предварительный усилитель Coda CP и усилители мощности Coda Continuum Tm
Глубокие реки медленно текут
Японская поговорка
кодовая комбинация
В мире High End Audio не принято торопиться — на разработку новых моделей уходит ровно столько времени, сколько требуется для достижения максимально возможного результата. Особым доверием пользуются производители, которые на протяжении многих лет придерживаются единожды выбранной схемотехники и от модели к модели совершенствуют её.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC-1UP (269000 руб.)
- Акустические системы Electrocompaniet Nordic Tone Model 1 (1250000 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные Neyton Nuernberg NF XLR 1,25 м (136000 руб./пара)
- — акустическиt Neyton Frankfurt LS 2,0 м (270000 руб./пара)
- — сетевые (4 шт.) Neyton Nuernberg AC 1,25 м (40000 руб./шт.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004. Как всегда, очень плотное заполнение звуковой сцены и потрясающая динамика. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет обязательно заметна, особенно на концертных треках
- Ravel, «Bolero». Decca, 2 CD, 1999. Запись с широким частотным и динамическим диапазоном
- Steve Tyrell, «Standard Time». Sony Music, 2001. Фонограмма, идеально имитирующая характер звучания эстрадных записей 50-х гг. с современным разрешением
Всё это в полной мере относится к американской компании Coda Technologies, Inc., основанной в 1985 г. тремя инженерами, работавшими ранее в Threshold Corporation. Поначалу брэнд назывался Continuum Electronics, а под маркой Coda продукция стала выпускаться лишь в 1989-м. В команду разработчиков входили (и входят по сей день) лучшие специалисты по проектированию транзисторных усилителей, придерживающиеся вполне определённой идеологии. Суть её в том, что по амплитуде сигнал усиливается полевыми транзисторами с «ламповыми» характеристиками (VFET), а по мощности — биполярными, способными отдать в нагрузку большой ток. Оптимальное сочетание полупроводников позволяет снизить глубину обратной связи, часто являющейся причиной динамических искажений, или вообще обойтись без неё.
В предварительном усилителе Coda CP (169000 руб.) так и сделано — все каскады собраны на полевых транзисторах, работающих в классе А, общая обратная связь отсутствует. Поэтому полоса пропускания 5 Гц — 200 кГц и коэффициент искажений 0,02% достигаются исключительно за счёт продвинутой схемотехники и применения отборных компонентов. Малое выходное сопротивление (50 Ом на RCA и 100 на балансных XLR) в широком диапазоне частот упрощает согласование с оконечником и снижает влияние соединительного кабеля на качество звучания. Усилитель собран на четырёхслойной печатной плате из стекловолокна, все медные дорожки и большие участки фольги облужены. Сетевое напряжение поступает на тороидальный трансформатор через фильтры, отсекающие ВЧ-помехи. В выпрямителях установлены конденсаторы Military Grade большой ёмкости.
Coda CP допускает подключение до пяти источников, в т.ч. один балансный. Выбор входа подтверждается соответствующим светодиодом на лицевой панели. Для включения в тракт процессора или эквалайзера сделан разрыв между каскадами. Встроенный фонокорректор предусматривает подключение MМ и MC-головок, входные параметры (ёмкость и сопротивление) задаются DIP-переключателями на материнской плате. Можно установить и оптимальную чувствительность для каждого входа, что позволит избежать искажений в первых каскадах. Делается это с помощью электронного регулятора громкости, который при нажатии ручки превращается в регулятор стереобаланса. Уровень сигнала отображается на небольшом синем дисплее в условных единицах от 0 до 99 раздельно для каждого из каналов.
Стереовыходов три — два выведены на разъёмы RCA, один на XLR. Все гнезда на задней панели позолочены.
Предусилитель комплектуется пультом MX-350 производства Universal Remote Control. Этот многофункциональный программируемый дивайс с ЖК-экраном может управлять двадцатью компонентами различных производителей.
Моноблоки Coda Continuum Tm (249000 руб./шт.) выполнены в характерной для этого производителя эстетике — высокий корпус с огромными теплоотводами по бокам и лаконичная до предела лицевая панель с рельефным выступом в нижней части. В него утоплены LED-индикаторы режимов и кнопка Standby. Сзади — сетевой ввод с предохранителем, защищённые пластиковыми колпаками клеммы WBT и входные гнезда — XLR и RCA.
При номинальной мощности 800 Вт на 8 Ом до 10 Вт усилители работают в классе А.
Столь впечатляющие показатели обеспечиваются двухкиловаттным тороидальным трансформатором, сглаживающим фильтром ёмкостью 80000 мкФ и 20 выходными транзисторами общей мощностью 3600 Вт. Пиковый ток в нагрузке может достигать 150 А. Предварительные балансные каскады построены на вертикальных MOSFET’ах, что в сочетании с фирменной схемотехникой позволило обойтись без общей обратной связи. Среди особенностей Continuum Tm также стоит упомянуть Precision Bias, уникальный принцип стабилизации смещения выходных транзисторов, обеспечивающий минимальные искажения при любом сопротивлении нагрузки и любом характере этой нагрузки, вплоть до реактивного.
Как и прежде, все усилители Coda изготавливаются в США, причём корпуса и внутренний монтаж — чисто ручная работа.
Остальные компоненты системы нам уже давно и хорошо известны. В CD-проигрывателе Electrocompaniet EMC 1 UP используется механизм Philips CDM PRO 2M, который установлен в центре шасси на амортизационной подвеске. Загрузочный отсек у него сверху, под сдвижной крышкой. Диск прижимается тяжёлой магнитной шайбой. Цифровой и аналоговый тракты разнесены физически и полностью изолированы друг от друга по цепям питания. Цифровой тракт построен на чипах CS4397 и CS8420, работающих в формате 24 бита/192 кГц. Повышение разрядности и частоты дискретизации синхронизировано прецизионным тактовым генератором. Балансные аналоговые каскады выполнены на дискретных транзисторах и заканчиваются разъёмами XLR.
