7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от сопротивления колонки. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к диффузору мидбасовой головки (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. И обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
НАПОЛЬНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ || Canton Chrono CL555.2 || Сhario Syntar 530 || Davis Acoustics Matisse HD || Epos Elan 30 || Focal Chorus 816V SE || JBL Studio 580 || KEF Q500 || Mission SX3 || Monitor Audio Silver RX8 || Morel Solan Floorstand || Piega Tmicro 5 || PSB Imagine T || Q Acoustics 2050i || Quad 23L Classic || Quadral Ascent 80 || Spendor A3 || System Audio Mantra 30 || Wharfedale Evo -50 || 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Canton
Ergo 670 DC |
Chario
Syntar 530 |
Davis Acoustics
Matisse HD |
Epos
Elan 30 |
Focal
Chorus 816V SE |
JBL
Studio 580 |
KEF
Q500 |
Mission
SX3 |
Monitor Audio
Silver RX8 |
Конструкция | 2,5 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 8 | 4 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 87,5 | 89 | 91 | 92 | 91,5 | 90 | 87 | 86 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 25 — 40000 | 45 — 20000 | 40 -23000 | 45 — 25000 | 47 — 28000 | 40 — 40000 | 40 — 40000 | 56 — 40000 | 32 — 35000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 300, 3500 | 200, 1390 | 350, 3500 | 800, 3600 | 300, 3000 | 1500 | 2500 | 2000 | 300, 2200 |
Подводимая мощность, Вт | До 170 | Н.д. | До 120 | До 150 | До 200 | До 200 | До 130 | До 150 | До 175 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 215 x 950 x 285 | 190 х 950 х 310 | 1020 x 210 x 290 | 850 x 185 x 289 | 998 х 282 х 375 | 1069 x 250 x 348 | 917 x 295 x 312 | 922 x 222 x 333 | 960 x 275 x 388 |
Масса (каждой), кг | 17,3 | 17,0 | 23,0 | 21,0 | 22,5 | 22,2 | 15,0 | 21,0 | 21.76 |
Цена, руб. | 61420 | 55000 | 53000 | 55000 | 65000 | 58000 | 49500 | 60000 | 57500 |
МОДЕЛЬ | Morel
Solan Floorstand |
Piega
Tmicro 5 |
PSB
Imagine T |
Q Acoustics
2050i |
Quad
23L Classic |
Quadral
Ascent 80 |
Spendor
A3 |
System Audio
Mantra 30 |
Wharfedale
Evo-50 |
Конструкция | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 | 6 | 8 | 4 | 8 | 4 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 88 | 90 | 90 | 92 | 88 | 89 | 86 | 90 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 30 — 20000 | 45 — 22000 | 38 — 23000 | 44 — 22000 | 40 — 23000 | 29 — 46000 | 70 — 20000 | 45 — 35000 | 30 — 28000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | 1.5 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | 150, 2200 | Н.д. | 800, 1800 | 2600 | 450, 2200 | 350, 2800 | 4200 | 3000 | 150, 1300, 6500 |
Подводимая мощность, Вт | До 140 | До 150 | До 200 | До 150 | До 200 | До 200 | До 125 | До 135 | До 300 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 178 x 940 x 292 | 1050 х 120 х 130 | 210 x 945 x 346 | 1006 x 321 x 270 | 925 ? 225 ? 316 | 991 x 240 x 345 | 750 х 165 х 250 | 145 x 980 x 200 | 1160 х 229 х 400 |
Масса (каждой), кг | 14,5 | 9,0 | 18.5 | 21,0 | 17.2 | 17.8 | 12,4 | 15,9 | 25.6 |
Цена, руб. | 45000 | 58800 | 64140 | 47600 | 58000 | 59000 | 60000 | 60000 | 55000 |
Зависимость модуля Z от частоты Canton Ergo 670DC
Такой вид кривой с одним пиком вблизи основного резонанса обусловлен применением довольно редкого для напольных АС акустического оформления — т.н. фазоинвертора 5-го порядка. Сигнал на НЧ-фильтр поступает через разделительный конденсатор большой ёмкости, что позволяет выровнять АЧХ в области самых нижних частот и избавиться от инфранизкой составляющей. В целом же импеданс довольно ровный, номинальное значение 5 Ом (на 120 Гц). Усилитель без труда раскачает эту акустику, поскольку на ВЧ она представляет собой активную нагрузку. Двойной горб на частоте раздела свидетельствует о применении кроссоверов с компенсацией реактивного импеданса.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Ergo 670DC
