7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ сателлитов выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
Полочные акустические системы | Canton Chrono 503.2 | Chario Syntar 513 | Davis Acoustics CLINT | Dynaudio DM 2/6 | Focal Chorus 806V | KEF Q100 | PSB Imagine Mini | Q Acoustics 2020i | Quad 12L Classsic | System Audio Aura 1 | 7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты Canton Chrono 503.2
Номинальное сопротивление мониторов ровно 4 Ом, оно же и минимальное. На высоких оно мало зависит от частоты и не падает ниже 5,5 Ом, поэтому проблем с перегрузкой усилителя не будет. Частота настройки фазоинвертора 52 Гц, что оптимально для такого объёма корпуса и калибра мидбасового излучателя. Полосы делятся на 3000 Гц довольно сложными фильтрами, компенсирующими реактивную составляющую импеданса. А ровная фазовая характеристика, как известно, благотворно сказывается на построении звуковой сцены.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Chrono 503.2
Практически идеальная кривая с отклонениями в пределах ±1,5 дБ во всём диапазоне частот — довольно редкая картина для данного ценового сегмента. Излишнюю активность твитера выше 18 кГц легко компенсировать небольшим поворотом АС внутрь. Его диаграмма направленности необычайно широка, что сулит правильное формирование звуковой сцены. Об этом свидетельствуют кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 и 50 град., расхождение между которыми очень мало. Чувствительность Chrono 503.2 порядка 88 дБ, так что для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью от 60 Вт на канал. Призвуки фазоинвертора незначительны и на звучании, скорее всего, не скажутся. Тем более что порт направлен назад.
Зависимость модуля Z от частоты Chario Syntar 513
Система с довольно линейным импедансом в нижней середине области — номинальное значение 4 Ом наблюдается в диапазоне 120 — 300 Гц. После резонансного пика вблизи раздела полос сопротивление плавно падает, достигая на 20 кГц отметки 4 Ом. Таким образом, для совместной работы подойдёт усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Разделительный фильтр с центральной частотой 1500 Гц даёт невысокий и довольно широкий пик. В его схеме имеются цепь для компенсации реактивной составляющей импеданса, о чём свидетельствует ровная фазовая характеристика на высоких частотах. Фазоинвертор настроен на 55 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Syntar 513
Бас и нижняя середина этих мониторов линейны вплоть до 1 кГц, но возле частоты раздела полос возникает довольно глубокий провал с максимумом на 1300 Гц. Он может повлиять на звучание многих инструментов, поскольку находится в области максимальной чувствительности слуха. Смещение тонального баланса в ВЧ-область будет не столь заметно, если АС не направлять в точку прослушивания. Неравномерность АЧХ при этом не увеличится благодаря широкой дисперсии твитера. Ещё одна особенность Syntar 513 — низкая чувствительность (около 85 дБ), что может потребовать очень мощного усиления.
Зависимость модуля Z от частоты
Davis Acoustics Clint
Здесь стоит отметить плавно растущий импеданс в очень важной, среднечастотной, области и столь же плавный ход фазовой характеристики. В этом случае усилитель будет работать фактически на активную нагрузку с минимальными динамическими искажениями. При его выборе проблем вообще не возникнет, поскольку на высоких частотах импеданс растёт, достигая 13 Ом на 20 кГц. Фазоинвертор настроен на 52 Гц, полосы делятся на 3200 Гц довольно сложными фильтрами. Изломы на 1200 Гц свидетельствуют о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Davis Acoustics Clint
Такой картине позавидуют иные студийные мониторы — АЧХ абсолютно линейна во всём диапазоне, с небольшим горбиком на 16 кГц. Это вклад рупорного оформления твитера, который имеет великолепную диаграмму направленности — кривые, снятые при углах 30 и 50 град., по форме почти не отличаются от осевой. Так что чёткая сцена и точная локализация источников гарантирована даже в самых неблагоприятных акустических условиях. Фазоинвертор имеет максимум отдачи на 50 Гц, на его кривой видна стоячая волна на 1200 Гц, отмеченная на графике импеданса. Чувствительность мониторов чуть выше средней, порядка 90 дБ, что также облегчает выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты Dynaudio DM 2/6
Честная 6-омная система, если говорить о номинальном значении импеданса — именно столько и заявлено в паспорте. Более низких значений на графике нет, даже наоборот — на высоких частотах сопротивление не зависит от частоты, укладываясь в диапазон 9 — 11 Ом. Это благоприятно сказывается на согласовании с усилителем, от которого не потребуется большой ток на ВЧ. Фазоинвертор настроен на 60 Гц, полосы делятся на 1800 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на центральной частоте. Ему соответствует и приличный сдвиг фаз (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика
Dynaudio DM 2/6
Не исключено, что подъёмы в области нижних и высоких частот сделаны специально, чтобы придать звучанию АС большую выразительность, особенно на малой громкости. Поскольку резких пиков и провалов на графике не видно, не должно быть заметных нарушений тонального баланса. Диаграмма направленности твитера удивительно широка — разницы между кривыми, снятыми при 30 и 50-градусном отклонении, почти нет. Это обещает устойчивую звуковую сцену и широкую зону стереоэффекта. Реальная чувствительность АС порядка 86 дБ, и для уверенной работы с ними потребуется усилитель мощностью не менее 60 — 70 Вт. Порт фазоинвертора работает практически бесшумно, призвуков не должно быть даже на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты
Focal Chorus 806V
Еще один пример классических двухполосных мониторов. Номинальное значение импеданса — 3,5 Ом на участке 200 — 330 Гц, а на отрезке 5 — 20 кГц почти не зависит от частоты, плавно меняясь от 6 до 9 Ом. В этой связи особых требований к усилителю не предъявляется, и его можно выбирать, исходя исключительно из звуковых качеств.
