)
— акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м (46485 руб.)
— сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/4300 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
2. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve, 1958
3. Jimmy Page & Robert Plant, «No Quarter». Atlantic, 1994
4. Аудиофайлы в формате FLAC с разрешением до 24/192