Здесь придраться не к чему: система линейна во всём рабочем диапазоне, отсутствует и провал вблизи частоты раздела, и подъём на ВЧ, характерный для младших моделей Canton. Идеальный порядок и в самой информативной, среднечастотной области. Диаграмма направленности твитера очень широкая: характер кривых, снятых на акустической оси и с отклонениями на 30 и 50 град., абсолютно одинаков. Линза, закреплённая перед твитером, даёт подъём на 14 кГц, что расширяет оптимальную зону прослушивания. Чувствительность 88 дБ соответствует заявленной, поэтому особо мощный усилитель для озвучивания комнаты средней площади не понадобится. Фазоинвертор настроен на 38 Гц, призвуки порта имеют значительную амплитуду.
Зависимость модуля Z от частоты Chario Syntar 530
Система отличается волнообразным характером импеданса в нижнем и среднем диапазонах, зато после частоты раздела СЧ и ВЧ-полос (порядка 1500 Гц) он мало зависит от частоты, плавно возрастая от 6,5 до 8 Ом. При таком характере заметно упрощается выбор усилителя, поскольку в высокочастотной области от него не потребуется повышенный ток. Разделительный фильтр даёт невысокий и довольно узкий пик — похоже, в схеме присутствуют звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 40 Гц, но его добротность очень низка.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Syntar 530
Неравномерность в диапазоне 1 — 2 кГц обусловлена интерференцией между СЧ-драйвером и твитером вблизи частоты раздела, но она не настолько велика, чтобы радикально повлиять на звучание. Подъём в области 10 — 18 кГц легко скорректировать — для этого достаточно просто не направлять колонки на слушателя. Посмотрите, как ведут себя кривые, снятые вне акустической оси — при углах 30 и 50 град. их форма абсолютно одинакова. Это обещает правильное построение пространства и широкую зону стереоэффекта. Средняя чувствительность колонок не очень велика, около 87 дБ, поэтому усилитель им потребуется не менее 100 Вт на канал. Фазоинвертор дает минимальные призвуки, заметить которые на слух невозможно.
Зависимость модуля Z от частоты
Davis Acoustics Matisse HD
Трёхполосная фазоинверторная система с частотой настройки 55 Гц, что высоковато для напольных систем. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное. С ростом частоты импеданс тоже растет, поэтому с выбором усилителя проблем быть не должно. На графике видна частота раздела на 3500 Гц, по-видимому, в фильтре секции применены дополнительные фазовыравнивающие звенья. Фазовая кривая укладывается в рамки ±36 град., это значит, что реактивная составляющая нагрузки невелика и проблем с устойчивостью усилителя не будет.
Амплитудно-частотная характеристика
Davis Acoustics Matisse HD
В нижне- и среднечастотной областях система достаточно линейна, здесь неравномерность не превышает 3 дБ, так что с воспроизведением вокала трудностей не возникнет. Плавный подъём выше 5 кГц может оказаться полезным в комнате с мягкой мебелью, но если избыток на ВЧ всё же ощущается, разверните АС на несколько градусов внутрь. Диаграмма направленности прекрасная, кривые, снятые при отклонении от акустической оси, линейны и расходятся не сильно. Призвуки порта незначительны — небольшой выброс на 700 Гц на слух заметен не будет. Чувствительность ниже заявленной, 88 дБ, поэтому для помещения средней площади понадобится усилитель мощностью от 70 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты Epos Elan 30
Системы отличаются идеально ровным импедансом: в диапазоне 130 Гц — 20 кГц он плавно меняется от номинального значения 4 до 7 Ом на верхней границе звукового диапазона. Даже резонансные пики вблизи частоты раздела настолько незначительны, что не нарушают линейности фазовой характеристики, которая укладывается в коридор ±36 град. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является обычной активной нагрузкой.
