ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ
Несколько лет назад-компании NAD и PSB, входящие в холдинг Lenbrook International, разработали платформу Direct Digital* и начали внедрять её в свои компоненты. Полностью цифровая обработка сигнала и предельно короткий аналоговый тракт позволили создать современные устройства, отличающиеся многофункциональностью и высоким качеством звучания. Первенцем в новом семействе стала продвинутая док-станция VISO 1, получившая широкую известность благодаря оригинальному дизайну и бескомпромиссной конструкции. О том, как развивается это направление сегодня, рассказывает Уоррен Изетт (Warren Izett), менеджер по продажам в Европе, недавно побывавший в Москве.
*Подробнее о ней см. http://www.salonav.com/arch/2012/01/042.htm.
W.I.: Концепция Direct Digital была принята компанией NAD два года назад, и сейчас вполне можно говорить о её успешности. Конечно, мы не продаём эти устройства тысячами, но, учитывая их довольно высокую цену, можно считать старт удачным. Очень важно, что и аудиопресса с интересом отнеслась к нашей идее и поддержала её.
Сам принцип «прямой цифры» изначально задумывался так, чтобы его можно было легко масштабировать для техники любого уровня. Например, интегральный усилитель C390DD, который появился год назад в линейке Classic. Он примерно вдвое дешевле знаменитой модели M2, но имеет такие необычные опции, как вход и выход HDMI.
CAV: Нашим постоянным читателям известно, что аббревиатура BEE в названии некоторых моделей NAD означает Bjorn Eric Edvardsen, но о самом этом человеке мы почти ничего не знаем. Кто он?
W.I.: Бьёрн очень скромный и абсолютно непубличный человек, инженер до мозга костей и очень приятный в общении. Мы с ним учились в одном университете в Шотландии, но познакомились лишь совсем недавно. Я проходил собеседование в Канаде при приёме на работу в Lenbrook International, и он при этом присутствовал. Вот тогда-то и выяснилось, что мы учились вместе. Мы немного поболтали, и сотрудники компании потом шутили, что Бьёрн за тот день сказал больше, чем за всю свою жизнь. Он очень не любит общаться с журналистами, считает, что его разработки говорят сами за себя.
CAV: Он штатный сотрудник R&D команды NAD или свободный художник?
W.I.: Бьёрн работает на NAD, периодически приезжает в Англию, но большую часть времени проводит в Китае, на фабриках.
CAV: Второй известный человек в Lenbrook International, конечно же, Пол Бартон. Он-то как раз фигура публичная, любит общаться с прессой, а на последней CES в Лас-Вегасе лично представлял акустику PSB Imagine T2. Над чем он сейчас работает?
WI: В данный момент Пол тоже в Китае, а работает он сразу над несколькими проектами. Это новые наушники M4U1, они скоро появятся в продаже. Это несколько упрощённая пассивная версия M4U2, без встроенной системы подавления шумов, хотя выглядят они точно так же. Второй проект Бартона — активные акустические системы Alpha PS1 с цифровым усилением. Мониторы довольно компактны, но благодаря идеальному согласованию драйверов с усилителями звучат очень убедительно, намного лучше, чем любые другие АС аналогичного класса.
CAV: А не было идеи сделать их беспроводными? Это очень горячая тема в наше время.
W.I.: Да, в сочетании с цифровыми компонентами NAD получилось бы изящное решение. В ближайшем будущем можете ждать такую систему, чуть позже я о ней расскажу. Ещё одна новинка от Пола Бартона — VISO 1 AP — более современная версия VISO 1. В нём нет iPod-дока, он связывается с внешними устройствами по Bluetooth или AirPlay. Габариты новой модели будут такими же, при меньших невозможно получить приличный бас.
Открою секрет: в ближайшем будущем мы намерены создать дочерний брэнд NAD-VISO, под которым будет выпускаться продукция для молодого поколения слушателей. Первым изделием станут наушники, работающие по Bluetooth, и переносная беспроводная акустика с батарейным питанием, чтобы воспроизводить музыку с мобильного телефона. Будем стараться, чтобы эти новинки появились в магазинах Apple, в т.ч. и онлайновых, где уже продаётся VISO 1. Представители Apple считают, что это док-станция звучит лучше всех ныне существующих.
