в центре внимания
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы 5.0 Monitor Audio Silver RX (76470 руб.)
- Активный сабвуфер Miller&Kreisel K-10 (снят с производства)
- Универсальный проигрыватель Denon DVD-A1UD (139900 руб.)
- Колоночные кабели DH Labs Q-10 Signature ($420)
- Кабели HDMI DH Labs HDMI 1.4 ($150)
- Межблочные кабели RCA Supra EFF-ISL Anniversary Limited Edition (снят с производства)
- Коаксиальный цифровой кабель Ortofon 7N — SDL — 001(€110)
- Оптический (TOSLink) кабель Ortofon OPT-100 (€125)
- Консоль питания Belkin Pure AV PF50 (23300 руб.)
ASW Cantius 312с || Canton Chrono CL555.2 || Chario Phoenix || Dynaudio Excite X22 Center || Focal Chorus CC800V || HECO Celan GT Center 42 || KEF Q600c || Magnat Quantum Center 73 || Monitor Audio GXC150 || Phase Technology PC33.5 || Polk Audio DSW CSiA6 || Piega Tmicro Center || Quadral Platinum M1 || RBH R56Ci || Spendor CR3 || System Audio Mantra 10AV || Triangle Voce Ex || Wharfedale Jade C1 || 7 раз отмерь
Роль центрального канала в домашнем кинотеатре нередко преуменьшают, считая, что он необходим исключительно для воспроизведения диалогов.
На самом же деле этот громкоговоритель несёт куда большую нагрузку и, среди прочего, отвечает за глубину передней панорамы.
Ещё один вариант использования центральной акустической системы — воспроизведение многоканальных носителей SACD и DVD-Audio, отличающихся широким частотным и, самое главное, динамическим диапазоном. Да и в домашнем кино эти качества не менее важны, и не обязательно для просмотра музыкального видео. Представьте себе сюжет: на экране справа налево едет тяжёлая машина, например, пожарная, как в «Терминаторе-3». Пока она в левом канале, слуховые и зрительные ощущения не противоречат друг другу, но, приближаясь к средине, многотонный монстр начинает звучать, как старенькая легковушка.
Конструкция центрального канала неизменна с момента появления кинотеатральных комплектов. Как правило, это горизонтально ориентированная колонка с симметричным расположением излучателей: твитер в центре, а по бокам от него — низкочастотники. При этом получается широкая диаграмма направленности в вертикальной плоскости, благодаря чему мнимые звуковые образы локализуются в центре (или почти в центре) экрана, несмотря на то, что реальный источник находится намного ниже. В некоторых инсталляциях «диалоговый» канал прячут за экраном, в этом случае применяется акустически прозрачное полотно с микроскопическими перфорациями.
На этот раз тест получился обширным — в нём восемнадцать участников, представляющих наиболее известные акустические марки. Мы решили выбрать относительно доступные модели, укладывающиеся в рамки 20 — 30 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести модель из старшей линейки производителя, которая порадует не только высоким качеством звучания, но и солидностью отделки.
В ходе прослушивания оценивались наиболее важные, на наш взгляд, характеристики для акустики подобного назначения. В первую очередь это линейность АЧХ (без этого сложно передать натуральный тембр голоса), динамические возможности и способность создавать перспективу в глубину.
Как видим, среди участников испытания не оказалось ни одного явного аутсайдера. Однако стоит принимать во внимание, что все они продемонстрировали совершенно разные возможности, и в первую очередь по части макродинамики, и подбирать к ним фронтальную акустику следует именно по этому показателю. Самый беспроигрышный вариант — выбрать её из той же линейки того же производителя.
Этот совет особенно актуален для Piega Tmicro Center — из-за внешнего облика и миниатюрности эта АС просто должна работать в «родном» окружении. Она выдала весьма комфортное звучание с высоким разрешением и ясностью в основной полосе.
Немецкие ASW Cantius 312c и Canton Chrono CL555.2 порадовали достаточно высоким классом воспроизведения. Их отличает предельная информативность и превосходная динамика. Можно отметить и опредёленную склонность к повышенной отдаче на верхних частотах.
В звучании Chario Phoenix улавливается масса подробностей в среднем диапазоне, которые и определяют его характер. Нет здесь проблем и с материализацией удалённых планов — система уверенно строит перспективу. Тем не менее верхний спектр может показаться излишне острым.
Dynaudio Excite X22 Center полностью отражает фирменную концепцию полного нейтралитета. Система максимально точно работает в широкой полосе частот и позволяет без труда услышать все нюансы фонограммы. К определённым особенностям модели стоит отнести легкую компрессию на высокой громкости.
Двухполосный HECO Celan GT Center 42 в целом оставил очень приятные впечатления. Прежде всего, запомнилась уверенная передача динамических контрастов и отличное панорамирование эффектов. К лёгким упущения можно отнести лишь не самую высокую линейность на верхних частотах.
В числе достоинств Magnat Quantum Center 73 — отменная энергетика воспроизведения и достаточная детальность. Тональный баланс также плавно выведен в верхнюю область, но на комфортность восприятия это не слишком влияет.
Monitor Audio GXC150 можно считать образцом акустических технологий. Помимо безупречного качества изготовления и отделки, в её активе уникальный по разрешению твитер. Поэтому можно быть уверенным — ни один нюанс не будет упущен.
Модель CSiA6 от Polk Audio удивила звуковой мощью, которая сочеталась и с отличной детальностью. На высокой громкости система ведёт себя поистине образцово, а вот тембрального разнообразия на СЧ хочется немного больше.
Акустику Quadral Platinum M1 можно назвать добротной во всех отношениях. По конструкции это чистый трёхполосник, а в плане звучания модель находится в числе достаточно нейтральных исполнителей. Единственное, в чём можно упрекнуть эту АС — перегрузки на высоких уровнях воспроизведения.
Компактная System Audio Mantra 10AV задумывалась как универсальная, и в роли центрального канала она выступила успешно. Есть здесь и своеобразная изюминка — активность пищалки всё же немного выше привычной.
Французская система Triangle Voce Ex полностью оправдала своё название. Её звучание невероятно чистое и прозрачное, но в то же время нельзя не отметить определённо повышенное внимание к верхнему спектру.
По совокупности неоспоримых достоинств в число призёров попала пятёрка участников. Ими стали Focal Chorus CC800V, KEF Q600c, Phase Technology PC33.5, RBH R56Ci и Spendor CR3. Каждая из этих систем хороша по-своему, но все они успешны в главном — предельной натуральности звучания.
Высшая же награда, Grand Prix, присуждается великолепному во всех отношениях трёхполосному громкоговорителю Wharfedale Jade C1, который с успехом можно использовать в системе очень высокого уровня.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ
- 1. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 2. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
- 3. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 4. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 5. «Rambo IV». Equity pictures, 2007, Blu-ray
- 6. «Dolby — The Sound Of High Definition II». Dolby Labs., 2009, Blu-ray
- 7. «Terminator 3: Rise of the machines»». Columbia/ TriStar/«Видеосервис», 2003, DVD