Автор и исполнитель проекта — Владимир Чудайкин
ТЕАТР ЧИСТОГО РАЗУМА
Самое трудное в работе инсталлятора — это общение с заказчиком. Понятно, клиент всегда прав — даже если требует сделать невозможное. Впрочем, за деньги в нашей стране возможно всё. Или почти всё.
В этом смысле инсталляция, о которой мы собираемся рассказать — довольно редкое явление, поскольку создавалась на сугубо рациональной основе: вы не увидите в ней ни экстремально дорогих компонентов, ни отделанного стразами экрана, лепнины с позолотой и хрустальных люстр. Идея — предельно лапидарная: создать универсальную систему для качественного показа и озвучивания кинофильмов, а также воспроизведения музыки в стерео, не выходя при этом за рамки разумного в расходах. Как говорится, легко сказать, но не просто сделать.
Большинство инсталляций, которые прежде описывались в нашем журнале, размещались в жилых помещениях и выполняли одновременно функции гостиной, спальни или своеобразной рекреационной зоны. Аппаратуру приходилось вписывать в пространства, изначально организованные дизайнерами интерьеров, что накладывало определённые ограничения для создателей системы и усложняло их работу. В конечном итоге удавалось достичь требуемого результата, но — ценой увеличения затрат. И не сомневаюсь, что без компромиссов по части звука там тоже не обошлось.
Система, о которой сейчас пойдёт речь, строилась совершенно по иному принципу: для неё было предназначено отдельное помещение — именно так создают свои домашние кинотеатры состоятельные американцы, живущие в загородных домах — «жизнь в театре» более характерна для обитателей тесных европейских городов. Здесь же «сценической площадкой» был просторный особняк, расположенный в черте Рязани, так что американский вариант напрашивался сам собой.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Если продолжить аналогии с театром (или кинопроизводством — это не имеет значения), заказчик — это директор, продюсер или антрепренёр. И одновременно — главный зритель и слушатель (аудитория расширяется за счёт семьи, друзей, соседей). А вот сценарий, режиссура, подбор «актёров» (то есть аппаратуры) — забота инсталляторов. Неудивительно, что серьёзные «постановки» делаются обычно коллективами: один специалист разрабатывает проект, другой занимается выбором техники, третий её настраивает и т.д. Однако известны случаи, когда сложнейшие проекты выполнял один человек, и это как раз наша ситуация. Сам заказчик предпочёл поручить работу мастеру, которого он хорошо знал, которому доверял и с которым у него было полное взаимопонимание. Пусть это и чревато некоторым удлинением сроков: всё-таки бригада при правильной организации процесса работает быстрее. Но зато есть опасность повторения ситуации, описанной в знаменитом монологе Михаила Жванецкого* «Кто сшил костюм?».
*Миниатюра получила известность в исполнении Аркадия Райкина. Её можно легко найти на YouTube.
Обычно мы не пишем о хозяевах инсталляций, не будем нарушать этот обычай и сейчас, заметим лишь, что он радиоинженер по образованию, и хотя не работает по специальности, но в технике разбирается и потому сразу видит квалификацию инсталлятора. Соответственно, его отношения с подрядчиком можно характеризовать как осознанное доверие.
Разработкой проекта, акустической обработкой помещения, чистовой отделкой, подбором и настройкой оборудования занимался инсталлятор Владимир Чудайкин. В 1987 году он окончил Рязанский радиотехнический институт, работал по распределению в оборонном НИИ, где увлёкся разработкой приёмного ТВ-оборудования. Потом занялся установкой ТВ-антенн индивидуального и коллективного приёма и постепенно расширял сферу деятельности, занявшись сначала установкой AV-оборудования, и в конечном итоге пришёл к созданию домашних кинотеатров «под ключ». Сам я познакомился с Владимиром несколько лет назад на дилерской конференции одного из крупнейших российских дистрибьюторов.
