На выставке Hi-Fi и High End Show 2013, которая недавно прошла в Москве, мы взяли блиц-интервью у представителей некоторых зарубежных компаний.
Джон Cоден
Джон Соден, MartinLogan
— Какие новинки нас ожидают в ближайшем будущем?
— Мы готовимся отпраздновать 30-летие компании, работаем над моделью, посвящённой этому юбилею. Она будет показана через месяц на High End Show в Мюнхене. Это крупная гибридная система, с самой большой панелью, которую мы когда-либо использовали.
Кроме того, у нас на подходе саундбар. Полтора года назад на американском рынке появилась аналогичная система Motion Vision, но она не была предназначена для продажи в других странах. Новая модель для международного рынка будет чуть больше по размерам. Есть и ещё новинки: две модели наушников, вставные Mikros 70 и накладные Mikros 90, в которых воплощён весь наш опыт и знания в области электроакустики.
— Скажите, возможно ли и дальше улучшать конструкцию электростатических громкоговорителей? Или технологический предел уже достигнут и отныне будут лишь косметические изменения?
— Единственное, что ограничивает конструкторов — материалы, с которыми можно работать. В течение 30 лет, что мы выпускаем ЭСГ, появилась масса новых материалов и технологий, о которых до этого можно было только мечтать. Усовершенствование идёт по пути повышения надёжности и увеличения срока службы, в т.ч. и в тяжёлых условиях эксплуатации. Мы поставляем акустику в Индию, Сингапур, Вьетнам — страны с влажным климатом, хотя ещё несколько лет назад не могли гарантировать надёжную работу в таких условиях.
— Какие усилители используются в активных моделях, класс D, MASH или обычные AB?
— Cамые разные. У MartinLogan тесные связи с канадской компанией Paradigm Electronics, совместно с которой мы разрабатываем корпуса и электронную начинку. В активных сабвуферных секциях используются импульсные усилители класса D.
— Насколько я понимаю, наиболее трудная задача при создании гибридной акустики согласовать по скорости диффузорный басовый динамик с лёгким планарным излучателем.
— Совершенно верно. Наши инженеры решают эту задачу за счёт уникальных кроссоверов, которые дают идеальное согласование мидбасового и басового звеньев по частоте и фазе. Скоростные параметры оптимизируются конструктивно.
Франк Ван Льювенхейге
Франк Ван Льювенхейге, TAD
— Франк, мы ровно год не виделись, что интересного произошло за это время?
— Я весь год учился — анализировал рынок, думал, как подстраиваться под него. Изучал привычки и запросы потенциальных покупателей, выяснял, какую музыку они слушают и какие у них для этого условия. Если говорить о России, то здесь многие готовы тратить на аудио очень большие деньги. Это внушает оптимизм. Но продукция TAD это не просто компоненты, это что-то культовое, вроде скрипок Страдивари, такие вещи воздействуют скорее на чувства, чем на разум.
— Нет ли у TAD намерений всё же расширить ассортимент за счёт более доступных компонентов?
— Да, есть такие планы. Мы хотим немного спуститься, но, как вы понимаете, сделать технику более доступной и не потерять в качестве звучания очень сложно, особенно это касается акустики. Кроме того, все компоненты TAD производятся в Японии, это дорогая страна, да и курс иены очень высок. Тем не менее подумываем о создании более компактных полочных мониторов и соответствующего им по классу усилителя.
По всей видимости, придётся пожертвовать фрезерованным алюминиевым шасси, которое обходится очень дорого. И, скорее всего, это будет интегральный аппарат.
— А как насчёт источника? Его можно сделать дешевле?
— Гораздо более важный вопрос в том, насколько вообще имеет смысл разрабатывать новый CD-проигрыватель. Продажи всех оптических носителей катастрофически падают, большая часть музыки и кино сейчас закачивается из Сети. Правда, в Японии по-прежнему предпочитают диски аудио- и видеофайлам, но это очень узкий рынок. Так что нам неизбежно придётся двигаться в сторону сетевых устройств, однако, как и прежде, уровень разработок будет предельно высоким. Это, конечно, займёт немало времени, но иного выхода нет.
Дженс Вельтек
Дженс Вельтек, T+A
— Дженс, в чём смысл использования высоковольтного питания даже в компонентах с линейным уровнем сигнала?
— Смысл в том, чтобы получить высокую линейность во всём диапазоне уровней и за счёт этого снизить искажения. Все транзисторы в компонентах HV работают на прямом участке характеристики, что позволяет получить очень низкие искажения без общей обратной связи. Мы, по сути, повторили ламповую схемотехнику, но без проблем, присущих лампам. Тщательно отобранные транзисторы работают при напряжениях порядка 300 В в предварительных каскадах и при 380 В в оконечных.
— В цифро-аналоговом преобразователе MP 3000 HV используется по четыре конвертора в каждом канале. Для чего?
— Во-первых, для построения полностью балансного тракта. Во-вторых, чем больше чипов применяется, тем выше точность преобразования и звуковое разрешение.
— Имея такой опыт в проектировании высококлассных электронных компонентов и акустических систем, вполне логично было создать активную акустику, возможно даже, беспроводную. Это очень горячая тема.
— На самом деле беспроводные компоненты класса High End — большая проблема, поскольку для сигнала с высоким разрешением нужна чрезвычайно широкая полоса канала передачи, которую пока может обеспечить только LAN. Вероятно, впоследствии удастся разработать беспроводной интерфейс, обеспечивающий аналогичную пропускную способность. Пока же приходится либо компрессировать данные, либо снижать разрешение сигнала, а мы считаем, что для High End это неприемлемо.