Слушания по делу
Представляя современную гамму стереотелефонов Yamaha, которая недавно расширилась новыми моделями, сразу хочется сделать оговорку: не спешите судить об изделиях, ориентируясь только на их дизайн или название. Маркетинг — штука хитрая, она должна не облегчать выбор, а вызывать эффект Wow! Но мы-то с вами никуда не торопимся, поэтому есть шанс методично исследовать весь ряд накладных моделей, кроме одной, которая появилась уже после подготовки этого материала.
Сегмент стереотелефонов сейчас переживает взрывной рост, компании наперебой предлагают массу новых моделей. В таких условиях, когда рынок готов поглотить едва ли не всё, конкуренция между производителями часто уходит не в ту область, в какую надо. Качество звучания остаётся на вторых ролях, а на первый план выходят дизайн, эффектные цвета, необычные технические решения и даже такие факторы, как красивая упаковка и богатая комплектация.
Но Yamaha придерживается несколько иного подхода: компания не пускается в эксперименты с материалами и формой, не пытается «упаковать» в свои изделия пафосные патентованные технологии и выдать это за своё же ноу-хау. Некоторые модели в современной гамме Yamaha вообще обескураживают простотой: никаких тебе безрезонансных камер, ни слова об экзотических материалах и демпфирующих составах, ни тебе «волшебных» акустических экранов, наклонов и смещений преобразователей ради лучшего соответствия бинауральным передаточным функциям слуха (HRTF) и анатомическим особенностям. По идее, их наушники должны звучать неправильно, с «ракушечной» подкраской и дискомфортными резонансами. Но, забегая вперед, скажу, что все эти проблемы не свойственны изделиям Yamaha. А близкое знакомство окончательно убеждает в том, что они спроектированы и изготовлены настоящими профессионалами. Ведь добиться правильного чистого звучания от конструкций, в которых едва ли не демонстративно игнорируются все модные технологические инновации, может только очень опытный и знающий производитель.
Тестирование стереотелефонов проводилось нами, как обычно, в два этапа. Сначала в стационарной системе с референсным CD-проигрывателем и новейшим телефонным усилителем Bryston (о нём в номере отдельный материал), а затем с портативной техникой, т.е. ноутбуком Apple и программами iTunes и Vox. В качестве плеера с небольшой выходной мощностью и ограниченными возможностями звуковой коррекции использовался мобильный телефон Nokia C311, в память которого был записан тот же музыкальный материал.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151300 руб.)
Телефонный усилитель Bryston BHA-1 (72930 руб.)
Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/4300 руб.)
HPH-200
Сопротивление: 48 Ом || Чувствительность: 98,5 дБ (при 1 мВ) || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || Масса: 180 г || Цена: 5840 руб.
Серию накладных моделей Yamaha открывают недорогие стереотелефоны HPH-200, выпускаемые в чёрном или белом вариантах. Это относительно лёгкие, несложные по конструкции и удобные для транспортировки наушники, выполненные в открытом акустическом оформлении. Простое регулируемое по длине оголовье, обшитое кожзаменителем, заканчивается поворотными шарнирами, к которым крепятся коромысла подвесов. Они обеспечивают круглым «чашкам» дополнительную степень свободы. С внешней стороны корпуса закрыты перфорированной стальной пластиной, а изнутри — пластиковой сеткой и акустически прозрачной тканью. Между этими элементами закреплены 40-миллиметровые динамические головки. Амбушюры круглые, компактные, обшиты велюром, не слишком мягкие, но в целом удобные. Y-образный кабель, выходящий из каждой «чашки», большой диной не отличается и заканчивается Г-образным 3,5-миллиметровым «джеком». Однако к HPH-200 прилагаются 1,2-метровый удлинительный кабель и переходник на 6,3 мм.
По приведённым параметрам HPH-200 вряд ли можно считать высокочувствительными наушниками, но на самом деле они очень громкие! Их динамические излучатели настолько эффективны, что им не требуется мощный усилитель. Энергичный и при этом весьма детальный саунд HPH-200 покажут даже с самым слабым mp3-плеером. Перегрузочная способность потрясающая, звук не зажат даже на краях воспроизводимого диапазона. Вдобавок у них весьма неплох и тональный баланс — по крайней мере, для телефонов начальной ценовой категории. Чуть завалены инфранизкие частоты (ниже 30 Гц), равномерно спадает АЧХ за пределами 10 кГц, но в этом интервале HPH-200 звучат открыто, без дисбаланса и даже без сколь-нибудь заметных «волнений» в середине. Неприятным моментом назову лишь резонанс, который приходится на 8 — 9 кГц и придаёт дискантам жестяной оттенок. Причём эта подкраска — единственное, что вызывает лёгкое раздражение при подключении HPH-200 к эталонному телефонному усилителю, по остальным же субъективным критериям звучание становится ещё лучше.
