воздушное сообщение
Беспроводная акустика, похоже, становится восходящим трендом в Hi-Fi на ближайшие несколько лет. Удивительно, что до этого не додумались раньше, ведь активные системы существуют очень давно, и оставалось сделать один маленький шаг — добавить радиочастотный адаптер.
Именно в беспроводном интерфейсе, собственно говоря, и была загвоздка — известные методы кодирования не позволяли передавать аудиосигнал без компрессии или ограничения полосы. Поэтому все существовавшие до XEO системы были очень компромиссными по звучанию и чаще всего использовались в сабвуферах или тыловой акустике с ограниченным частотном диапазоном. Появление линейки XEO — событие с далеко идущими последствиями, поскольку они объединили три важных составляющих — удобство установки, преимущества активного усиления без кроссоверов перед динамиками и полноценное хай-файное качество звучания. Пожалуй, сюда стоит ещё добавить и отсутствие акустических кабелей, которые тоже вносят свои искажения, да и стоят немало.
Итак, напомню ключевые моменты, о которых рассказывал три месяца назад, когда тестировал младшую модель XEO3.
Связь между трансмиттером и акустикой осуществляется на частоте 2,4 ГГц. Формат данных — 16 бит/48 кГц, что даёт диапазон звуковых частот 20 Гц — 22 кГц, т.е. даже шире, чем у CD-проигрывателя. В некоторых публикациях ошибочно указывается, что в XEO используются усилительные модули D-класса, но вся фишка этой акустики именно в том, что сигнал передаётся в цифровом виде и без дополнительных преобразований усиливается по технологии Equibit, разработанной компанией Lyngdorf (ранее известной как TacT Audio). Соответственно, аналоговый сигнал формируется непосредственно на клеммах громкоговорителей. Но сначала данные с приёмника поступают на звуковой процессор Texas Instruments, который делит рабочий диапазон на две полосы, производит необходимую частотную и фазовую коррекцию. На этом же DSP реализован регулятор громкости, подчиняющийся командам с пульта ДУ. Мощность полосных усилителей — 50 Вт, что в сумме даёт 100 Вт на каждую колонку.
В XEO5 установлены две мидбасовых головки с 14,5-сантиметровыми диффузорами из фирменного композита MSP (Magnesium Silicate Polymer) и пылезащитным колпачками в виде купола. Порт фазоинвертора выведен назад. За верхний диапазон отвечает дюймовый твитер с тканевым куполом. На задней стенке два переключателя, одним задаётся режим работы (Right, Left, Mono), вторым — зона озвучивания (Room 1, 2 и 3). Таким образом, на базе XEO можно построить мультирумную систему практически любой конфигурации. Например, установить одну колонку где-нибудь в коридоре, задав режим Mono, а в комнате — полноценную стереопару.
Система также универсальна и с точки зрения входной архитектуры. Трансмиттер, несмотря на весьма скромные габариты, оснащён множеством интерфейсов. Здесь и мини-джек для портативных плееров, и линейные RCA, и оптика TosLink, и USB для работы с Mac или PC. Никаких драйверов в последнем случае закачивать в компьютер не нужно.
Дистанционное управление предусматривает регулировку громкости, сброс её до нуля (Mute), выбор зоны озвучивания (т.е. частотный канал) и входов, а также перевод системы в режим standby.
Единственное, чего, на мой взгляд, не предусмотрели конструкторы в этой модели, так это возможность экспериментировать с силовыми кабелями. Если в мониторах XEO3 миниатюрный сетевой ввод был вполне оправдан, то в столь серьёзной модели, как XEO5, более уместен был бы стандартный IEC. Всё-таки это единственный кабель в системе, и возможность лёгкого твикинга оказалась бы очень кстати.
