ГАРМОНИЗАТОРЫ
Российские производители нечасто выходят на рынок с серийными изделиями, большинство предпочитает работать с индивидуальными заказчиками. Это понятно — не нужно налаживать сбыт продукции, рекламировать её, да и вообще кому же охота засвечивать свой маленький бизнес?
Московская компания G9 появилась на рынке совсем недавно, но подготовилась к этому основательно, выпустив сразу несколько ламповых предусилителей и оконечников. Все они разработаны Кириллом Остаповым, специалистом в области профессиональной звуковой аппаратуры. Месяц назад мы слушали старшие модели Sinners с дорогой акустикой Daniel Herz M1, сейчас же на очереди пред и моноблоки серии Illumina, которые будут испытываться в привычной обстановке и в «родной» редакционной системе.
Напомню, что комплектующие в усилителях G9 подбираются экспериментально, по принципу гармонизации в результате прослушиваний каждой конкретной схемы. В предварительном усилителе Illumina Pre обнаружились плёночные конденсаторы WIMA MKP10 и MKS4, а в темброблоке — слюдяные и бумажные, произведённые ещё в СССР. Резисторы тоже винтажные из углеродного композита. Звуковой тракт каждого канала состоит из двух усилительных каскадов, построенных на одной лампе — двойном триоде 6Н8С. Это старые, отобранные экземпляры с военной приёмкой «ОТК 0». Анодное напряжение выпрямляется кенотроном 5Ц4С, пульсации сглаживаются двойным LC-фильтром. Дроссели, несмотря на малый ток, потребляемый схемой, имеют довольно внушительные габариты. Для снижения уровня фона накалы 6Н8С питаются постоянным током с дополнительной подачей положительного напряжения. Сетевой трансформатор — тороидальный. Монтаж навесной, соединения выполнены каким-то хитрым проводом, не исключено, что серебряным.
Помимо громкости, в Illumina Pre предусмотрена регулировка баланса, тембра НЧ и ВЧ, а также выбор одного из пяти источников, подключаемых к качественным разъёмам RCA на задней панели.
Моноблоки Illumina Power — двухтактные, на паре прямонакальных триодов 300B. Это легендарная, я бы даже сказал, культовая лампа с идеальной линейностью и великолепной звуковой сигнатурой. Чаще всего она используется в однотактных схемах, пуш-пулл на «трёхсотках» считается непозволительной роскошью. Поскольку триод этот абсолютно нейтрален, характер звучания усилителя во многом определяется драйверным, т.е. раскачивающим, каскадом. В качестве него используется лучевой тетрод 6Ф6С в триодном включении, работающий на межкаскадный трансформатор. Авторство этой классической схемы, неоднократно публиковавшейся в журналах для самодельщиков, приписывается японскому аудиогуру Nobu K. Shishido. Здесь всё дело именно в трансформаторе, поэтому Шишидо использовал дорогой Tango NC-20. В Illumina Power я обнаружил довольно внушительного вида межкаскадники на витых ленточных сердечниках.
Входной каскад организован на уже известной нам 6Н8С, и если она включена по схеме SRPP, то это наверняка двухтактный вариант упомянутой выше схемы. Что вовсе и не плохо — её повторяли тысячи любителей, и мало кто был разочарован.
Силовая часть Illumina Power тоже внушает — мощный силовик, кенотрон 5U4G и сглаживающий фильтр на дросселях и конденсаторах. Накалы выходных ламп балансируются по минимуму фона с помощью проволочного потенциометра, выведенного под шлиц на заднюю панель. Усилители комплектуются внушительными сетевыми шнурами с вилками и разъёмами Furutech.
Дизайн вы сами можете оценить по фото, качество изготовления и покраски корпусов приличное. Несколько напрягают два момента: яркие, бьющие в глаза даже при дневном освещении синие светодиоды и невозможность отключения темброблока в предусилителе. Если лишние контакты на пути сигнала противоречат концепции High End, то можно было бы поставить регуляторы с фиксацией в среднем положении*.
