органический синтез
ОПЕРА (итал. opera, буквально — сочинение, произведение, от лат. opera — труд, изделие) — вид синтетического искусства.
Музыкальная энциклопедия
Ещё лет десять назад можно было хотя бы формально разделить аудиотехнику на т.н. звуковые школы — британскую, немецкую, японскую… Сейчас же всё смешалось — английский брэнд может входить в североамериканский холдинг и иметь собственные заводы в Китае. Пожалуй, единственное исключение до сих пор составляют итальянские компании, упорно не желающие интегрироваться в глобальную экономику.
При описании итальянской акустики часто апеллируют к многовековой музыкальной культуре, проводят исторические параллели с эпохой Возрождения, вспоминают Страдивари и Амати… Иногда это делается ради красного словца, но применительно к Rosso Fiorentino Electroacoustics подобные экскурсы уместны без всяких оговорок.
Компания, выпускающая акустические системы, названа в честь флорентийского художника XVI в., последователя Леонардо и Рафаэля (подробности — в «Профиле участника»). Её основатель, Франческо Рубенни — знаток и любитель классической музыки, добивается полной гармонии между слуховым и зрительным восприятием своих изделий. Впрочем, глядя на акустику Rosso Fiorentino, никогда не поймёшь, что сделано для красоты, а что для звука — настолько всё взаимосвязано.
Модель Volterra названа в честь города, основанного ещё древними римлянами в провинции Тоскана. Поначалу конструкция может показаться немного вычурной и нерациональной, но на самом деле здесь всё продумано до мелочей. Для итальянцев классическая музыка это прежде всего опера, поэтому акустика должна правильно передавать тембральные нюансы вокала, без малейшей окраски и каких-либо искажений. Соответственно, при проектировании Volterra особое внимание было уделено среднему диапазону, начиная с верхнего баса. Чтобы как можно точнее состыковать по частоте и скорости отклика нижнюю и среднюю полосы, тут было реализовано весьма необычное, но эффективное решение. 8-дюймовый НЧ-драйвер работает в закрытом оформлении, а 6,5-дюймовый среднечастотник (оба с диффузорами из композита Nomex) — в фазоинверторном. Таким образом, у первого улучшены импульсные характеристики, а у второго расширен рабочий диапазон вниз, для более надёжного перекрытия. Верхняя и нижняя части корпуса абсолютно независимы, они разделены центральным тщательно задемпфированным отсеком, в котором смонтированы кроссоверы.
В свою очередь, для оптимального согласования средней и верхней полос в Volterra применён твитер увеличенного калибра (28 мм) с куполом из пропитанного шёлка. Самый верхний диапазон, вплоть до 100 кГц, воспроизводится ленточным излучателем Хейла с гофрированной мембраной.
Изящная форма корпуса с непараллельными боковыми стенками препятствует возникновению стоячих волн, а меры, предпринятые для борьбы с вибрациями, вообще беспрецедентны. Лицевые панели вырезаны из 10-миллиметровых плит алюминия, в каждом отсеке имеется система несимметричных внутренних стяжек. Колонка устанавливается на платформу, которая изолируется от пола высокими шипами. Зрительно конструкция кажется невесомой, хотя на самом деле каждая система весит чуть меньше сорока килограммов.
Клеммы — собственного изготовления, из чистой меди с родиевым покрытием, внутренняя разводка выполнена бескислородным кабелем Van den Hul.
Volterra выпускается в двух стандартных вариантах — чёрном рояльном лаке (на фото) и шпоне Capalbio, плюс пяти заказных — Dakar, Giannutri, белом рояльном лаке, а также с использованием искусственной кожи — Black, Crocodile Black и Crocodile Brown.
Должен предупредить сразу — эта акустика берёт от усилителя очень большой ток, особенно на композициях с мощной низкочастотной составляющей. Удары больших китайских барабанов сопровождались ритмичным миганием индикатора перегрузки на интегральнике Bryston B100 SST, а он способен выдать до 180 Вт на 4 Ом. Тем не менее искажений не было, динамика не проседала. Даже наоборот, казалось, что на пиковой громкости звуковое давление вот-вот достигнет болевого порога. Столь бесчеловечное испытание для деликатной итальянской акустики мы устроили отчасти для прогрева, отчасти — чтобы выяснить предел её динамических возможностей. Последнее, правда, сделать не удалось, для этого нужен усилитель ещё мощнее. Не скрою, был заинтригован и двойным акустическим оформлением «Вольтерры», эффект от которого должен сказаться как раз на передаче атаки. Поначалу удар кажется немного подсушенным, потом начинаешь понимать, что ошибается слух, заранее настроенный на «фазоинверторный», слегка раздемпфированный бас. Здесь же отдача мембраны резкая, без лишних колебаний, вы услышите только то, что уловил микрофон при записи. Благодаря этому сложнейшие ритмические структуры, выстроенные несколькими ударными инструментами, прорисованы более точно и рельефно.
Прогон фрагментов других жанров с того же диска не выявил каких-либо заметных отклонений в тональном балансе, звучание было предельно линейным, открытым и комфортным. Ну разве что верхний диапазон на некоторых записях кажется более ярким, чем обычно, но к этому привыкаешь быстро. Пытаюсь понять, откуда возникает ощущение комфорта, и первое, что приходит на ум — слитность, слаженность во всём спектре, от инфранизкого баса до самых воздушных обертонов. Особенно захватывают серьёзные записи симфонической музыки, когда оркестр предстаёт сложным, но абсолютно единым организмом, подчинённым общей музыкальной идее. На камерных произведениях прекрасно передана и атмосфера записи, и малейшие нюансы звучания каждого инструмента, каким бы сложным ни был его спектр. Dream Theater — насыщенно, мощно, быстро и разборчиво, даже на пиковой громкости. И что совсем неожиданно — драйв, как у хорошей концертной акустики.
