НИЧЕГО ЛИШНЕГО
Британская Audiolab в прошлом году громко напомнила о себе, получив престижную награду от ассоциации EISA за высококлассный и функционально продвинутый цифровой конвертор М-DAC. И вот недавно вышла его «облегчённая» версия — Q-DAC. Свежеиспечённый компонент мы опробовали в паре с ещё одной новинкой, усилителем мощности M-PWR, выполненным в том же компактном форм-факторе.
Начнем с того, что оба компонента вполне доступны. Новый конвертор, к примеру, в полтора раза дешевле M-DAC, а цена 60-ваттного двухканальника M-PWR на четверть ниже, чем у полноразмерного оконечника Audiolab 8200P. Примечательно, что удешевление не отразилось на конструктивном исполнении компонентов. Как и все аудиолабовские блоки, и Q-DAC, и M-PWR выглядят весьма серьёзно. Корпуса собраны из прочных и тщательно подогнанных друг к другу алюминиевых пластин, покрыты чёрной порошковой эмалью и снабжены эластичными опорами.
На чём сэкономили? С лицевой панели конвертора убрали вращающуюся ручку — выходной уровень теперь задается кнопками. Поменьше стала матрица монохромного OLED-дисплея. Попроще выглядит задняя панель: число цифровых входов с пяти сократилось до трёх, аналоговые выходы теперь представлены лишь линейными гнездами RCA. То, что преобразователь не имеет балансного выхода, огорчает даже больше, чем упразднение дистанционного управления. Ведь в усилителе M-PWR есть то, чего лишён, к примеру, полноразмерный 8200P — пара входов XLR! А как заманчиво было бы в столь доступных компонентах получить все преимущества балансной топологии…
Новый конвертор слегка отличается и электронной начинкой. Его внешний 15-вольтовый блок питания выглядит массивнее и солиднее того, что в комплекте M-DAC. Вход USB обслуживает новый цифровой приёмник, обеспечивающий асинхронный приём данных с разрядностью до 192 кГц/24 бита. Это реальное достоинство, поскольку M-DAC поддерживал по USB лишь 96 кГц/24 бита. Правда, вместо референсного чипа ESS Sabre32 9018 стоит ES9016, но он имеет идентичную 32-битовую архитектуру, способен обрабатывать аудиоданные с частотой до 84,672 МГц, лишь немного уступает топовому в отношении сигнал/шум, а главное, даёт нам всё тот же уникальный набор из семи режимов цифровой фильтрации, которыми подкупал M-DAC. В меню функций «облегчённого» преобразователя я не нашёл лишь декоррелятора D3E, который фильтровал гармонические производные от частоты дискретизации (так называемый «гранулярный шум», или «фиксированные структуры», неизбежно возникающие в процессе квантования). Однако это вряд ли повод для сожаления — в нашем тесте декорреляция проявляла себя только на технических сигналах и оказывала ничтожное влияние на качество звучания музыки.
О том, как подключить к Q-DAC компьютер, работающий под управлением Windows или Mac OS X, рассказывать не будем. Процедура установки драйверов и настройки системы не отличается от тех, что были описаны в материале о M-DAC*.
Нет резона упоминать и разницу в звучании всех режимов фильтрации. Как и следовало ожидать, функции Sharp Rolloff, Slow Rolloff, Minimum Phase и Optimal Spectrum интересны лишь в качестве базы для сравнения системных настроек, а практическую ценность представляют лишь три главных фильтра — Optimal Transient и его разновидности XD и DD.
В «дефолтном» положении Optimal Transient XD конвертор выдает наиболее линейный и технически правильный звук. Нет ни заметных пространственных отклонений, ни тональных. Переключение в Optimal Transient DD придаёт саунду больше живости, укрупняет образы и даже немного подстегивает динамику. Как и на M-DAC, включение этого фильтра позволяет сделать интереснее и масштабнее воспроизведение больших симфонических составов — словно пересаживаешься из дальних рядов поближе к сцене. Если же включить просто Optimal Transient, получится обратный эффект — динамика станет деликатнее, звук немного потеряет в резкости, зато слегка отодвинется сцена, чётче прояснятся удаленные планы, богаче приоткроются именно гармоники, а не образы. К слову, с такой настройкой Q-DAC по характеру звучания весьма напоминал дорогой редакционный CD-проигрыватель, чуть уступая ему лишь в остроте локализации и телесности КИ.
