- Объективные данные
- Звуковой процессор: ADI (SHARC 21487)
- Мощность усилителя: 150 Вт (6 х 25)
- Драйверы: твиттер 0,8” x 2, среднечастотный 1” x 2, низкочастотный 5” x 2
- FM-тюнер: с RDS и памятью на 30 станций
- Технология объёмного звука: OPSODIS
- Режимы: 3D Surround, 3D Stereo, Stereo
- Многоканальные декодеры: Dolby Digital, DTS
- Беспроводная передача звука: Bluetooth
- Входы: HDMI х 3, цифровой оптический (Toslink), аналог стерео (3,5 мм), USB (mp3/WMA/AAC)
- Выходы: HDMI, на сабвуфер (RCA х 2)
- ЦАП: 192 кГц/ 24 бита
- Габариты: 1035 x 130 x 108 мм
- Масса: 6,1 кг
Считается, что технический прогресс идёт от простого к сложному. И в самом деле, к примеру, современные телевизоры представляют собой многократно более затейливые по схемотехнике приборы, чем модели, скажем, 10-летней давности. Однако в тех случаях, когда конструкторы ограничены жёсткими рамками бюджета, вектор развития прогресса может быть иным. Возьмём «предка» современных саундбаров, звуковой проектор Pioneer PDSP-1 — в нём было установлено 254 (!) драйвера, и на каждый из них работал отдельный цифровой усилитель. У одного из его преемников, топового звукового проектора Yamaha YSP-5100, всего 44 динамических головки, а у младших моделей линейки и того меньше. Не говоря уже о массовых изделиях, в которых число излучателей меньше на порядок. Понятно, что упрощение конструкции вызвано необходимостью удешевления техники — чтобы она соответствовала платёжеспособному спросу.
Впрочем, само по себе уменьшение числа компонентов ещё не означает, что аппаратура деградирует: одна современная интегральная микросхема способна заменить сотни и тысячи дискретных элементов. По мере роста вычислительной мощности процессоров возрастает значение программных алгоритмов — многие задачи, которые требовали прежде воплощения в «железе», теперь выполняются на уровне софта. Совершенствуются алгоритмы, обновляются прошивки, и в итоге аппаратура приобретает новые функции, улучшается качество её работы, причём без дополнительных затрат. Как бы то ни было, но судить о технике по числу драйверов и других компонентов не следует, равно как и по техническим характеристикам. Надо слушать, смотреть и уже только после этого делать выводы.
Саундбар S-9 в ассортименте Sherwood появился недавно, это старшая модель. Ни по числу излучателей, ни по паспортным данным не выделяется из общей массы акустики подобного рода: в общей сложности в ней установлено шесть драйверов (по паре пищалок, среднечастотников и басовиков), суммарная мощность усилителей 150 Вт (не много и не мало), разве что цена обращает на себя внимание скромностью. Однако если учесть, что в комплект не входит сабвуфер, она уже не кажется демпинговой. Может, и не стоило брать его на тест?
Безусловно, стоило. Дело в том, что это первый для нашего журнала саундбар с процессором виртуального окружения OPSODIS (OPtimal SOurce DIStribution — оптимальное распределение источников). Технология разработана японским инженером Такеючи Такаши, а её развитием и продвижением занимается фирма Opsodis Ltd., зарегистрированная в британском городе Саутгемптоне, где Такеючи учился в магистратуре, защищал учёную степень и некоторое время работал.
Большинство саундбаров создают объёмное звуковое поле, используя отражения от стен, что приводит к нежелательным явлениям. В частности, противофазные сигналы складываются с прямым излучением, отчего возникают провалы в частной характеристике, сужается динамический диапазон, падает КПД. В идеале систему с отражением от стен следует адаптировать к конкретному помещению с помощью специального оборудования (именно так настраивался звуковой проектор Pioneer PDSP-1), но на практике это привело бы к совершенно неприемлемому увеличению цены.
