ПРОХОЖДЕНИЕ ПЯТОГО УРОВНЯ
По удачному стечению обстоятельств за месяц до этого теста мне довелось пообщаться в Англии с Питером Квортрупом, философом аудио, чьи идеи положены в основу всех современных изделий Audio Note. О философии и о способах её реализации в железе обещаю рассказать в следующем номере, здесь лишь коснусь моментов, имеющих непосредственное отношение к сегодняшнему прослушиванию.
Когда мы были в Брайтоне, Питер пригласил послушать свою домашнюю систему, состоящую из транспорта SDT Six, конвертора DAC Six, двух моноблоков Gaku-On и акустики AN-E Sogon. Вопреки ожиданиям вместо оперы и камерного джаза — а именно на таких жанрах обычно демонстрируются однотактные усилители — Питер включал предельно жёсткую музыку, причём иногда выкручивал громкость до оглушительного уровня. Никакой компрессии не замечалось, а драйву и динамике позавидовали бы и транзисторные оконечники.
Поэтому и в нынешнем тесте я решил не делать скидок на однотактность и подобрал музыку посложнее. Правда, в Ongaku, который мы собираемся слушать, на выходе всего один 211-й триод, в то время как у Gaku-On по два в параллель, и ему было намного легче справиться с таким бесчеловечным саундом, как у Noisia на «Split the Atom». Этот диск, подаренный Питером, тоже будет инструментом в нынешнем исследовании. Но сначала несколько слов о самой системе.
Необычность транспорта CDT-Five в том, что у него ламповый трансформаторный выход с кенотронным питанием. Редкое решение для цифрового аппарата, но за счёт него достигается выходное сопротивление порядка 2 Ом, поэтому, как считает Энди Грув, главный инженер Audio Note, повышается точность передачи данных, а качество кабеля не играет большой роли. Модифицированный привод Philips CD Pro2LF с верхней загрузкой подвешен на пружинных амортизаторах. Как и во всех компонентах пятого уровня, внутренняя проводка выполнена серебряным кабелем AN Pallas, электролитические конденсаторы — исключительно Black Gate. Весит CDT-Five порядка 22 кг.
Цифро-аналоговый конвертор DAC5 Special, известный также как Super DAC, тоже построен на трансформаторах — первый, с серебряными обмотками, принимает входной сигнал, второй, на сердечнике «Супер Мю», работает как преобразователь ток/напряжения, и ещё один, серебряный — в аноде выходной лампы 5687. В аналоговом фильтре используются дроссели, тоже серебряные, и фирменные конденсаторы «бумага — медь — масло». Собственно преобразование осуществляется тщательно отобранными чипами AD1865 (18 бит, 44,1/48/96 кГц). Ни передискретизации, ни цифровых фильтров в тракте нет, он предельно лаконичен, основной упор сделан на качество комплектующих. Звуковые трансформаторы, к примеру, имеют полосу пропускания 5 Гц — 200 кГц.
Обновлённая и более доступная версия Ongaku — тоже детище Энди Грува. С коммутатора входов (пять пар серебряных разъёмов RCA сбоку) сигнал поступает на половинку триода CV4068, после чего разгоняется драйвером на Telefunken 6463, а уже с него, через межкаскадный трансформатор 1:1 с пермаллоевым сердечником и серебряными обмотками — на сетки выходных ламп. Как и в старой, классической версии Ongaku, это прямонакальные триоды 211 с фиксированным смещением. Питается аппарат от двух кенотронов 5R4WGB.
Регулятор громкости ступенчатый, состоит из качественного переключателя и набора танталовых резисторов. Они же применяются и в усилительных каскадах вкупе с электролитическими конденсаторами Black Gate. Монтаж выполнен навесным способом, сборка и пайка ручная.
Audio Note — единственный производитель, выпускающий одну и ту же модель акустики в таком разнообразии вариантов. На сегодняшний день существует одиннадцать разновидностей систем AN-E с разными драйверами, внутренней проводкой, клеммами и кроссоверами. В версии AN-E Sec Signature, которую вы видите на фото, установлены 8-дюймовые НЧ-драйверы с диффузорами из конопляного волокна, магнитами Алнико и серебряными звуковыми катушками. Твитеры отличаются массивными фланцами и шёлковыми куполами с особой пропиткой. Для правой и левой колонок головки подбираются попарно, а уже под них вручную подгоняются элементы фильтра. Поскольку медные конденсаторы и катушки «на воздухе» чрезвычайно громоздки, кроссоверы выполнены в виде выносных блоков, которые соединяются с колонками тремя многожильными кабелями Sogon. Солидный объём корпуса в сочетании с фазоинвертором (его порт направлен назад) позволили получить бас порядка 18 — 23 Гц (-6 дБ). При чувствительности 95 дБ эти системы способны работать и с 8-ваттными усилителями, а уж с 27-ваттными Ongaku звуковое давление можно довести до максимального заявленного уровня в 108 дБ.