Фазоинвертор настроен на 48 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно.
Амплитудно-частотная характеристика Epos Elan 30
Системы линейные, без резких пиков и провалов, но имеет заметный подъём в ВЧ-диапазоне. На остальных участках неравномерность не превышает ±3 дБ, что можно считать очень неплохим результатом для 2,5-полосных систем. Интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос невелик, а упомянутый выше подъём легко устраняется разворотом колонок. У твитера прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. АЧХ в верхней середине даже выравнивается, спад отдачи начинается лишь выше 10 кГц. Чувствительность АС соответствует заявленной, немного выше 90 дБ, что облегчает выбор усилителя. Фазоинвертор воспроизводит органные резонансы корпуса на 550 и 900 Гц, которые могут сказываться на звучании.
Зависимость модуля Z от частоты
Focal Chorus 816SE
Солидный объём корпуса позволил снизить частоту настройки фазоинвертора до 43 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление 4 Ом. После 7 кГц оно начинает плавно расти и на краю диапазона достигает 9,2 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся высоко, в районе 3000 Гц. Несмотря на высокий резонансный пик, фазовая характеристика во всём диапазоне частот укладывается в допуск +38/-34 град., что может благоприятно сказаться на динамических характеристиках системы.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus 716V
Характеристика в целом ровная, без резких пиков и провалов, но имеет небольшие подъёмы на краях диапазона. Фирменный твитер TNV с инвертированным куполом даёт небольшой фазовый провал на 15 кГц, после чего его отдача растёт. Важно, что его АЧХ абсолютно одинакова что на оси, что при любых отклонениях в сторону. Соответственно, диаграмма направленности этих АС невероятно широкая.
С басом проблем тоже не возникнет, поскольку фазоинвертор имеет плоскую характеристику от 28 до 80 Гц. Высокая чувствительность (около 91 дБ) позволяет этим АС работать с усилителями относительно небольшой мощности. Фазоинвертор воспроизводит внутреннюю стоячую волну на 680 Гц, призвуки могут быть заметны на большой громкости, поскольку порт выведен вперёд.
Зависимость модуля Z от частоты JBL Studio 580
Система с довольно высоким импедансом — при номинальном значении всего 6 Ом высота резонансных пиков достигает 24 — 36 Ом. Кривая изобилует резкими пиками и провалами, что соответствует и резким фазовым сдвигам (верхняя кривая). Высока неравномерность и в ВЧ-области, там могут возникнуть проблемы с устойчивостью усилителя. Разделительный фильтр с центральной частотой 1600 Гц даёт двойной горб. Фазоинвертор настроен на 43 Гц, судя по ступеньке на 50 Гц, на этой частоте возникает резонанс корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика JBL Studio 580
Небольшие подъёмы на краях диапазона иногда делаются специально, чтобы оживить звучание на небольшой громкости. Резких пиков и провалов на характеристике нет, хотя твитер отличается повышенной отдачей с максимумом на 10 кГц. Соответственно, звучание не потеряет яркости даже в переглушенных помещениях. Если акцент на ВЧ всё же нежелателен, не направляйте колонки на слушателя, поставьте их параллельно задней стене, и АЧХ выровняется (зелёная кривая). Диаграмма направленности твитера очень широкая, в данном случае об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. Они имеют одинаковый вид до 10 кГц, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Да и с басом проблем не будет — фазоинвертор работает вплоть до 30 Гц. Призвуки порта минимальны. Чувствительность АС порядка 90 дБ, поэтому особо мощный усилитель для них не понадобится.