Верхний регистр — отдельная история. Лёгкое прикосновение палочки к тарелке или треугольнику, и тут же где-то вверху вспыхивает яркая искра. От сильного удара может заложить уши, но жёсткости, «песка» или резкости не будет. Кроме того, источники с высоким спектром идеально сфокусированы и точно локализованы. Звуковая сцена не поражает шириной, большая часть инструментов сосредоточена в центре, но перспектива вдаль просто потрясающа. Кстати, у АС с широкой диаграммой направленности масштаб панорамы во многом определяется расстоянием до боковых стен, в более просторном помещении результат может быть совсем иным.
Вообще же эта акустика способна увлечь, загипнотизировать слушателя, и ей невольно веришь. Если какая-то известная запись звучит чуть иначе, появляется мысль: а может, именно так правильно, именно так и должно быть?
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD-22 (66500 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B100 SST ($6787)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели
- — межблочные Cardas Golden Presence RCA 0,75 м (34020 руб.),
- — акустические Cardas Golden Presence Banana 2,5 м (79990 руб.),
- — сетевые Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.), Silent Wire АС32 1,5 м (53130 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD»
- 2. Henry Purcell, «Dido & Aeneas». BBC Digital Recording. Chandos Records, LTD, 1995
- 3. Corelli, Concerti Grossi Op.6. Volume 2. Opus 111, France, 1996
- 4. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
профиль участника
Компания была названа в честь художника Rosso Fiorentino (наст. имя Джованни Баттиста ди Джакопо), творившего во Флоренции в начале XVI века. Основываясь на идеях да Винчи, Микеланджело и Рафаэля, он создал собственный стиль, сочетающий реализм великих предшественников с элементами абстракции. Основателей Rosso Fiorentino Electroacoustics вдохновило и то, что маэстро родился в их родном городе, Фиренце. Но главное, конечно, гармония, которой добиваются в своих изделиях итальянские инженеры, причём не только звуковая, но и визуальная.
Основатель и совладелец компании Франческо Рубенни получил как техническое, так и музыкальное образование, работал звукорежиссёром в профессиональной записывающей студии. Его коллега Клаудио Чертини более тридцати лет посвятил практическим исследованиям в области электроакустики, в настоящее время считается одним из авторитетнейших экспертов в этой области.
Несмотря на то, что компания вышла на рынок лишь в 2006 г., в её ассортименте три линейки: Flagship, Reference и Prestige. В каждой из них всего по две модели, но для итальянских мастеров качество важнее количества — в любой акустической системе, независимо от класса, воплощены уникальные инженерные и дизайнерские идеи.
Rosso Fiorentino Electroacoustics поддерживает тесные связи с профессиональными звукорежиссёрами и музыкантами. Компания принимает участие в выпуске CD, «безукоризненных в техническом и музыкальном отношении», и занимается их реализацией.
Rosso Fiorentino Volterra
Конфигурация: 4 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор/закрытый ящик || Диапазон воспроизводимых частот: 38 — 100000 Гц || Чувствительность (2,83 В/1 м): 87 дБ || Сопротивление: номинальное 6 Ом, минимальное 3 Ом || Рекомендованная мощность усилителя: 70 — 200 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 1050 х 280 х 310 мм || Масса: 37 кг || Стандартная отделка: Piano Black, Capalbio || Цена за пару: 447610 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты
Rosso Fiorentino Volterra
Сразу видно, что главной целью итальянских инженеров было получение максимально линейного импеданса во всём диапазоне частот. Отсутствует не только первый горб фазоинвертора, но и резонансный пик на частоте раздела полос. Это свидетельствует о нестандартном расчёте фазоинверторного отсека и применении кроссоверов с фазовыравнивающими цепями. Для усилителя эти АС представляют собой обычное активное сопротивление (резистор), благодаря чему возникает меньше проблем с устойчивостью, не затягиваются фронты на резких пиках сигнала. Результат виден и на фазовой характеристике (верхняя кривая), которая также линейна.
Единственное, что нужно учитывать при выборе усилителя — провал импеданса до 3 Ом (52 Гц), но это честно указывается в спецификациях. Зато в диапазоне 800 Гц — 10 кГц сопротивление почти не зависит от частоты и держится в границах 7 — 8 Ом. Соответственно, на высоких частотах выходные каскады не будут работать с повышенными искажениями.
Амплитудно-частотная характеристика
Rosso Fiorentino Volterra
Здесь картина тоже не совсем обычная — среднечастотная головка работает в фазоинверторном оформлении (характеристика порта показана чёрным цветом), а басовая — в закрытом (фиолетовая кривая).
Собственно к АЧХ трудно придраться, она линейна во всём рабочем диапазоне, если не считать повышенной отдачи твитера в диапазоне 12 — 17 кГц. Да и это сделано преднамеренно, чтобы оживить звучание в заглушённых помещениях. Если акцент на ВЧ всё же заметен, можно слегка развернуть колонки внутрь, тогда он исчезнет. В самой информативной, среднечастотной области АЧХ просто образцовая, что гарантирует естественность звучания вокала и большинства инструментов. Диаграмма направленности твитера очень широкая, спад на ВЧ при отклонении от акустической оси на 15 град. (зелёная кривая) начинается лишь после 14 кГц. Это обещает хорошие пространственные характеристики — устойчивую сцену и точную локализацию мнимых источников. Средняя чувствительность 86 дБ чуть ниже заявленной. При низком импедансе этих АС на НЧ для полной реализации их динамических качеств потребуется усилитель не менее 150 Вт на канал.