Electrocompaniet Nordic Tone Model 1 — внушительные по массе и габаритам трёхполосные акустические системы в изящном корпусе из массива дерева. Отказавшись от MDF и традиционной прямоугольной формы, удалось получить примерно такую же жёсткость, как у литой алюминиевой конструкции. Стенки стянуты стальными прутьями с усилием 250 кг, поэтому колонка представляет собой монолит массой 75 кг.
Пара басовых головок с 10-дюймовыми диффузорами из полипропилена с алюминиевым напылением работает в закрытом оформлении. Это гарантирует быстрый отклик по басу и отсутствие турбулентных призвуков. Среднечастотник — 5-дюймовый ScanSpeak Revelator, твитер оснащён мягким дюймовым куполом.
Система закоммутирована кабелями Neyton, о которых мы также неоднократно рассказывали. И это к лучшему — в знакомом окружении характер новичков распознать будет проще.
Поскольку мы собираемся испытывать именно усилители, то и музыка подбиралась соответствующая — с резкими динамическими контрастами и, наоборот, изобилующая тончайшими нюансами и тембральными оттенками.
Для начала — несколько вещей Laibach [1] с мощным, напористым саундом и жёстким, настоящим «металлическим» спектром в среднем и верхнем диапазонах. Макродинамика усилителей впечатляет — на пиках громкости начинает вибрировать кресло, ударная волна чувствуется всем телом. Звучание плотное, насыщенное и очень контрастное. Сцена широкая, но не размытая, каждый отдельный фрагмент картины на своём месте. Задний план читается неплохо, но особой глубины не ощущается. Бас прекрасно контролируется, он глубокий и быстрый — чувствуются все прелести закрытой акустики. Диффузоры хорошо задемпфированы, но в меру, после резкого удара они мгновенно возвращаются в исходное положение, и при этом нет чувства зажатости.
На значительно более деликатной, классической музыке [2] проявился фирменный почерк мощных усилителей Coda. На многих фрагментах хорошо различимы все нюансы качественной концертной записи — реверберации зала, тихое, едва заметное поначалу вступление духовых или струнных. И очень часто детали эти укрупняются, выделяются из общей картины более рельефно, чем они того заслуживают. Зато на tutti звучание оркестра по-настоящему захватывает, это стена звука, накрывающая с головой.
Тембральное разрешение высокое во всём диапазоне громкостей, что не замедлило сказаться на общей разборчивости звучания. Никакой «каши», ни малейших признаков искажений или компрессии на запредельных уровнях, когда самым слабым звеном системы оказывается комната прослушивания.
Склонность к укрупнению деталей любопытно проявилась на альбоме Стива Тайрелла [3]. Эмоциональная составляющая, оттенки настроения, неповторимая атмосфера эстрады 50-х, — всё это чувствуется с первых же минут. Прежде всего, благодаря выдвинутому вперёд вокалу и чуть увеличенному масштабу виртуальных инструментов, которые в звуковой сцене кажутся нереально объёмной и абсолютно достоверной с точки зрения характера звучания копией настоящих.
Смотрите, как сыгрались между собой компоненты с совершенно разным темпераментом. Подкупающая деликатность и утончённость CD-проигрывателя дополняется поистине безудержным драйвом 800-ваттных моноблоков. Роль предварительного усилителя в данном случае — закоммутировать, согласовать по уровню и… ничем не выдавать своего присутствия. Должен признать, что эту задачу Coda CP решает блестяще. Система, составленная из столь непохожих по идеологии компонентов, не выказала явных музыкальных предпочтений. Да, динамичные жанры усилителям удаются лучше, и это качество наверняка будет востребовано при построении бескомпромиссного домашнего кинотеатра. Особенно если его владелец смотрит не только боевики, но и музыкальные программы с качественно записанным саундтреком. Диапазон интересов в данном случае может быть очень широк — от концерта AC/DC до симфонического оркестра.
Coda CP
Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 5 — 200000 Гц || Коэффициент нелинейных искажений (10 Гц — 40 кГц, 6 В, 600 Ом): <0,02 % || Усиление: по линейным входам 12 — 30 дБ, по входу Phono 40/60 дБ || Максимальное выходное напряжение RMS/Peak: 10 В || Отношение сигнал/шум (1 В): -100 дБ || Выходное сопротивление: по выходу XLR 100 Ом, по выходу RCA 50 Ом || Входное сопротивление: 20 кОм || Переходное затухание (20 кГц): 90 дБ || Габариты: 430 x 75 x 305 мм || Масса: 6,8 кг || Цена: 169000 руб.
Coda Continuum Tm
Выходная мощность (8 Oм, 20 Гц — 20 кГц ): 800 Вт || Пиковый выходной ток: 150 А || Диапазон воспроизводимых частот (+0/-3 дБ): 0 — 100000 Гц || Коэффициент искажений (10 Гц — 20 кГц, 750 Вт): <0,03 % || Усиление: 26 дБ || Скорость нарастания выходного напряжения: 50 В/мкс || Отношение сигнал/шум: >-110 дБ || Выходное сопротивление (20 Гц — 20 кГц): 0,04 Ом || Входное сопротивление: по входу XLR 1 кОм, по входу RCA 50 кОм || Габариты: 430 x 140 x 425 мм || Масса: 28 кг || Цена: 249000 руб.