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты KEF Q500
Необычная конструкция с ровным, но очень низким импедансом. Вопреки заявленным 8 Ом его номинальное значение всего 3,5 Ом (200 Гц), и на этой отметке оно держится почти до 400 Ом. Линейность благоприятно отражается на фазовой характеристике (верхняя кривая), особенно в верхнем диапазоне, где сопротивление вообще не зависит от частоты. После частоты раздела (2500 Гц) оно держится на отметке 5 Ом, что значительно улучшает согласование с усилителем. Резонансный пик имеет небольшую амплитуду. Частота настройки пассивных радиаторов 42 Гц, так что с басом у этой акустики проблем быть не должно.
Амплитудно-частотная характеристика KEF Q500
Во всём диапазоне частот нелинейность не превышает ±3 дБ по звуковому давлению, на осевой кривой отсутствует и интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос. Твитер имеет повышенную отдачу на отрезке 4 — 12 кГц, но это легко устраняется небольшим разворотом колонок внутрь. Диаграмму направленности можно считать настоящим достижением — кривая, снятая при 30-градусном отклонении от акустической оси, линейна вплоть до верхней границы измерений. Такая дисперсия гарантирует трёхмерную сцену и точную локализацию источников. Чувствительность соответствует заявленной — 87 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров усилителя мощностью 70 Вт на канал будет вполне достаточно.
Зависимость модуля Z от частоты Mission SX3
Номинальное сопротивление этих колонок 4,5 Ом (на 180 Гц), и это не самое низкое значение. На высоких частотах импеданс мало зависит от частоты, виден плавный спад от пика на частоте раздела (2000 Гц) до 6,5 Ом на верхней границе диапазона. Это облегчает выбор усилителя, поскольку от него не потребуется повышенный ток на ВЧ, где его искажения и так максимальны. Изломы обеих кривых на 280 Гц свидетельствуют о возникновении стоячей волны внутри высокого и узкого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Mission SX3
Системы отличаются неплохой линейностью во всём рабочем диапазоне, хотя твитер даёт заметный подъём после 16 кГц. Но и это не проблема — если комната не переглушена, разверните колонки чуть в стороны. В большинстве же жилых интерьеров такой акцент будет даже полезен. Диаграмма направленности очень широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Вплоть до 20 кГц они выглядят одинаково, что сулит обширную зону стереоэффекта и правильную звуковую сцену. В корпусе имеются стоячие волны с максимумами на 180 и 1600 Гц довольно большой амплитуды. Чувствительность ниже средней, порядка 86 дБ, поэтому для комнаты средних размеров понадобится усилитель мощностью 80 — 100 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты
Monitor Audio Silver RX6
Системы отличаются ровным импедансом: в диапазоне 130 Гц — 20 кГц его значение колеблется от 4 до 10 Ом, включая и резонансные пики на частоте раздела полос. Соответственно, и фазовая характеристика на всём её протяжении довольно линейна. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является чисто активной нагрузкой. Кроме того, в ВЧ-диапазоне сопротивление выше, что гарантирует меньшие искажения выходных каскадов. В этих АС два фазоинвертора, но на графике виден лишь передний, настроенный на 48 Гц.
Амплитудно-частотная характеристик
Monitor Audio Silver RX6
Системы абсолютно линейны в области 40 Гц — 1 кГц, что очень важно для воспроизведения вокала. Провал вблизи частоты раздела неглубок, но всё же может повлиять на звучание некоторых инструментов. Диаграмма направленности широкая — при отклонениях от оси на 30 и 50 град. характер звучания АС в верхнем спектре не меняется.
Чувствительность чуть выше средней, порядка 90 дБ, поэтому мощный усилитель для обычной комнаты не понадобится. Турбулентные призвуки портов минимальны.