Напомню, что специалисты Audio Note настоятельно рекомендуют ставить колонки в углах комнаты, что мы и сделали. Такое позиционирование сказалось на характере баса — он получился глубоким, энергичным, но немного затянутым, «резиновым», как у сабвуфера. Хотя, должен сказать, что к концу прослушивания столь необычный для Audio Note характер проявлялся уже не так заметно — то ли колонки разыгрались, то ли слух адаптировался.
А вот середина и верх — именно то, за что меломаны любят технику этой фирмы и готовы платить за неё такие деньги. Вроде ничего особенного, но, прислушавшись, вдруг замечаешь удивительную правдивость в передаче события, происходившего перед микрофонами. Особенно если это запись симфонического оркестра, сделанная за один заход, как, например, Carmina Burana. Это действительно захватывающее действо, а не скучная трансляция концерта. Мне неоднократно приходилось общаться с техникой Audio Note самого разного уровня, и каждый раз создавалось впечатление, что система играет только для тебя, а знакомая запись звучит немного непривычно, но её хочется слушать и слушать. Питер считает, что всё дело в трансформаторах, которые передают не ток или напряжение, а саму энергию. Поэтому он используют их везде, включая CD-транспорт и DAC. Похоже, в этом что-то есть.
Конечно, подобные ощущения не могут возникнуть, если сцена выстроена неправильно. Несмотря на приличное расстояние между колонками, виртуальные источники к ним не притягивались, панорама заполнялась целиком, солирующие инструменты выходили на переднюю линию, а вполне осязаемый задний план создавал ощущение глубины.
Ещё одна интересная особенность системы — уникальная разборчивость в среднем и верхнем диапазонах. Уникальная в том смысле, что при желании можно услышать все нюансы, малейшие тембральные оттенки, но всё это подаётся неназойливо, нет ощущения излишне высокой контрастности. Причём баланс не зависит от громкости, даже на больших уровнях подробности не выпячиваются и не замыливаются. Который раз убеждаюсь, что высокая чувствительность акустики — большой плюс, вне зависимости от мощности усилителя. В её звучании подкупают лёгкость, микродинамика, прекрасное чувство ритма. Но в соответствующем тракте, разумеется.
Однако я бы не сказал, что все жанры удаются системе одинаково хорошо. Всё-таки для Single End на одной выходной лампе динамические контрасты слегка нивелируются, особенно это заметно на симфонических тутти и резких всплесках Noisia с перенасыщенным спектром. Но при этом, повторюсь, не теряется разборчивость, нет и намёка на жёсткость.
Самая же привлекательная черта системы в том, что её не хочется выключать, она буквально гипнотизирует звучанием, какой диск ни поставь. Уже который раз замечаю, что техника Audio Note не воспроизводит музыку, а исполняет её, немного по-своему, но делает это мастерски, легко и непринуждённо, с филигранно отточенными интонациями и идеальной ритмической структурой.
Audio Note Ongaku
Суммарная номинальная выходная мощность: 27 Вт RMS || Входная чувствительность: 450 мВ || Входное сопротивление: 100 кОм || Разбаланс каналов: ±0,3 дБ || Габариты: 300 х 640 х 300 мм || Масса: 48 кг
СИСТЕМА
- CD-транспорт AN CDT-5 (2028600 руб.)
- Конвертер AN DAC-5 Special (1987200 руб.)
- Интегральный усилитель Ongaku (4545720 руб.)
- Акустические системы AN-E SEC Signature (2732400 руб./пара)
- Кабели:
- — цифровой AN-Vx 1 м (32214 руб.)
- — межблочные Sogon 1 м (131000 руб.)
- — акустические AN-SPX Bi-Wire 2 x 2,5 м (610000 руб.)
Привод Philips CD Pro2LF с верхней загрузкой отличается высокой точностью считывания данных и высочайшей надёжностью. Поэтому применялся в проигрывателях класса High End и музыкальных автоматах
В тракте DAC5 Special используются уникальные согласующие трансформаторы с широкой полосой пропускания. Питер Квортруп считает, что только таким способом можно передать энергетику звучания
AN-E SEC Signature
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (-6 дБ): 18 — 23000 Гц || Чувствительность: 95 дБ || Максимальное звуковое давление: 108 дБ || Рекомендованная мощность усилителя: 8 — 80 Вт || Габариты: 790 х 360 х 270 мм || Масса: 18,5 кг
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Бескомпромиссная запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
2. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
3. Huey and the NewYorkers, «Say It To My Face». Naim Label, 2013
4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
Кроссоверы у акустики AN-E Sec Signature выносные. Конденсаторы «медь-бумага-масло» и катушки на воздухе в корпусе колонки заняли бы слишком много места