Усилитель мощности удивил ещё больше. В динамике быстрого баса, в силе и чёткости воспроизведения самых резких динамических контрастов он просто мастер! Никогда не подумаешь, что аппарат отдаёт не более полста ватт на наши шестиомные колонки. Контроль нижнего регистра настолько хорош, что M-PWR может тягаться с лучшими импульсными усилителями. При этом бас у британца наряду с твердой ритмической структурой предлагает и пластику, и глубину. Не по плечу усилителю Audiolab только самый тяжёлый инфраниз.
Если принять в расчёт стоимость компонента, средний регистр по ясности стоит признать образцовым. Тонкие детали не замыливаются, образы не упрощаются. Верхний регистр подкупает открытостью и динамикой. В меньшей степени — чистотой. И формируемое звуковое пространство имеет несколько камерный вид.
Но мы обязаны сделать здесь важную оговорку. Усилитель испытывался лишь по небалансному входу! Будь в нашем распоряжении ещё и старший брат Q-DAC — конвертор с балансным выходом, этот небольшой оконечник, уверены, проявил бы себя ещё ярче.
заглянем внутрь
Основная плата смонтирована на толстом стальном поддоне, выполняющем также функцию экрана. Энерговооружённость усилителя обеспечивается внушительным тороидальным трансформатором и сглаживающим фильтром питания с двумя конденсаторами Samwha 10000 мкФ х 71 В.
Усилительная часть построена на мощных интегральных микросхемах со стёртой маркировкой, но, судя по корпусу, это LM3886. Современные чипы имеют высочайший качественный потенциал (поэтому применяются во многих очень дорогих усилителях), который определяется внешними элементами. А они здесь серьёзные — плёночные конденсаторы Wima, электролитические Nichicon Muse. Элементы цепи Цобеля установлены на выходных клеммах. Реле, отключающего акустику при возникновении нештатных ситуаций, в усилителе нет, но эффективная защита нагрузки предусмотрена в самих микросхемах.
Audiolab Q-DAC
Производитель: Audiolab/IAG House (Великобритания)
www.audiolab.co.uk
Входы: USB Type B, Coax, TOSLink || Выходы: Coax, TOSLink, линейный RCA, Phones 6,3 мм || Выходное напряжение: 2,2 В || Выходное сопротивление: 100 Ом || Мощность телефонного выхода: 0,5 Вт (300 Ом) || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || При неравномерности: ±0,2 дБ || Гармонические искажения: 0,002% || Динамический диапазон: 112 дБ || Потребляемая мощность: 12 Вт || Габариты: 246,5 х 59 х 230 мм || Масса: 3 кг || Цена: 25500 руб.
Audiolab M-PWR
Входы: RCA, XLR || Входное сопротивление: линейные входы 20 кОм, балансные входы 10 кОм || Номинальная выходная мощность: на нагрузку 8 Ом — 2 х 40 Вт, 4 Ом — 2 х 60 Вт || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || При неравномерности: -0,5 дБ || Гармонические искажения: 0,008% || Отношение сигнал/шум: 106 дБ || Габариты: 246,5 х 114 х 252 мм || Масса: 4,7 кг || Цена: 22900 руб.
*См. http://www.salonav.com/arch/2013/01/046.htm.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
Стереотелефоны Sennheiser HD 598 (7100 руб.)
Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
USB-кабель Cardas Clear USB 1 м (6300 руб.)
Акустические кабели Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость КНИ от выходной мощности усилителя M-PWR
На 8-омной нагрузке (зелёная кривая) в диапазоне мощностей 0,02 — 27 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,003%, что можно считать отличным результатом для аппарата такой стоимости. При искажениях 1% выходная мощность составляет ровно 40 Вт.
Работа на 4-омную нагрузку сопровождается заметным повышением уровня искажений, прирост выходной мощности составит 20 Вт (50%). Соответственно, лучше всего этот усилитель проявит себя с акустикой, не имеющей серьёзных провалов импеданса.
Спектр искажений усилителя M-PWR
При 6 Вт на эквиваленте нагрузки 4 Ом КНИ получился 0,012, причём по большей части за счёт 2-й и 3-й гармоник. Составляющие более высоких порядков невелики, так что жёсткого звучания на дискантах можно не опасаться. В целом же соотношение чётных и нечётных гармоник не характерно для двухтактного усилителя. Британские разработчики часто так поступают специально, поскольку доминирующая 2-я гармоника делает звучание более музыкальным и комфортным для слуха.