Зависимость модуля Z от частоты Morel Solan
Первое, что стоит отметить — эта трёхполосная система имеет очень низкое сопротивление. Номинальное значение 2,2 Ом (100 Гц) и 3,5 Ом на границе звукового диапазона. Это обязательно нужно учитывать при выборе усилителя, который должен быть рассчитан на большой выходной ток. Резонансный пик на частоте раздела (2200 Гц) подавлен, но фильтр даёт большой сдвиг фаз до +60 град. Фазоинвертор настроен на 30 Гц, так что с басом у этих систем должно быть всё в порядке.
Амплитудно-частотная характеристика Morel Solan
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 80 Гц — 10 кГц, не превышает ±2 дБ, поэтому нарушений тонального баланса, особенно в самой ответственной, голосовой области быть не должно. Плавный подъём, начинающийся с 2 кГц, легко устраняется разворотом колонок, при небольших углах, порядка 5 — 10 град., может получиться абсолютно линейная характеристика во всём звуковом диапазоне. Впрочем, в комнате с мягкой мебелью это может и не понадобиться. Дисперсия твитера традиционно широкая для Morel — форма кривых, снятых на 30 и 50 град., почти одинакова. Такая диаграмма сулит правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно слушателя. Чувствительность этих систем невысока, порядка 86 дБ. Призвуки порта (220 Гц) могут быть заметны на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты Piega Tmicro5
Оригинальная конструкция этих систем даёт и несколько необычную картину. Левая часть традиционна — мидбасовые головки работают в фазоинверторном оформлении с частотой настройки 60 Гц. Номинальное сопротивление 4,5 Ом. Выше частоты раздела импеданс абсолютно линеен и держится на отметке 8 Ом. Это заметно упрощает выбор усилителя, а ровная фазовая характеристика — залог чистоты и детальности верхнего регистра, хорошей микродинамики.
Амплитудно-частотная характеристика Piega Tmicro5
Тональный баланс в целом неплох, но повышенная отдача твитера (почти +5 дБ от 6 кГц) может подчеркнуть излишнюю яркость верхних обертонов. Среднечастотный диапазон и верхний бас абсолютно линейны, здесь неравномерность по звуковому давлению не превышает ±0,5 дБ. Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться для коррекции на ВЧ — при развороте АС относительно слушателя подъём твитера нивелируется. Призвуки порта (600 Гц)могут быть заметны, поскольку он выведен вперёд. Чувствительность ниже заявленной, около 87 дБ.
Зависимость модуля Z от частоты PSB Imagine T
Система с номинальным сопротивлением 5 Ом отличается ровным характером в диапазоне 180 — 500 Гц, что важно для натуральной передачи вокала. На высоких частотах импеданс плавно растёт, достигая на границе слышимого диапазона 8 Ом. Это значительно облегчает выбор усилителя, поскольку от него не потребуется большой ток в ВЧ-диапазоне, где искажения наиболее заметны. Разделительный фильтр с центральной частотой 1800 Гц даёт невысокий резонансный пик — скорее всего, предусмотрена компенсация реактивной составляющей головок.
Фазоинвертор настроен на 35 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
PSB Imagine T
До 500 Гц акустика достаточно линейна, а вот на стыке СЧ и ВЧ-полос получается интерференционный провал. Диаграмма направленности широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град. До 5 кГц они практически не расходятся, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Обратите внимание, что вне оси твитер даёт подъём на 16 кГц, это компенсирует ослабление ВЧ в заглушённых помещениях. Фазоинвертор не имеет заметных резонансов, поэтому системы не критичны к месту установки.
