расширитель сознания
Компания TAD за всю свою почти 40-летнюю историю никогда не выпускала электронных компонентов, специализируясь исключительно на акустических системах. В этом она, безусловно, преуспела — её мониторы и по сей день работают в самых престижных студиях и концертных залах мира. И, выходя в новый сегмент, инженеры TAD приняли беспрецедентные меры, чтобы не уронить престиж марки.
В компании была разработана Reference Strategy — «стратегия эталона», не признающая никаких компромиссов, каких бы затрат это ни потребовало. Техника и впрямь получилась недешёвая — проигрыватель D-600, который мы готовимся слушать, стоит 1616588 рублей. Но сразу видно, что вещь это далеко не ординарная. Монументальный, массой более 26 кг, корпус с ломаной лицевой плоскостью, в которую заподлицо врезан блок управления и индикации, фрезерованная платформа загрузчика и выносной блок питания — свидетельства действительно бескомпромиссного подхода.
Главная задача при создании любого источника с механическим приводом — эффективное подавление вибраций, негативно влияющих на точность считывания. В D-600 для этого принят целый ряд мер. Шасси аппарата двойное, внутрь литого алюминиевого каркаса помещена стальная 6-миллиметровая пластина, покрытая слоем меди. Последняя не только гасит резонансы, но и обеспечивает надёжное экранирование электронных схем. Лоток загрузчика тщательно рассчитан и идеально сбалансирован, его поверхности имеют чёрное покрытие, препятствующее переотражениям лазерного луча. Привод — собственной разработки, с бесколлекторным двигателем и прецизионными подшипниками. Для защиты от внешних воздействий проигрыватель устанавливается на три литых алюминиевых шипа. За счёт выделения источника питания в отдельный блок решается сразу несколько проблем. Во-первых, НЧ-вибрации и электромагнитные помехи, неизбежно возникающие при работе любого трансформатора, не передаются на привод и печатные платы. Во-вторых, появляется возможность увеличить мощность источника и количество стабилизаторов, что очень важно для безупречной работы проигрывателя — включение шагового двигателя, например, не будет влиять на питание других потребителей. В D-600 установлен 400-ваттный тороидальный трансформатор, хотя сам проигрыватель потребляет всего 32 Вт.
За преобразование цифры в аналог отвечает высокоскоростной конвертор Burr-Brown PCM1794 в сдвоенном дифференциальном включении, что дало заметный выигрыш в отношении сигнал/шум. При воспроизведении SACD поток DSD преобразуется в PCM с разрешением 24 бита/88,2 кГц, после чего поступает в ЦАП. Преобразование ток-напряжение и усиление аналогового сигнала производится схемами на дискретных транзисторах, от операционных усилителей инженеры TAD отказались как от компромиссного решения. Для снижения помех от дисплея его сегменты переведены в статический режим.
В проигрывателе приняты специальные меры и для снижения джиттера. Уникальный тактовый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) разработанный TAD совместно с компанией, производящей прецизионные кварцевые резонаторы, имеет на 50 дБ меньший уровень фазового шума, чем в обычных проигрывателях.
Шасси разделено на три отсека, в которых расположены транспорт, цифровой и аналоговый тракты. Платы между собой соединяются позолоченными коаксиальными разъёмами.
Проигрыватель может использоваться в качестве внешнего ЦАПа с разрешением до 24 бит/192 кГц по коаксиальному входу и балансному AES/EBU.
Сенсорные кнопки управления расположены по обеим сторонам дисплея.
Вообще говоря, выделить вклад проигрывателя в системе непросто, но, если все остальные компоненты соответствуют ему по классу, можно ориентироваться на общее впечатление. Хотя и некоторые характерные нюансы тоже говорят о многом. Несмотря на то, что все CD-проигрыватели имеют одинаковый частотный диапазон, уровень искажений и шумов настолько мал, что определить их на слух не сможет ни один эксперт, а разница в звучании иногда очень ощутима. Джиттер? Возможно, но он один не способен влиять на субъективное восприятие. Дьявол, как известно, в мелочах, поэтому в технике такого уровня, как D-600, их просто не бывает, разработчику приходится учитывать всё. Как в спорте — чем ближе к олимпийскому рекорду, тем труднее даётся даже мизерное улучшение результата.
У диска Терри Эванса, записанного по методу K2 [1], качественный потенциал настолько высок, что редкая система способна раскрыть его полностью. В нашем случае к впечатлениям от знакомого CD добавилось ощущение воздуха, будто комната стала немного больше, а потолок — выше. И это притом что акустике TAD Reference One на самом деле здесь было тесновато. В верхнем диапазоне разрешение феноменальное, никакой вуали, тарелки кажутся лёгкими и прозрачными, иногда даже слишком. Полностью отсутствуют режущие слух гармоники при сильном ударе, звон металла натурален, но для полной иллюзии живого исполнения ему слегка не хватает агрессии.