CAV: Появится в ближайшее время у PSB что-нибудь из традиционной хай-файной акустики?
W.I.: Сейчас компания сосредоточила усилия на направлении Life Style, в частности, настенных системах, подходящих для больших плоских телевизоров. Они всего 12 см глубиной и могут размещаться как под экраном, так и по бокам от него. Первая модель появится в начале следующего года и даст старт большой линейке. Кроме того, выпущен центральный канал для мониторов Imagine Mini.
CAV: Как вы считаете, имеет ли в наше время смысл разрабатывать новые CD-проигрыватели? Ведь формат фактически умирает, закрываются фабрики, выпускающие компакт-диски.
W.I.: А вот это очень хороший вопрос. Мы буквально несколько месяцев назад выпустили модель С546BEE, хотя в некоторых странах продажи проигрывателей действительно падают. Но у многих ещё остаются большие коллекции CD, которые хочется воспроизводить с высоким качеством. Хотя ситуация с этим форматом, и правда, печальная. Расскажу очень показательный случай. На одном мероприятии мне подарили шикарную подборку CD, выпущенных EMI, и я оставил их в машине. Через несколько дней её вскрыли, украли инструмент, очки, всякую мелочь, но не взяли ни одного компакт-диска, хотя я считал их самым ценным из всего, что там было.
CAV: Но у NAD есть CD-проигрыватель M50 из линейки Master, который может стать мостиком между старыми предпочтениями и новой реальностью.
W.I.: Вообще говоря, M50 не совсем CD-проигрыватель, а нечто большее. Да, у него есть слот для загрузки CD, но он способен осуществлять стриминг по сети Wi-Fi с внешнего жёсткого диска, например, или интернет-радио, или по USB. Все данные, считанные с диска или полученные по сети, сначала поступают в буфер, за счёт чего снижается джиттер и улучшается естественность звучания. Это действительно плеер нового поколения для нового поколения слушателей. Такой симбиоз классических и продвинутых современных технологий мы и считаем наиболее перспективным.
Для совместной работы с M50 было создано ещё одно устройство — M51, цифровой предусилитель со встроенным ЦАПом. Купившему эту связку уж точно больше не понадобятся компакт-диски. Должен сказать, что мы сильно недооценили спрос на эти устройства, поэтому не успеваем выполнять заявки дистрибьюторов.
В ноябре на Moscow Hi-End Show собираемся показать M52 — накопитель цифровых данных на основе массива RAID 5 с жёсткими дисками общей ёмкостью 2 Тб. Это практически бесшумный аппарат, способный хранить музыку в высочайшем разрешении, который вдобавок прекрасно интегрируется с M50.
И ещё одна новость — на AppStore недавно появилось приложение, позволяющее управлять техникой NAD с портативных устройств Apple.
CAV: Какова вообще ситуация в Lenbrook International, кризис сильно заметен?
W.I.: Конечно, все страны переживают сейчас не лучшие времена, но у нас продажи держатся на очень приличном уровне, в Европе, в т.ч. и России, по продукции NAD и PSB наблюдается даже некоторый рост.
CAV: Я понимаю, что вам часто приходится отвечать на этот вопрос, но всё же задам его: почему у техники NAD такой странный, не характерный для Hi-Fi, дизайн? Другие производители выпускают компоненты в серебристом либо чёрном варианте, а NAD — серо-зелёном, без каких-либо декоративных элементов.
W.I.: В этом-то и весь смысл — аппарат NAD вы никогда не спутаете ни с каким другим, и такая исключительность не стоит почти ни цента. Проблема была в том, что по цвету изделия NAD не подходили к компонентам других фирм, но четыре года назад мы его изменили. Кроме того, мы предпочитаем вкладывать деньги в комплектующие и конструктив, а не в дизайнерские изыски. Но это не значит, что оформление дешёвое, всё сделано очень качественно, просто фирма не гонится за модой.
NAD C390DD
NAD M50
NAD M51
NAD M52