Зависимость модуля Z от частоты Q Acoustics 2050i
Номинальное значение импеданса (оно же и минимальное) — 5 Ом, а на отрезке 10 — 20 кГц он растёт с частотой и на верхнем пределе измерений достигает 6,5 Ом. Это благоприятно сказывается на согласовании с усилителем, он будет работать в облегчённом режиме. Фазоинвертор настроен на 48 Гц, полосы делятся на 2600 Гц фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на частоте раздела. Ему соответствует и большой сдвиг фаз (верхняя кривая). Излом на 500 Гц — следствие стоячей волны внутри узкого и высокого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Q Acoustics 2050i
Системы отличаются неплохой линейностью во всём рабочем диапазоне, отсутствует даже интерференционный провал вблизи стыка полос. Твитер даёт плавный подъём АЧХ, начинающийся с 7 кГц и достигающий +2,5 дБ на 17 кГц. Не исключено, что это сделано для компенсации потерь на ВЧ в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью, но если звучание покажется слишком ярким, слегка поверните колонки внутрь. Диаграмма направленности широкая, что видно по поведению кривых, снятых вне оси, она практически не отличается от осевой, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Призвуки порта на 800 Гц могут быть заметны на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты Quad 23L Classic
Система с довольно необычной конструкцией — вместо двух горбов и впадины на частоте основного резонанса пассивный радиатор даёт лишь один пик. Хотя частоту настройки определить всё же можно — примерно 32 Гц. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное, так что с выбором усилителя проблем быть не должно. Тем более что на высоких частотах импеданс держится на отметке 5 Ом. Кроссовер настроен на 2300 Гц и, по-видимому, имеет довольно сложную схемотехнику.
Амплитудно-частотная характеристика
Quad 23L Classic
В целом линейность неплохая, но неравномерность на участке 400 Гц — 2 кГц может быть заметна, особенно на вокальных партиях. Она вызвана не только интерференцией между излучением твитера и СЧ-драйвера, но и мощной стоячей волной с максимумом на 900 Гц. В нижней середине характеристика линейна, неравномерность по звуковому давлению не превышает ±2 дБ. Твитер даёт узкий горб на 18 кГц, но если колонки не направлять на слушателя, он не будет заметен. Дисперсия великолепная, что гарантирует правильную передачу пространства. Чувствительность чуть выше заявленной, около 89 дБ, поэтому для совместной работы особо мощный усилитель не понадобится.
Зависимость модуля Z от частоты Quadral Ascent 80
Система с довольно ровным, но невысоким импедансом — номинальное значение 3,5 Ом, причём вблизи этой отметки он держится в диапазоне 100 — 500 Гц. На высоких частотах сопротивление не зависит от частоты, здесь оно уже достигает 7 Ом, что облегчает выбор усилителя. Разделительный фильтр СЧ/ВЧ с центральной частотой 2800 Гц также даёт очень невысокий горб — похоже, в фильтре присутствуют звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 45 Гц. Судя по подъёму кривой в левой части графика, на входе АС имеется разделительный конденсатор, играющий роль фильтра низких частот для снижения интермодуляционных искажений.