СЦЕНОГРАФИЯ
Помещение под домашний кинотеатр выбрали в цокольном этаже, когда в доме уже велись отделочные работы. Комната без окон площадью 26,5 м? оказалась весьма непростой по акустике, прежде всего из-за скоса на задней стене, образовавшего пятый угол. Ламинат пришлось стелить по бетонной стяжке — пол на деревянных лагах со звукопоглощающими материалами в пустотах уменьшил бы и без того недостаточную высоту комнаты — едва хватило пространства для потолочной конструкции. На основе предварительных измерений и расчётов был составлен проект, который уточнялся и корректировался в процессе реализации. И вот что получилось в итоге.
Большая часть стен покрыта панелями Decor Acoustic, которые представляют собой перфорированные плиты из МДФ, отделанные с лицевой стороны натуральным шпоном. Боковые стены сужаются к фронтальной, что достигается увеличением расстояния от акустических панелей до капитальных стен. При этом расширяется диапазон поглощения низких частот ближе к углам помещения, где давление НЧ-волн максимально. Этому способствует и увеличение толщины слоя минеральной ваты средней и высокой плотности, уложенной за панелями. Благодаря тому, что боковые стены стали непараллельными, устраняется «порхающее эхо» (череда быстрых переотражений звукового сигнала). В углах, установлены дополнительные поглотители, работающие на низких частотах. Чтобы избежать переглушенности помещения, некоторые из панелей Decor Acoustic покрыты сзади непродуваемым материалом (ДВП).
Отдельная конструкция на основе ППГЗ (акустического перфорированного гипсокартона) помещена за экраном. На скошенной стене сзади установлены два диффузора Щрёдера 7-го порядка. На тыловой стене рядом — звукопоглощающая и рассеивающая конструкция, работающая в области верхней середины и высоких частот. На потолке — деревянный каркас, к которому прикреплены листы МДФ, образующие НЧ-поглотитель с низкой добротностью. В центре за тканевым потолком расположены плиты ППГЗ, а также маты из штапельного стекловолокна. Как легко догадаться, все эти акустические конструкции «съели» часть объёма комнаты, и её площадь уменьшилась в итоге до 22 м?.
Потолок — чёрного цвета, чтобы уменьшить рассеяние света от экрана и достичь максимальной контрастности изображения. Заказчик поначалу на это не соглашался, но Владимиру удалось его уговорить, теперь очень доволен.
Пришлось позаботиться и о комфортной атмосфере в зале. Установлена система приточно-вытяжной вентиляции. Выступающий короб, в котором проходят трубы, сделан непараллельным боковым стенам и имеет излом по длине, что благотворно сказывается на рассеивании звуковых волн. Сами же трубы внутри покрыты специальным материалом, сводящим к минимуму уровень шума.
Роль акустической конструкции исполняют и четыре кресла американской компании Berkline, отделанные велюром (на фото попали только три). А довольно просторный журнальный столик, изготовленный на заказ частным мастером-краснодеревщиком, способен играть роль своеобразного «настраивающего» инструмента: меняя его положение в комнате, можно в некоторой степени менять субъективное восприятие высоких частот. Наконец, последний элемент, влияющий на акустику помещения — это ковёр, прикрывающий пол между фронтальными колонками и слушателями. Накануне нашего визита его отдали в чистку, что в некоторой степени отразилось на звучании системы. Но об этом — позже.
ИСПОЛНИТЕЛИ
После акустической обработки подбор техники мог показаться совсем лёгкой задачей, хотя на самом деле и здесь всё было непросто. Многие компоненты системы подбирались «по месту» при участии заказчика. Например, CD-плеер был выбран по звуку из четырёх вариантов. Проектор — из двух. А вот акустика Focal JMLab и кабели Tchernov Cable изначально не вызывали сомнений. Владимир Чудайкин давно использует их комбинацию в своих инсталляциях, их звучание нравится ему самому и всегда находило одобрение у заказчиков. Надо сказать, что и наши тесты это подтверждают*.
