7 раз отмерь
АЧХ сабвуферов снималась в ближнем поле, т.е. при минимально возможном расстоянии между микрофоном и диффузором головки. Измерения проводились несколько раз — в крайних положениях регуляторов частоты среза и при разной глубине коррекции (если таковая имеется). Соответствующие характеристики показаны на графиках красным цветом. Чёрные кривые слева — АЧХ порта фазоинвертора.
Активные сабвуферы || Canton Ergo Sub 650 || Episode ES-SUB-12-300 || Focal Chorus SW 800 V || HECO Celan GT 322A || MartinLogan Grotto i || MJ Acoustics Reference 150MkII || Mission 79AS || Polk Audio DSW microPRO 3000 || PSB SubSeries 500 || RBH SX-10/R || RevoxS.Active Bass 03 || Velodyne SPL-8U || 7 раз отмерь
МАРКА | Canton
Ergo Sub 650 |
Episode
ES-SUB- 12-300 |
Focal
Chorus SW 800 V |
HECO
Celan GT 322A |
MartinLogan
Grotto i |
MJ Acoustics
Reference 150MkII |
Mission
79AS |
Polk Audio
DSW microPRO 3000 |
PSB
SubSeries 500 |
RBH
SX-10/R |
Revox
S.Active Bass 03 |
Velodyne
SPL-8U |
Конструкция | Фазоинвертор | Фазоинвертор | Фазоинвертор | Фазоинвертор | Закрытый корпус | Закрытый корпус | Закрытый корпус | пассивный излучатель | Фазоинвертор | Фазоинвертор | Фазоинвертор | Закрытый корпус |
Входы линейные | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Входы высокоуровневые | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да |
Выходы линейные | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да |
Выходы высокоуровневые | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
Размер басовика, мм | 310 | 300 | 270 | 300 | 250 | 250 | 250 | 254 + 254 | 300 | 254 | 180 | 200 |
Максимальная мощность встроенного усилителя, Вт | 300 | 650 | 500 | 400 | 900 | 150 | 300 | 2400 | 1500 | 350 | 100 | 2400 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 20 — 200 | 25 — 200 | 32 — 160 | 20 — 150 | 22 — 120 | 13 — 200 | 25 — 110 | 19 — 200 | 25 — 150 | 26 — 100 | 30 — 200 | 26 — 120 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. | Н.д. |
Частота фильтрации, Гц | 50 — 200 | 40 — 200 | 40 — 160 | 50 — 150 | 30 — 80 | 20 — 120 | 35 — 85 | 40 — 120 | 50 — 150 | 40 — 150 | 40 — 200 | 40 — 120 |
Регулировка фазы | 0 — 180 | 0,180 | 0,180 | 0 — 180 | 0 — 270 | 0 — 180 | 0,180 | 0 — 270 | 0 — 360 | 0 — 180 | 0,180 | 0,180 |
Наличие ДУ | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да |
Габариты, мм | 360x480x500 | 437x420x420 | 456х324х426 | 405x585x465 | 473х386х350 | 300х355х300 | 460x310x500 | 359x317x343 | 391x584x535 | 381x387x470 | 275х260х285 | 284х272х350 |
Масса, кг | 23,5 | 19,1 | 18,8 | 36.5 | 23.2 | 16.25 | 26.5 | 20.3 | 32.5 | 20,41 | 8,0 | 15,0 |
Цена, руб. | 54800 | 62500 | 44000 | 45000 | 60000 | 51000 | 47500 | 60000 | 64430 | 48064 | 45563 | 60000 |
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Ergo Sub 650
В широкой полосе сабвуфер эффективно воспроизводит частоты от 22 до 120 Гц (-3 дБ), а в узкой максимум звуковой энергии приходится на отрезок 22 — 60 Гц. Падение отдачи во втором случае легко компенсировать регулятором уровня, конкретное его положение придётся искать экспериментально. Фазоинвертор настроен на 28 Гц, что оптимально для 12-дюймовой головки. На графике видно, что при ограничении полосы до 50 Гц порт не дает посторонних призвуков.