Саундбар с технологией OPSODIS создаёт виртуальное звуковое поле с помощью специальных инверсных фильтров, имеющих плоскую амплитудно-частотную характеристику. Синфазные и противофазные сигналы излучаются разными драйверами — это позволяет достичь их оптимального соотношения. Следует заметить, что OPSODIS — это не просто цифровая обработка, это комплексная технология, определившая и конструкцию саундбара, в частности, расположение в нём излучателей: ВЧ и СЧ-драйверы размещены в центральной части колонки, низкочастотные — по краям. На каждый из шести динамиков работает отдельный усилитель по 25 Вт. Замечу попутно, что у корпуса нет ни острых углов, ни параллельных поверхностей, то есть сама его форма препятствует возникновению резонансов. Для настенного монтажа предусмотрены специальные отверстия на задней панели, дополнительная арматура не требуется.
Аппарат способен коммутировать три HDMI-источника, подключение к телевизору — также по HDMI, причём версии 1.4a с возвратным аудиоканалом, то есть саундбар готов озвучить не только фильмы с Blu-ray и DVD, но и телепередачи — для телевизоров без ARC (Audio Return Channel) предусмотрен цифровой оптический вход. В роли музыкального центра система может принимать аналоговый стереофонический сигнал от одного устройства, работать по беспроводному протоколу Bluetooth от портативных плееров и смартфонов и воспроизводить файлы mp3, WMA и AAC с USB-накопителей. Также есть встроенный FM-тюнер с RDS. Завершая разговор о коммутации, особо отмечу два линейных выхода на сабвуфер. Странно? Отнюдь. Система OPSODIS предполагает расположение басовых драйверов на краях колонки, поэтому применение двух сабвуферов, размещённых по бокам от системы, весьма желательно — это не только опустит нижнюю границу диапазона, но и сделает звуковое поле более масштабным и монументальным. Причём необязательно приобретать дорогие бас-машины — даже бюджетные модели с драйверами 8” дадут положительный эффект.
Управление — с помощью компактного пульта ДУ, на самом саундбаре лишь переключаются входы и регулируется громкость. Выбрать режим работы (3D Surround, 3D Stereo и просто Stereo), настраивать тюнер и переключать его пресеты, а также воспроизводить файлы с USB-носителей можно только с пульта, так что лучше его не терять. Не получится без него и приглушить яркость небольшого матричного FL-дисплея, запрограммировать таймер сна и войти в меню системных настроек. По бокам от дисплея расположены светодиодные индикаторы, показывающие активность OPSODIS и Bluetooth, декодирование Dolby Digital и DTS. На мой взгляд, толка от них мало, но внешность колонки они оживляют.
Звучит S-9 и в самом деле иначе, чем другие саундбары, которые мне доводилось слышать. В режиме 3D Surround звук плотный, телесный, панорама обширная, выходящая далеко за пределы колонки. Поле расположено перед слушателем, и, на мой вкус, это комфортнее, чем полное окружение — далеко не всегда хочется ощущать себя участником событий, лучше быть сторонним наблюдателем. Басы округлые и отчётливые, хотя глубины им явно не хватает, благо исправить это несложно — надо лишь добавить сабвуферы.
Перехожу от кино к музыке в стерео, и картина меняется: сцена ирреальна, отдельные инструменты в ней хаотически перемещаются, уровень громкости снижен. Переключаюсь в 3D Stereo, и всё приходит в норму: появляются глубина и объём, басы приобретают плотность, на смену хаосу приходит порядок. На удивление хорошо звучит симфоническая музыка — есть и масштаб, и экспрессия. Великолепно идёт рок, да и любые другие жанры.
В режиме просто Stereo сцена сжимается и сосредотачивается внутри колонки — нет, так не годится. Правда, при отключении обработки исчезает лёгкая окраска на верхней середине — вероятно, её вносит процессор. Думаю, ему можно простить эти «вольности», поскольку без него звук становится скучным.
Как видим, прогресс может идти не только по пути усложнения (или упрощения), но и улучшения качества работы в сочетании с уменьшением цены. На мой взгляд, это самый правильный путь.
Sherwood S-9 || 17990 руб.
+ Система достойно справляется не только с озвучиванием кинофильмов, но и воспроизведением музыки — довольно редкое явление среди саундбаров.
— Режимы пространственной обработки (стерео или 3D) приходится переключать вручную — делать это автоматически в зависимости от характера материала система не умеет.
= В ситуации, когда установка полноценной многоканальной системы невозможна, эта — спасительное и удачное решение.