Амплитудно-частотная характеристика
Quadral Ascent 80
И здесь особо придраться не к чему — всё ровно и красиво. Отсутствует даже интерференция вблизи раздела полос, и общая неравномерность не превышает ±1,5 дБ. Алюминиевый твитер даёт небольшой подъём на отрезке 8 — 16 кГц, но он легко корректируется небольшим разворотом колонок. Диаграмма направленности очень широкая — кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., начинают расходиться лишь выше 8 кГц. Это гарантирует правильное построение звуковой сцены. Порт фазоинвертора эффективно работает вплоть до 28 Гц, его призвуки незначительны. Чувствительность выше средней — около 92 дБ, и для озвучивания комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя от 50 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты Spendor A3
Номинальное сопротивление колонок ровно 7 Ом (частота 200 Гц), оно же и минимальное. Важно, что после частоты раздела полос оно не падает ниже этого значения, а на 20 кГц достигает 23 Ом. Следовательно, от усилителя не потребуется большой ток в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора 40 Гц, что обещает вполне уверенный бас. Высокие резонансные пики соответствуют и большим сдвигам фаз, т.е. реактивная составляющая импеданса очень велика. Фиолетовая кривая показывает характеристику с заглушённым портом, в этом случае резонанс системы АС повышается до 68 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика Spendor A3
Система отличается идеальной линейностью, что в традициях производителя. Пожалуй, это единственные колонки в нынешнем тесте, которые не нужно разворачивать относительно слушателя, даже при точной направленности на него звучание будет сбалансированным по всему диапазону. Ещё одна характерная особенность этой марки — чрезвычайно низкая чувствительность. В данном случае она не превышает 83 дБ, поэтому даже для озвучивания небольшой комнаты потребуется усилитель не менее 120 — 150 Вт на канал. Взаимодействие мидбаса и твитера происходит лишь при больших отклонениях от акустической оси, при 30 град. АЧХ линейна вплоть до 7 кГц. Порт фазоинвертора даёт очень незначительные призвуки.
Зависимость модуля Z от частоты
System Audio Mantra 30
Система с довольно высокой для напольной конструкции частотой настройки — 62 Гц. Номинальное (оно же минимальное) сопротивление — 3 Ом, на более высоких частотах оно немного выше — 4,2 Ом в диапазоне 8 — 20 кГц. Для совместной работы можно рекомендовать усилитель, рассчитанный на низкоомную нагрузку. Частота раздела полос — порядка 2800 Гц. Благодаря применению довольно сложных фильтров (об этом говорит невысокий резонансный горб) фазовая характеристика линейна во всём рабочем диапазоне. Судя по излому кривых, в корпусе имеется стоячая волна на 180 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
System Audio Mantra 30
Характеристика в целом ровная, с плавными перепадами, но имеет заметный подъём в ВЧ-диапазоне. На остальных участках неравномерность не превышает ±2 дБ, что можно считать очень неплохим результатом. Интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос невелик, а упомянутый выше подъём легко устраняется разворотом колонок. У твитера прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. АЧХ даже выравнивается, оставаясь абсолютно линейной, спад начинается лишь выше 9 кГц. Чувствительность АС средняя, порядка 88 дБ, что следует учитывать при выборе усилителя. Фазоинвертор воспроизводит органный резонанс корпуса на около 200 Гц, который был отмечен на предыдущем графике.
Зависимость модуля Z от частоты
Wharfedale Evo-50
Поведение кривой в НЧ-области типично для акустики этой серии — отсутствует чётко различимый провал между резонансными горбами. Это обусловлено особой конструкцией фазоинвертора, дающего минимальные фазовые сдвиги вблизи частоты настройки (38 Гц). Номинальное сопротивление — 4 Ом, но после резкого пика вблизи раздела полос (1300 Гц) оно начинает плавно расти, достигая на 20 кГц отметки 7,5 Ом. Тем не менее, выбирая усилитель, обратите внимание на модели, рассчитанные на низкоомную нагрузку, тогда удастся получить минимальные искажения в среднечастотной области.
Амплитудно-частотная характеристика
Wharfedale Evo-50
В диапазоне от 200 Гц до 12 кГц неравномерность АЧХ в реальном помещении не превышает ±2 дБ. Твитер с мягким тканевым куполом имеет небольшой спад отдачи выше 17 кГц, поэтому в интерьерах с мягкой мебелью верхний спектр может показаться тускловатым. Диаграмма направленности широкая — при отклонениях от акустической оси 30 и 50 град. кривые практически идентичны. Такая дисперсия гарантирует правильное построение пространства и точную локализацию источников. Усреднённая по всему диапазону чувствительность чуть выше 88 дБ, поэтому для озвучивания средней комнаты не понадобится слишком мощный усилитель.
Фазоинвертор работает вплоть до 20 Гц, на 250 Гц в корпусе возникает стоячая волна.