От того комплекта Electra 1000 Be 2, что был у нас на тестировании, установленный Владимиром отличается другим тылом — это биполярная модель SR 1000 Be. Эти колонки дороже, зато дают более реалистичное и обширное звуковое поле.
Для фронтальной акустики были изготовлены постаменты из гранита, повторяющие формой поперечное сечение колонок — на них опираются шипы. В итоге убиваются два зайца: обеспечивается эффективная изоляция от пола и шипы не царапают ламинат. Вдобавок фетровая подложка этих оснований позволяет без особых усилий двигать колонки, подбирая для них оптимальное место: при кинопоказах ставить поближе к экрану, а при прослушивании музыки в стерео выдвигать на слушателя для увеличения глубины сцены.
Ещё одна фирменная «фишка» Владимира Чудайкина — заказная стойка для AV-компонентов. Её основание — деревянный поддон с песком, прикрытым тканью, в верхней панели сделаны отверстия под ножки. Чувствительные к вибрациям аппараты (усилитель и CD-плеер) ставятся не на доску, а на песчаную «подушку». Чрезвычайно остроумное и действенное решение.
Полки с аппаратурой могут закрываться дверцами с тканевыми вставками (они выдвигаются из полостей сверху) — сделано это исключительно для того, чтобы яркие индикаторные светодиоды не били в глаза во время киносеанса. Для управляющих инфракрасных сигналов эти дверцы не помеха, да и конвекции они препятствуют. Разумеется, в стойке обеспечивается эффективная вентиляция, к тому же кабели скрыты из виду.
Первоначально в роли видеоисточника использовался относительно недорогой Blu-ray-плеер одного известного производителя. Понятно, что его музыкальные способности оставляли желать лучшего, поэтому для стереофонии был приобретён отдельный CD-проигрыватель Exposure 3010 S2. Позже появилась возможность привезти из США универсал OPPO BDP-95 (в то время техника этой марки ещё не поставлялась в Россию официально). Если отключить у него видеотракт (функция PURE AUDIO), он вполне способен конкурировать с CD-плеером. Хотя отдельный источник для музыкальных дисков — это всё же благо.
AV-ресивер Marantz SR 5005 используется исключительно как коммутатор HDMI-интерфейсов и процессор многоканального звука для спутникового ресивера. В кино декодированием занимается Blu-ray-плеер OPPO — аналоговый сигнал с его многоканальных выходов подаётся непосредственно на пред Parasound P7 и затем — на 5-канальный мощник Parasound A52 (оба аппарата — из топовой серии Halo). Были и другие претенденты на роль многоканального усилителя, но «американец» выиграл по соотношению качество/цена. Звуковое поле настраивалось вручную — в каждом из каналов выставлялось время задержки и уровень сигнала. Возможным это стало благодаря серьёзной акустической обработке помещения. С другой стороны, отсутствие в тракте цифрового DSP позволило сделать звучание более естественным и правдоподобным.
Энергоснабжение — от собственной подстанции посёлка, питание чистое и стабильное, поэтому сложные и дорогие кондиционеры не потребовались — хватило UPS для проектора (для защиты лампы в случае отключения питания) и несложного фильтра, который, по сути, лишь препятствует взаимному влиянию аппаратов.
Проектор выбирался из моделей на основе LCoS-матриц, и практически сразу предпочтение было отдано DLA-X3 от JVC, на тот момент — младшей в линейке. Боле доступная модель другого брэнда была отклонена из-за отсутствия моторизованной крышки объектива.
Что касается экрана, то сначала был взят бюджетный продукт другого производителя, однако через пару месяцев от него пришлось отказаться из-за возникшей на нём полосы. Называть модель и марку не буду, поскольку эти экраны в Россию больше не поставляются.
Практически все серьёзные инсталляции, о которых мы писали прежде, управляются общим универсальным пультом ДУ. Заказчик театра от него отказался: бюджетные модели его не устроили, а сумма порядка 70000 руб. за серьёзный программируемый URC показалась ему чрезмерной. Лично я его понимаю.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Пусть проектор JVC DLA-X3 и не является самой свежей моделью, но к его картинке трудно придраться. Естественно, есть в этом заслуга и Blu-ray-проигрывателя, и правильно подобранного экрана. Думаю, это как раз тот случай, когда достигнут некий предел разумной достаточности, за которым едва различимых улучшений добиваются многократным увеличением бюджета.