HPH-MT120
Сопротивление: 65 Ом || Чувствительность: 96 дБ (при 1 мВ) || Воспроизводимый диапазон: 20 — 22000 Гц || Масса: 320 г || Цена: 7990 руб.
Данная модель тоже относится к бюджетному сегменту, но адресована, скажем так, начинающим профессионалам. И в качестве полезного и приятного бонуса к наушникам прилагается CD-ROM с дистрибутивом программного аудиоредактора WaveLab 7 LE. Выполнены HPH-MT120 как традиционные мониторные телефоны закрытого типа с весьма незатейливым дизайном. У них несъёмный 3-метровый шнур с резьбовым металлическим переходником на 3,5/6,3 мм, пластинчатое оголовье, пластиковые П-образные подвесы и уж совсем простые по форме цилиндрические «чашки». А вот 40-миллиметровые динамические излучатели примитивными никак не назовешь. Их звуковые катушки навиты алюминиевым проводом с медным покрытием ради снижения подвижной массы. Корпуса наделены плоскими фланцами овальной формы, на которых со стороны головы укреплены мягкие амбушюры, покрытые тонким, напоминающим кожу материалом. Уплотнения удобны, полностью охватывают ушную раковину, обеспечивают приличную звуко-изоляцию. Единственный минус — сам кожзаменитель. Каким бы он ни был деликатным, но синтетика всё-таки — не самый экологичный материал, кожа под ними не дышит, через полчаса уши натурально покрываются испариной.
Хотя «чашки» нарочито правильной формы ничего хорошего не сулят в плане внутренних резонансов, звучат HPH-MT120 настолько линейно, что претендуют на титул самых ровных телефонов закрытой конструкции в этом ценовом классе. Завал АЧХ на нижнем краю частотного диапазона минимален, бас передаётся хлёстко и подробно. На ВЧ спад выражен чуть сильнее, но тоже не критичен. В средней полосе точно не надо прибегать к частотной коррекции — музыкальный баланс и так хорош. Подкраски — минимум. Отсюда отличное гармоническое разрешение, точная передача пространства. По чувствительности HPH-MT120 немного проигрывают описанным выше «двухсоткам» и не балуют такой же импульсивной динамикой. Однако их тоже можно классифицировать как лёгкую нагрузку, выходной мощности мобильного телефона и ноутбука оказалось для них более чем достаточно. Со стационарной техникой результат ещё лучше. HPH-MT120 раскрываются как универсальные лёгкие стереотелефоны с довольно тонкой нюансировкой звучания и естественным тональным рисунком. Соревнование с моделями классом выше они проигрывают только по такому критерию, как точность и рафинированность звучания.
HPH-PRO300
Сопротивление: 53 Ом || Чувствительность: 107 дБ (при 1 мВ) || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || Масса: 200 г || Цена: 8490 руб.
Три вида отделки лаком «металлик» делают эти телефоны желанным выбором для стильных меломанов. Невысокая цена, модный внешний вид, компактная и довольно прочная «дорожная» конструкция, которую можно хранить в прилагаемом чехле — вот главные достоинства новых HPH-PRO300. С действительно профессиональными моделями их связывают только широкополосные 40-миллиметровые динамические головки с высокоэффективными неодимовыми магнитами, параметры которых были специально оптимизированы для работы с портативной техникой.
Не знаю, что имели в виду инженеры Yamaha под оптимизацией, но у этой модели в нашем обзоре — самая скромная чувствительность (говорю о субъективных ощущениях, а не паспортном значении). И данный факт может огорчить любителей громкого звучания.
Качество воспроизведения тоже неоднозначное. Его просто затруднительно оценивать: у наушников сравнительно небольшие амбушюры, дуга оголовья с чрезмерной силой прижимает их к голове, а музыкальный баланс очень сильно зависит от положения излучателей относительно слуховых каналов. Поэтому звук поначалу кажется сдавленным по динамике, а тембральная картина — закрытой, слишком плотной в среднем регистре и потому не очень разборчивой в целом. Выразительно звучит только рабочий бас и нижняя середина. «Боевым» ударным басам (120 — 200 Гц) чуть не хватает энергетики и хлёсткости, атака лишена резкости и импульсивности. Верхняя полоса может вообще показаться глухой, хотя как раз здесь проблема стоит не так остро. Попробуйте сдвинуть амбушюры на голове чуть вперед и вниз — АЧХ станет намного более линейной. А если прибегнуть ещё и к небольшому усилению ВЧ (не более +2 дБ на 8 кГц и +4 на 16 кГц), что можно сделать практически любым эквалайзером или темброблоком, то вы получите прозрачный саунд, притом с весьма красивым и даже детальным рисунком. Как очень важное достоинство отмечу следующее: «криминальных» острых резонансов или выпадений в частотной полосе, которые могли бы дать сильную окраску и испортить информативность звучания, у HPH-PRO300 нет. В этом контексте они действительно близки к моделям для профессионалов.