Как ни странно, характер нижнего регистра тоже зависит от источника, известны случаи, когда небольшие изменения в питании ЦАПа заметно меняли его. Кстати, в описании проигрывателя говорится, что и джиттер влияет на бас. Не понимаю, каким образом, но специалистам, возможно, виднее. Поскольку у Reference One заявленная нижняя граница 21 Гц, попробуем оценить басовый потенциал D-600. Атмосфера записи частично формируется за счёт инфразвука, он тоже создаёт иллюзию объёма, движения воздуха. И что интересно: расширенный нижний регистр не создаёт проблем в небольшой комнате, если не выкручивать громкость на всю катушку.
На симфонической музыке [2] эффект расширения пространства ещё более заметен — конечно, реальный зал Мариинского театра развернуть не удаётся, но даже в уменьшенном масштабе картина получается захватывающей. При широком переднем плане виртуальные источники прекрасно сфокусированы, а треугольник вообще оказывается где-то сзади и вверху, т.е. там, где он обычно находится в реальном оркестре. Сочетание размаха картины с великолепной нюансировкой даёт ощущение — нет, не присутствия, тут бы я слукавил — уверенности, что именно так и должна создаваться копия того, что действительно происходило в зале.
Специфическое звучание альбома Пейджа и Планта [3] обусловлено тем, что на вокале было задействовано слишком много цифровой обработки, из-за чего появились резкие и неприятные сибилянты. Однако инженеры записывающей компании Atlantic Recording Corp. не сочли это дело браком, и я, наконец, понял, почему. Дело в том, что при прослушивании на системе с выверенным музыкальным балансом свистящие звуки не раздражают, а как бы делают вокал более чётким, контрастным.
И послушаем, как звучат SACD [4]. Проигрыватель автоматически этот формат не определяет, нужно выбрать его вручную. Не скажу, что переход дал чересчур заметный прирост качества, но расширение частотного и динамического диапазонов было очевидно. И что интересно, даже на спокойных, размеренных композициях проявился какой-то внутренний драйв, словно эмоции стали прорываться наружу. Звук совершенно оторвался от колонок, при этом общая атмосфера получилась немного плотнее, инструменты — рельефнее.
Возможно, эра CD скоро закончится, но такая техника, как TAD D-600, существует вне времени, как, впрочем, и любая вещь, в которую вложено столько интеллекта, опыта и таланта. Это уже тот уровень, когда можно говорить о проектировании как о виде искусства, и если ввести в классификацию техники уровень State of the Art, то проигрыватель В-600, безусловно, будет одним из первых кандидатов на это звание.
КОМПОНЕНТЫ
- Оконечный усилитель TAD M2500 (1159743руб.)
- Акустические системы TAD Reference One (3379015 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Signature XLR 0,75 м (32600 руб.) и 1 м (37000 руб.)
- — силовые (4 шт.) Musical Wire Cadence Signature 1,5m (25900 руб.)
- — акустический Musical Wire Cadence Signature 1,5m разъем Shotgun (44900 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest Music/JVC, 1995 г. 20-битовая запись, сделанная методом JVC K2 Super coding. Отличается высокой микродинамикой и великолепной передачей пространства
2. Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Концептуальный проект, осуществлённый российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
3. Jimmy Page & Robert Plant, «No Quarter». Atlantic, 1994. Выдающаяся по качеству запись с обилием акустических и электронных инструментов. Если в тракте есть даже малейшая вуаль или окраска, она будет заметна
4. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». SACD Opus 3 Records, 2000. Название диска говорит само за себя
Алюминиевое шасси проигрывателя усилено 6-миллиметровой стальной пластиной с медным покрытием
В выносном блоке питания установлен 400-ваттный силовой трансформатор, как в приличном усилителе мощности
TAD D-600
Проигрыватель и источник питания соединяются двумя кабелями, один для цифрового тракта, другой — для аналогового
Формат преобразования: 192/24 кГц/бит p Диапазон частот дискретизации: 32 — 192 кГц p Тип конвертора: Burr-Brown PCM1794 p Отношение сигнал/шум: 115 дБ p Полоса воспроизводимых частот: при воспроизведении CD 4 — 20000 Гц, при воспроизведении SACD 4 — 40000 Гц p Амплитуда выходного сигнала: на выходах XLR 4,5 В, на выходах RCA 2,2 В p Габариты: CD-проигрыватель 450 x 440 x 185 мм, блок питания 220 х 430 х 185 мм p Масса: CD-проигрыватель 26,5 кг, блок питания 13 кг p Цена: 1616588 руб.
Плата преобразователя с высокоскоростными конверторами Burr-Brown PCM1794 в сдвоенном дифференциальном включении
Тактовый генератор UPCG имеет на 50 дБ меньший уровень фазового шума, чем в обычных CD-проигрывателях