Звуковое поле масштабное и явственно выходит за границы зала. Пространственные эффекты отчётливы, но не навязчивы. Басы впечатляют напором, плотностью и глубиной. При этом зал абсолютно нейтрален и не «заводится» даже на самых интенсивных пассажах. На концертных записях возникают столь же сильные эмоции, как и на реальных шоу, и, что особенно мне понравилось, поле настроено таким образом, что ты не оказываешься в центре оркестра, а находишься перед сценой, как бы на самых дорогих местах партера. Можно отметить некоторый избыток яркости на перкуссии, но это, как писал выше, связано с временным отсутствием ковра.
Схожий характер звучания сохраняется и в стереофонии. Сцена кажется недостаточно глубокой, но стоит лишь выдвинуть колонки на полметра вперёд, и она приобретает трёхмерность. Напор и динамика сочетаются с поразительно отчётливыми и «зримыми» звуковыми образами — временами (это зависит от качества записи) возникает полное ощущение присутствия в студии или на концерте. Пожалуй, ради этого и создаются серьёзные AV-системы.
Эта поглощающе-рассеивающая конструкция может одновременно служить полками для дисков
Дверцы с тканевыми вставками прикрывают светодиодные индикаторы аппаратуры
Идущие к проектору кабели замаскированы
На скошенной стене — диффузоры Шрёдера, рядом с дверью — звукопоглощающая конструкция, работающая на средних и высоких частотах
Основание для колонок выполнено из гранита
*Познавательный материал о конструкции и производстве кабелей Tchernov — №12/2012: http://www.salonav.com/arch/2012/12/066.htm
Тест, в котором использовались кабели Tchernov Cable Reference, — SAV №09/2012: http://www.salonav.com/arch/2012/09/040.htm
Тестирование линейки акустики Focal JMLab Electra 1000 Be 2 — SAV №10/2012: http://www.salonav.com/arch/2012/10/076.htm
ОБОРУДОВАНИЕ*
Видеосистема:
- Проектор JVC DLA-X3-BE (225000 руб.)
- Экран Draper «Onyx» 106» (42000 руб.)
Акустика Focal JMLab:
- — фронт Electra 1028 Be (300000 руб.)
- — центр Electra CC1008 Be (110000 руб.)
- — тыл Electra SR 1000 Be (190000 руб.)
- — сабвуфер Рrofile SW 908 (100000 руб.)
Усилители:
- — предварительный Parasound P7 (78000 руб.)
- — 5-канальный усилитель мощности Parasound A52 (88000 руб.)
- — AV-ресивер Marantz SR 5005 (34000 руб.)
Источники:
- Blu-ray-проигрыватель OPPO BDP-95 (65000 руб.)
- CD-плеер Exposure 3010 S2 (78000 руб.)
- Спутниковый ресивер RIKOR IVR (11000 руб.)
Кабели Tchernov Cable:
- — межблочные: Classic IC RCA 1.0 м (7 х 10670 руб.), Classic XLR 1.0 м (16000 руб.)
- — силовые: Original AC Power 1.65 м (5 х 5340 руб.)
- — акустические: Reference SC sp/sp 2 х 2,65 м (78400 руб.), Сlassic SC 1,6 м (1280 руб./м), Original One SC (223 pуб./м)
- — видео: HDMI Pro IC 1.0 м (3400 руб.)
- — HDMI Pro IC 10 м (11500 руб.)
Питание:
- Три выделенные линии с кабелем сечением 4 кв.мм, одна из них — на усилитель мощности.
- APC Smart-UPS 750VA (10400 руб.)
- Фильтр Belkin PURE AV PF-30 (12000 руб.)
- *Все цены — на момент приобретения.