HPH-PRO400
Сопротивление: 23 Ом || Чувствительность: 106 дБ (при 1 мВ) || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || Масса: 289 г || Цена: 13990 руб.
Выглядят HPH-PRO400 точь-в-точь как «трёхсотки», но в слегка увеличенном масштабе. Чуть массивнее оголовье, крупнее и мягче валики амбушюров, больше «чашки», которые сделаны из всё того же безрезонансного «глухого» пластика (алюминиевые корпуса применяются лишь на флагманских PRO500). Внутри — ещё более солидные и мощные динамики 50-миллиметрового калибра. И это ещё не все отличия. У «четырёхсотых» кабель съёмный, дополнен пультом управления громкостью и воспроизведением для устройств Apple. Отделка подразумевает лишь два варианта (белый и чёрный), зато комплектация богаче: имеется кабельный удлинитель, переходник 3,5/6,3, транспортировочный кейс с карабином.
По звучанию эта модель выгодно отличается от «трёхсотых»: выше чувствительность, лучше линейность. Даже на краях воспроизводимого диапазона нет завалов, хотя общая характеристика имеет чуть волнистую форму. Слегка выделена область рабочего баса 63 — 100 Гц. И средний регистр передаётся чуть ярче желаемого — эквалайзером хочется ослабить диапазон 800 — 4000 Гц. Но опять же подчеркну: отмеченные отклонения минимальны, им можно и не придавать значения. Удовольствие от прослушивания музыки усиливается, если перенести внимание на достоинства HPH-PRO400. Формируемое ими звуковое пространство получается чётким и прозрачным. Сложные тембры чисты. На дискантах практически нет подкраски, тональная сигнатура в этой области изящная и очень комфортная. Артикуляция и нюансировка в средней полосе весьма хороша, высший регистр подаётся колоритно и воздушно — музыкальная информация практически не вуалируется. Лишь абсолютная динамика, как у многих закрытых конструкций, получается компрессированной. Это особенно заметно при подключении телефонов к портативной технике, которая, как правило, не обладает избытком мощности. С первоклассным домашним телефонным усилителем улучшается всё — и динамика, и музыкальный баланс, и нюансировка. Так что HPH-PRO400, несмотря на свой имиджевый стиль и outdoor-ориентацию, отлично подходят и для домашнего прослушивания.
HPH-MT220
Сопротивление: 37 Ом || Чувствительность: 97 дБ (при 1 мВ) || Воспроизводимый диапазон: 15 — 28000 Гц || Масса: 415 г || Цена: 16990 руб.
В линейке профессиональных стереонаушников Yamaha модель HPH-MT220 занимает самое высокое положение (новая и ещё более дорогая PRO500, которая в нашем обзоре не фигурирует, относится всё-таки к аудиофильской серии). Но даже эти телефоны, претендующие в своем классе на роль флагмана, отличаются простотой и рациональностью. Они идентичны по конструкции описанным выше бюджетным HPH-MT120. 40-миллиметровые излучатели с облегчёнными звуковыми катушками из омеднённого алюминиевого провода помещены в небольшие цилиндрические капсулы. Со стороны, обращённой к голове, каждая «чашка» заканчивается большим овальным фланцем, на котором укреплён амбушюр, полностью охватывающий ухо. Соединяются телефоны между собой таким же простым регулируемым оголовьем-пластиной и пластиковыми П-образными подвесами. Главное отличие «двести двадцатых» — высокие электроакустические параметры излучателей. Получше и материалы, из которых изготовлены телефоны: «чашки» отлиты из высокоплотного полимера, а оголовье и амбушюры обшиты кожзаменителем такого высокого качества, что его можно принять за натуральную лайку очень тонкой выделки. Комплектация такая же, как и у «сто двадцатых»: металлический переходник 3,5/6,3 мм, который навинчивается на несъёмный 3-метровый шнур, и CD-ROM с дистрибутивом редактора WaveLab 7 LE.
