Персональный космос
Лет десять назад карманную аудиотехнику никто всерьёз не воспринимал. Но теперь она демонстрирует такой звуковой потенциал, что в стороне оставаться уже нельзя. Сегодня мы протестируем самое важное дополнение к цифровому плееру — миниатюрные вставные стереотелефоны высокого класса, ассортимент которых за последнее время значительно вырос. Ведь то, насколько уютным, чистым и красивым получится ваш личный «музыкальный космос», зависит в конечном счёте от них.
Bowers & Wilkins C5 | HiFiMAN RE-272 | Final Heaven IV | Westone 2 | Klipsch Image X10i | Ortofon e-Q5 | Sony XBA-3 | Final Heaven C | Westone UM2 RC | Ortofon e-Q7 | Westone 3 | Monster Miles Davis Tribute High | Sony XBA-NC85D |
В этом тесте вы не увидите никаких других моделей, кроме вставных (in-ear). Пусть некоторым они кажутся не слишком удобными, хлипкими и легкомысленными, но только стереотелефоны такого типа способны обеспечить достоверное воспроизведение в самых неблагоприятных условиях. Этот факт уже давно доказан как в концертной работе музыкантов, которые используют подобные гарнитуры в качестве персональных мониторов, так и в сферах, далёких от развлечений — медицине, военной авиации, подводном флоте, где вставные телефоны используются для расширения возможностей человеческого слуха.
Основное преимущество звуковых излучателей, размещённых непосредственно в слуховых каналах, а не напротив ушных раковин, заключается в том, что на восприятие воспроизведённого звука снижается влияние бинауральных передаточных функций (HRTF) и анатомических особенностей головы слушателя. Это подобно прямому подключению к чувствительным слуховым рецепторам.
Во-вторых, излучатель, помещённый в слуховой канал, как бы закупоривает его и тем самым работает как эффективный шумоизолятор. Это качество ценно и само по себе, и в то же время расширяет воспринимаемый слушателем динамический диапазон, так как снижается влияние отвлекающих посторонних звуков.
В-третьих, все «внутриканальные» телефоны по понятным причинам должны быть миниатюрными, а их излучатели — очень лёгкими. В свою очередь, это означает, что подвижные мембраны практически лишены инерции и не искажают динамику, а в конструкции неподвижных частей телефонов физически могут быть только микропустоты — для камер и полостей, резонирующих на слышимых частотах, просто нет места. Правда, имеют место другие нежелательные акустические эффекты, но проблема нелинейных искажений и тональной подкраски уже не стоит так остро, как у других стереотелефонов.
Вот и получается, что несерьёзные с виду устройства, оказывается, способны обеспечить большой динамический и широкий частотный диапазоны, высокую линейность, тональную точность, малые искажения и т.д. Тут, однако, стоит сделать оговорку, что идеальные вставные телефоны те, что делаются по индивидуальным слепкам ушной раковины и слухового входа. А это трудно представить в условиях массового производства.
Поэтому в нашем тесте, помимо звучания, мы просто вынуждены обращать внимание на комплектацию, эргономические и прочие «смежные» параметры. От степени и плотности заглубления телефона в ушной канал зависит восприятие динамики и величина шумоизоляции. От точности центровки излучателя и его фиксации в канале — тональный баланс и комфортность прослушивания. От числа прилагаемых сменных втулок-уплотнителей — возможность получить всё перечисленное в желаемом виде.
В оценке главного — качества звучания — мы, как и раньше, станем придерживаться методики, основанной на субъективном сравнении испытываемых наушников с неким признанным эталоном, причём на различных усилителях.
Референсом нам послужат японские вставные телефоны ручной работы Fitear TO GO! 334 Uni с патентованной системой акустического согласования трёх арматурных драйверов. Цена этой модели, которая умещается в крошечный пластиковый кейс, поначалу приводит в смятение. Но точность передачи самых тихих деталей, широта диапазона и тональная нейтральность у них настолько высоки, что сомнения отпадают сразу — это вообще одни из самых продвинутых наушников на планете.
Телефонный выход ноутбука Apple MacBook Air будет использоваться в качестве имитации плеера стандартного качества — в меру мощного, в меру универсального, но и не более того. C его помощью можно судить о таких базовых понятиях, как чувствительность, перегрузочная способность, динамика. А вот выходы на плеере iBasso DX100 Reference DAP, который оснащается продвинутым усилителем с высоковольтным питанием* позволит судить уже о чисто аудиофильских тонкостях звучания и поможет раскрыть потенциал всех наушников по максимуму.
* См. http://www.salonav.com/arch/2012/08/028.htm.
Вставлять легко
В ценовой группе до 10000 рублей неплохо себя проявили Bowers & Wilkins C5 и Final Heaven IV, но, несмотря на определённые достоинства, круг применения ограничен. Первым мешает малая чувствительность, а вторым — сомнительная эргономика. Лучший музыкальный потенциал показали HiFiMAN RE-272 и Westone 2, но их тоже всем рекомендовать не станем из-за не самых приятных сюрпризов, которые могут возникнуть при пользовании. Без предварительной примерки их лучше не заказывать.
А вот Klipsch Image X10i и Sony XBA-3, пожалуй, имеют самое удачное соотношение качество/цена. Обе модели хорошо сбалансированы по всем потребительским характеристикам, удобны и универсальны. В пользу «американца» также говорит наличие совместимого с iPod и iPhone блока управления, а у «японца» продвинутая трёхполосная конструкция. Так что — две заслуженные «Рекомендации».
В сегменте от 10000 рублей откровенно провальных моделей не нашлось. И если ориентироваться только на качество звучания, то можно похвалить и Final Heaven C, и Westone 3, и Monster Miles Davis Tribute High. Но явно опережают их всех Ortofon e-Q7. Для универсальных однополосных арматурных моделей у них необычайно ровный и широкий диапазон, а по звуковому разрешению они вообще уступают только эталонным телефонам. Поэтому здесь с «Рекомендацией» всё очевидно.
Несложно теперь догадаться, что не упомянутые до сих пор Ortofon e-Q5 и Westone UM2 RC претендуют на Gran Prix в своих ценовых группах. У «Ортофонов» высокая чувствительность при хорошем сочетании всех важных музыкальны качеств: динамика, тональный баланс, пространственная точность, гармоническое разрешение. А вставные «Вестоны» вообще словно созданы для того, чтобы полностью погружать слушателя в музыку. Их воспроизведение выверено до мелочей и не огорчает даже едва заметными дефектами. Вдобавок это просто надёжная и профессиональная вещь.
И специальный приз «Выбор эксперта» мы в этот раз дадим внезачётным телефонам, которые служили нам во всех испытаниях эталоном — модели Fitear TO GO! 334 Uni. Их превосходство над прочими подчас принимало вселенские масштабы. Так что остальным производителям есть к чему стремиться. Главные битвы за «персональный космос» ещё впереди.
Редакция журнала выражает благодарность компании Doctor Head за предоставленные для тестирования стереотелефоны.