Кстати, с тембрами здесь вообще любопытная вещь — при установке регуляторов в нейтральном положении ощущался явный подъём нижних частот. Причина выяснилась позже, в ходе измерений (см. подвёрстку «7 раз отмерь»), мне же просто пришлось прибрать басы на пару децибел. Других минусов у усилителей не нашлось, более того, к концу прослушивания я уже был готов простить им и те, что заметил раньше. Предсказуемое по звуковому почерку, тысячи раз обкатанное сочетание ламп показало совершенно неожиданный результат. Взять хотя бы тот же бас — при линейном на слух тональном балансе он кажется бездонным, с явной инфранизкой составляющей. При этом проблем с контролем акустики нет, диффузоры не «дышат» и не совершают неуправляемых колебаний. Да, рельеф у самой границы слегка смазан, есть намёк на монотонность, но всё, что немного выше, преподносится очень точно и живо. Контрабас, бочка — на редкость адекватно. И что интересно, не возникает проблем с комнатой, ничего не гудит и не заводится. Атака не затянута, ритм передаётся чётко, ударные на слух воспринимаются совершенно естественно, что большая редкость для триодного оконечника. Могу предположить, что в данном случае это заслуга моноблочной конструкции с высокой энерговооружённостью.
Но самое неожиданное — отсутствует холодный, «стеклянный» гармонический баланс, присущий подавляющему большинству схем на связке 6Н8 — 6Ф6 — 300В. Система обладает живым, в меру ярким характером с высоким тембральным разрешением и богатым спектром в верхней полосе. Плюс к этому мы имеем и типичные преимущества лампового усиления — великолепно прорисованную середину, где обилие подробностей не отвлекает от самой музыки, точную передачу спектра сложных инструментов (скрипка, виолончель, саксофон) и очень пластичное, ненавязчивое представление даже специфических электронных жанров.
Общие впечатления от усилителей Illumina таковы: они облегчают восприятие музыки, ничего не упрощая в её звучании. Частично за счёт особого гармонического баланса, лёгкого укрупнения образов в звуковой сцене, высокой разборчивости и способности показать все нюансы, не выпячивая их.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD22 (59500 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные G9 1 м (цена по запросу)
- — акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.)
- — сетевой для CD-проигрывателя Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
G9 Illumina Pre
Класс усиления: А || Лампы: 2 х 6Н8С, 5Ц4С || Габариты: 430 х 435 х 110 мм || Масса: 10 кг || Цена: 247500 руб.
G9 Illumina Power
Выходная мощность, (8 Ом): 20 Вт || Класс усиления: А || Лампы: 6Н8С, 6Ф6, 2 x 300B, 5U4G || Габариты: 430 х 445 х 210 мм || Масса: 25 кг || Цена за пару: 744000 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Rolling Stones «Steel Wheels». Virgin, 1989
- 2. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». OPUS 3, SACD, 1999
- 3. Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- 4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
7 РАЗ ОТМЕРЬ
АЧХ предусилителя G9 Illumina Pre
В крайних положениях регуляторов тембра глубина коррекции составляет +12,5/-13 дБ по НЧ и +11/-17 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 1000 Гц. Это классическая регулировка «олдскульных» темброблоков, позволяющая выровнять АЧХ системы с некачественной акустикой, а также компенсировать провалы и пики в сложном помещении.
Но интересно не только это — в нулевых положениях регуляторов тембра частотная характеристика линейна в среднем и верхнем диапазонах, а вот на НЧ сохраняется подъём, достигающий +8 дБ на 30 Гц. Зачем это сделано, будет ясно из рассмотрения следующего графика.
* Как нас заверил дистрибьютор изделий G9, в более поздних моделях Illumina Pre темброблок будет отключаемым.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
АЧХ усилителя мощности G9 Illumina Power
Как видим, характеристика усилителя не слишком линейна. На ВЧ имеется небольшой подъём, зависящий от сопротивления нагрузки (красная кривая снята при 4 Ом, синяя — при 8), а на НЧ — заметный спад, достигающий -5 дБ на 30 Гц. Его-то и пытались компенсировать в предварительном усилителе, но с превышением на 3 дБ.
Зависимость КНИ от выходной мощности G9 Illumina Power
При переходе с 8-омной нагрузки (зелёная кривая) на 4-омную (красная) искажения растут незначительно, а максимальная выходная мощность (при КНИ = 10%) не меняется и составляет 20 Вт RMS. В целом же линейный рост искажений начиная с нулевой мощности характерен для триодных усилителей.
Спектр искажений усилителя мощности G9 Illumina Power
График получен при выходной мощности 5 Вт после балансировки накалов и двухчасового прогрева.
Картина, нетипичная для однотактного усилителя — 2-я гармоника по амплитуде заметно превышает 3-ю. Такого соотношения часто добиваются, чтобы получить более тёплое «однотактное» звучание. Кроме того, в спектре видны составляющие более высоких порядков, что может свидетельствовать о наличии в усилителе общей обратной связи.