По части совместимости эти наушники, пожалуй, лучшие в обзоре. Они имеют «правильное» для низкоомных моделей сопротивление и при этом весьма высокую чувствительность. Со всеми тремя телефонными усилителями спелись сразу. Минимум искажений, максимум динамики, впечатляющее звуковое разрешение — притом не формальное, «количественное», а именно содержательное, подкупающее точностью деталей (когда подключены к первоклассному стационарному усилителю). У них очень широк воспроизводимый диапазон. Они линейны на краях, причём это качество проявляется даже с портативной техникой. Бас полнокровен, глубок и прекрасно задемпифрован. Верх чистый, воздушный и подробный, а «полимерно-плёночная» подкраска дискантов, которая порой улавливается у стереотелефонов Yamaha, здесь выражена в самой малой степени. Нарушает идеальную картину лишь небольшой подъём на СЧ, придающий звучанию гулковатый оттенок. Но, к счастью, это всего лишь подъём, а не резонанс, и он легко компенсируется параметрическим эквалайзером. Частота 720 — 750 Гц, добротность — три-четыре единицы для широкой полосы, глубина коррекции те же три-четыре децибела в минус. Легко запомнить: всё на три-четыре…
РАВНЕНИЕ НЕ СЕРЕДИНУ
В гамме стереотелефонов Yamaha не нашлось моделей, откровенно провальных по характеристикам или с ограниченной совместимостью. Каждое изделие заслуживает рекомендации, практически все универсальны и ладят с аппаратурой любого типа.
Порадовало и то, что в звучании всех телефонов в той или иной мере чувствуется свой некий фирменный стандарт. У других производителей саунд от модели к модели отличается порой настолько, что трудно поверить, будто вещи сделаны одной фирмой, а у наушников Yamaha без труда обнаруживаются общие фамильные признаки: полнокровная динамика, широкая полоса, открытая середина, не замутнённая резонансами или провалами в АЧХ, а также детальный, хотя и чуть подкрашенный верх. По первым ощущениям некоторые модели покажутся специфическими из-за тональных отклонений или эргономических особенностей, но это как раз те качества, к которым адаптируешься либо ты (музыкальный баланс), либо сами наушники. Те же амбушюры запоминают форму, дужка оголовья со временем ослабляет хватку…
И вот почему мне так сложно выделить из модельного ряда каких-либо лидеров. Я прибегну к другой методике — постараюсь дать чёткие указания к применению, а вы сами решите, какая модель подходит более всего.
Если ищете самые доступные открытые модели, способные выиграть у закрытых по части музыкальности при равной цене, то альтернативы HPH-200 просто нет. Возможно — и за пределами данного обзора. В любом случае это «Удачная покупка».
HPH-MT120 и HPH-MT220 — модели-близнецы по конструктиву и назначению, но разные по ясности звучания. Обе дают правильное ощущение пространства, воспроизводят широкую полосу, по-мониторному линейны — задатки профессионалов есть у каждой. Но та, что дороже вдвое, примерно во столько же раз и точнее по звучанию. Больше чистоты, меньше подкраски. По звуковому разрешению «двести двадцатая» вообще приближается к изодинамическим и даже электростатическим конструкциям. Так что для обычной студийной работы подойдут первые, для приятного времяпрепровождения — вторые.
Самая спорная конструкция и звуковые характеристики — у HPH-PRO300. Но если вы подыскиваете стереотелефоны, которые должны крепко сидеть на голове и не занимать много места в дорожной сумке, это верный выбор. И главное — в сегменте «спортивно-активных» моделей, которые, как правило, звучат очень компромиссно, «трёхсотки» смогут выделиться хай-файным качеством.
Хотя HPH-PRO400 и выглядят, как изделия life style, они, пожалуй, лучше всех подходят для расслабленного домашнего прослушивания. По артикулированности, тональной гармоничности и натуральности передачи пространства даже выигрывают у профессиональных моделей. У них нет технической въедливости, когда слышишь каждый артефакт записи или звукового тракта. Но они не менее проницательны — от внимания ни ускользает ничего. Причём удовольствие слышать всё можно взять с собой. «Четырёхсотые» обеспечивают хорошую звукоизоляцию, имеют складную конструкцию, совместимы по параметрам с портативной техникой. Вот за это, а также за изящный внешний вид и благоразумную цену мы и присуждаем HPH-PRO400 награду «Выбор эксперта».
Комментарии [1]
zkobalia
Имею честь быть владельцем МТ220-го. Звучит прекрасно, лёгкий, но материал никуда не годится. Через 5 лет использования (нечастого, кстати) дермантин осыпался и с абушюров, и с оголовья.