После того как трансмиттер и колонки просигнализировали синими светодиодами о наличии связи, запускаем сборник симфонических произведений «Tutti!» [1]. Оркестр звучит мощно, цельно, с прекрасным тембральным разрешением. Никаких артефактов, присущих беспроводным системам типа «синтетики», «цифры» или «вуали» не заметно. Сильное впечатление производит и звуковая сцена — виртуальные источники существуют как бы сами по себе, без привязки к колонкам. Большая их часть сосредоточена за фронтальной линией, удалённые планы формируются в основном за счёт среднечастотного спектра, но сфокусированы они безукоризненно. Примечательно, что и передающий тракт, и усилители, и сами АС в паре имеют идентичные характеристики — инструменты, расположенные в центре оркестра, действительно оказываются в середине звуковой сцены. По слитности звучания и детальности картины эти высокие башни ничуть не уступают полочным XEO3.
А вот бас у XEO5 намного солиднее. Он быстрый, не отстаёт от остальных диапазонов, за счёт чего и достигается цельность звукового полотна. Пара мидбасовых драйверов способна достоверно передать масштаб и атмосферу концертного зала, движение воздуха. Резкие динамические контрасты не затянуты, что придаёт звучанию естественность и прозрачность.
Нарезка из музыкальных фрагментов разного жанра, сделанная Полом Бартоном [2] для быстрой оценки звучания акустики, дала более полное представление о характере XEO5. Бас глубокий, не монотонный, и лишь вблизи самой нижней границы можно заметить незначительную потерю чёткости. И даже на очень большой громкости отсутствуют искажения и турбулентные шорохи. Резкие удары большого барабана передаются точно, без посторонних призвуков.
Вокальные партии — как женские, так и мужские — на редкость естественны, насыщенны и полны жизни. Тональный баланс XEO5 тщательно выверен, на записи многочисленных перкуссий все удары отличаются собственным спектром, они не кажутся ни переглушенными, ни сухими.
На компакт-диске AC/DC [3] тарелки записаны очень жёстко, но шёлковые твитеры сумели сгладить агрессию, не теряя гармонического разрешения, что, впрочем, присуще всей акустике Dynaudio.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD22 (66500 руб.)
- Межблочные кабели Cardas Golden Reference RCA 0,75 м (34020 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- 2. «Paul’s peak. The two channel Demo CD»
- 3. AC/DC, «Black Ice». Sony BMG, 2008
Появление линейки XEO — событие с далеко идущими последствиями…
Dynaudio XEO 5
АКУСТИКА: Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 38 — 22000 Гц || Отдаваемая мощность: НЧ-канала 50 Вт, ВЧ-канала 50 Вт || Потребляемая мощность: 4 — 76 Вт || Напряжение питания: 100 — 230 В || Габариты: 170 х 281 х 246 мм || Масса: 16,7 кг || Отделка: чёрный и белый лак || Цена за пару: 117600 руб.
ТРАНСМИТТЕР: Рабочая частота: 2,4 ГГц || Формат данных: 16 бит/48 кГц || Диапазон аудиочастот: 20 — 22000 Гц || Чувствительность: с входа RCA 1 В, с входа minijack 0,25 В || Габариты: 120 х 30 х 90 мм || Масса: 0,148 кг || Цена: 10500 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика XEO 5
Как видим, беспроводная система по АЧХ мало чем отличается от классической пассивной акустики Dynaudio. У неё образцовая линейность во всём рабочем диапазоне, и даже интерференционный провал вблизи стыка полос на осевой кривой очень мал, а на угловых и вовсе отсутствует. Твитер даёт два максимума на 7 и 15 кГц, не исключено, что это сделано специально для компенсации потерь на ВЧ в жилом интерьере с мягкой мебелью. Диаграмма направленности у XEO 5 широкая, о чём свидетельствует идентичная форма кривых, снятых при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Соответственно, звуковая сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. С басом проблем тоже не возникнет — фазоинвертор настроен 38 Гц и чётко согласован с НЧ-драйвером. Призвуки порта минимальны и на звучание влиять не могут даже на большой громкости.