Амплитудно-частотная характеристика
Episode ES-SUB-12-300
Фазоинвертор настроен очень низко даже для 12-дюймовой головки — на 25 Гц. Соответственно, даже в крайнем правом положении регулятора частоты среза верхняя граница воспроизведения ограничивается 90 герцами, поэтому малолитражные мониторы или плоские настенные колонки в качестве сателлитов не подойдут. Нижняя граница фронтальных АС не должна быть выше 80, а лучше — 60 Гц. В узкой полосе сабвуфер эффективно работает ниже 20 Гц (!), поэтому во избежание проблем с басом в небольших комнатах следует очень тщательно выбирать место его установки.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus SW 800 V
Классическая фазоинверторная система с частотой собственного резонанса 42 Гц. Это довольно высокое значение, характерное для напольной акустики средних размеров. Тем не менее, сузив полосу и прибавив громкости, можно получить диапазон воспроизведения от 32 до 90 Гц, что позволит состыковать сабвуфер с любыми сателлитами. Оптимизировать отдачу в самой нижней области можно, меняя положение сабвуфера относительно стен помещения. Обход фильтра (фиолетовая кривая) незначительно расширяет рабочий диапазон. Красная и синяя кривые в левой части показывают эффективность коррекции Subsonic и Boost соответственно.
Амплитудно-частотная характеристика
Heco Celan GT 322A
Фазоинвертор сабвуфера настроен на 28 Гц. Это оптимальное значение для 12-дюймовой головки, и, как показывает график, в узкой полосе этот гигантский сабвуфер начинает эффективно работать от 25 Гц. Поэтому, прибавив уровень, можно состыковать его даже с полноразмерной напольной акустикой. При максимальной полосе пропускания фильтра GT 322A уверенно озвучивает диапазон 28 — 140 Гц (-3 дБ), но устанавливать значение выше 100 Гц не рекомендуется во избежание интерференции с фронтальной акустикой и потери разборчивости звучания.
Амплитудно-частотная характеристика
MartinLogan Grotto i
Внушительная по размерам конструкция с 10-дюймовой головкой в закрытом оформлении. Такое решение улучшает импульсные характеристики (т.е. быстродействие), хотя бас получается не таким низким, как у фазоинверторной системы того же объёма. Впрочем, эта проблема здесь решена радикально — в сабвуфере имеется регулятор инфранизких частот, работающий на 25 Гц. Синие кривые в левой части графика показывают АЧХ в его крайних положениях. Как видим, подъём на этой частоте может достигать 12 дБ, так что с басом у Grotto i всё в порядке. Кроме того, появляется возможность, не двигая аппарат, адаптировать его к любому помещению.
Амплитудно-частотная характеристика
MJ Acoustics Reference 150 Mk II
Заявленная нижняя граница воспроизведения 13 Гц поначалу вызывает сомнения — всё-таки 10-дюймовая головка работает в закрытом и не слишком большом корпусе… Тем не менее график показывает, что жертвовать количеством баса ради его качества в данном случае не пришлось — сабвуфер уверенно действует намного ниже 20 Гц, а в узкой полосе (левая кривая) на эту частоту приходится максимум звуковой энергии.
Кстати, ограничение диапазона сверху обеспечивается не столько фильтром, сколько самой конструкцией — в режиме LFE (верхняя кривая) АЧХ практически та же, что и при максимально широкой полосе. Поскольку отдача сабвуфера резко падает выше 80 Гц, для совместной работы можно рекомендовать крупные полочные мониторы или напольную акустику.
Амплитудно-частотная характеристика
Mission 79 AS
Довольно необычный по форме и конструкции сабвуфер с 10-дюймовым драйвером и закрытым оформлением. Тем не менее бас у него очень глубокий — в узкой полосе он начинает уверенно работать от 25 Гц, а максимум отдачи приходится на 28 Гц. Так что аппарат оптимально впишется и в систему 2.1, и в небольшой домашний кинозал. При обходе фильтра (правая кривая) он эффективноизлучает вплоть до 90 Гц, поэтому сателлиты могут быть практически любыми. Оптимальная частота согласования с напольной акустикой — порядка 55 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Polk Audio DSW microPRO 3000
Ставшая уже традиционная для этой марки система с пассивными радиаторами. Частота собственного резонанса 25 Гц, при установке минимальной частоты среза пик отдачи приходится на 38 Гц. Отсутствие инфранизкой составляющей объясняется желанием повысить разборчивость баса в более значимых диапазонах. При обходе фильтра (фиолетовая кривая) сабвуфер линейно работает в очень широком диапазоне 25 — 300 Гц. Синим цветом слева показано семейство кривых в разных режимах коррекции Room Compesation от Cabinet (правая кривая) до Mid Room (левая). Как видно, при переходе от одного пресета к другому постепенно снижается отдача вблизи нижней границы.
Амплитудно-частотная характеристика
PSB SubSeries 500
При обходе фильтра сабвуфер перекрывает диапазон 25 — 150 Гц (по -3 дБ), при максимальном же ограничении полосы максимум излучения 12-дюймовой головки приходится на отрезок 28 — 55 Гц. На графике также видно, что фазоинвертор настроен на 28 Гц, так что этот аппарат способен воспроизводить довольно низкий бас при любой настройке фильтра, но качественный результат будет во многом зависеть от конкретного положения сабвуфера в комнате.
Амплитудно-частотная характеристика
RBH SX-10/R
Совершенно необычная картина для сабвуфера с 10-дюймовой головкой — фазоинвертор настроен на 28 Гц (!), столь низкий резонанс не всегда достигается и у 12-дюймовых моделей. Сам же порт расширяет рабочий диапазон до 25 Гц (-3 дБ), так что, если предельно сузить полосу, сабвуфер сможет оказать поддержку даже очень крупной фронтальной акустике. В этом случае максимум энергии придётся на отрезок 25 — 65 Гц. В байпассном режиме (правая кривая) верхняя граница воспроизведения практически та же, что при максимальной частоте среза фильтра, тем не менее такой режим имеет смысл задействовать лишь в том случае, если саб подключен к AV-ресиверу с собственным бас-менеджером.
Амплитудно-частотная характеристика
Revox S.Active Bass 03
Низкочастотные способности сабвуфера весьма впечатляющи для столь скромных габаритов. При калибре головки 7 дюймов фазоинвертор настроен на 28 Гц, как у гораздо более крупных конкурентов. Эффективная рабочая полоса начинается с 30 Гц, что соответствует заявленному значению, максимум же энергии приходится на 42 Гц. Тем не менее этот кубик может успешно взаимодействовать и с миниатюрными сателлитами — в широкой полосе верхняя граница достигает 120 Гц. Но всё же лучше не превышать значение 80 Гц, иначе в низкочастотный канал станет попадать лишняя информация. Сабвуфер не должен «разговаривать».
Амплитудно-частотная характеристика
Velodyne SPL-8U
Сабвуферы этой марки всегда отличались обилием регулировок, позволяющих адаптировать бас к конкретным условиям и потребностям владельца. Красная кривая внизу показывает, что при узкой рабочей полосе в режиме Movie саб эффективно озвучивает диапазон 35 — 65 Гц, что очень неплохо для 8-дюймовой головки в закрытом оформлении. В широкой полосе верхняя граница поднимается до 120 Гц, чего достаточно для большинства применений. В этом же положении регулятора среза сняты характеристики в пресетах Rock (синяя кривая), Movie (зелёная), Game (красная) и Jazz (фиолетовая). Каждое переключение в таком порядке даёт ослабление отдачи на самых нижних частотах.