Фазоинвертор настроен на 48 Гц, поэтому проблем с басом у этих АС быть не должно. Полосы делятся на 3000 Гц довольно сложными фильтрами с фазовыравнивающими звеньями. Поскольку фазовая характеристика не имеет резких перепадов, проблем с устойчивостью усилителя не будет.
Амплитудно-частотная характеристика
Focal Chorus 806V
Здесь видна своего рода тонкомпенсация, т.е. подъём в нижней и верхней областях звукового диапазона примерно на 3 — 4 дБ. Это всегда оживляет звучание, особенно на малой громкости.
Дисперсия твитера почти идеальна — расхождения кривых, снятых на акустической оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град., минимальны. Такие АС способны создать правильную пространственную картину даже при оптимальном расположении в комнате.
Чувствительность около 88 дБ, так что особо мощный усилитель не понадобится.
Фазоинвертор эффективно работает вплоть до 28 Гц и чётко стыкуется с НЧ-драйвером.
Зависимость модуля Z от частоты KEF Q100
Картина, как в учебнике — высокодобротный фазоинвертор с узкой настройкой на 52 Гц и предельно простые фильтры. При этом фазовая характеристика во всём диапазоне частот не выходит за рамки +40/-45 град., что говорит о низкой реактивной составляющей импеданса. Номинальное сопротивление — 4 Ом (200 Гц), оно же и минимальное. Для совместной работы с этими АС можно рекомендовать любой усилитель, рассчитанный на такую нагрузку. Полосы делятся примерно на 2500 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика KEF Q100
Просто образцовая картина — видна лишь лёгкая неравномерность в середине, всё остальное просто вне критики. Более того, если развернуть мониторы внутрь градусов на 10 — 15, АЧХ выравнивается, словно по линейке. Впрочем, в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью небольшой повышенная отдача твитера на 16 кГц окажется кстати. Диаграмма направленности очень широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град. По форме они абсолютно идентичны и не имеют заметных провалов. Порт фазоинвертора даёт призвуки на 1200 Гц, которые могут быть заметны на большой громкости. Реальная чувствительность мониторов порядка 86 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров понадобится довольно мощный усилитель.
Зависимость модуля Z от частоты PSB Imagine Mini
Небольшой объём корпуса обусловил довольно высокую частоту настройки фазоинвертора — 78 Гц. Номинальное сопротивление всего 3 Ом (по паспорту — 8), что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя. Впрочем, более низких значений на графике нет, наоборот, на высоких частотах импеданс постоянно держится вблизи 9-омной отметки. Поэтому выходной каскад в самой трудной для него области не будет работать при повышенных токах. Полосы делятся на частоте около 2000 Гц очень сложными фильтрами с фазовыравнивающими звеньями. Как следствие — линейная ФЧХ после 3 кГц.
Амплитудно-частотная характеристика
PSB Imagine Mini
В целом кривая ровная, но имеется интерференционный провал вблизи частоты раздела, достигающий почти 5 дБ. Отрезок 1,5 — 5 кГц приходится на область, наиболее чувствительную для нашего слуха, поэтому в звучании некоторых инструментов может появиться нежелательная окраска. Зато нижняя середина — просто вне всякой критики. Стоит отметить и невероятно широкую дисперсию — кривые, снятые на оси и вне её, имеют очень малое расхождение и почти не отличаются по характеру. Акустическая линза перед твитером даёт дополнительный подъём АЧХ на 15 кГц. У порта фазоинвертора органный резонанс на 1200 Гц довольно большой амплитуды. Чувствительность чуть выше 85 дБ, поэтому сэкономить на усилителе не удастся.
Зависимость модуля Z от частоты Q Acoustics 2020i
Номинальное сопротивление этих мониторов 4 Ом, оно же и минимальное, а после 6 кГц растёт и на границе диапазона измерений достигает 6,5 Ом. Благодаря этому усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях.
Фазоинвертор настроен довольно высоко, на 60 Гц. Полосы делятся на 2800 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на частоте раздела.
Амплитудно-частотная характеристика Q Acoustics 2020i
Мониторы отличаются образцовой линейностью, если не считать плавного и небольшого подъёма на высоких частотах. При этом в обычной жилой комнате с мягкой мебелью и коврами тональный баланс, скорее всего, будет нейтральным. Построение сцены также обещает быть правильным независимо от расположения АС относительно слушателя (в разумных пределах, конечно). Последнее преимущество обусловлено широкой дисперсией твитера вплоть до 10 кГц. Фазоинвертор прекрасно стыкуется с мидбасом, порт показывает две моды стоячей волны внутри корпуса с частотой 1200 и 2400 Гц. Чувствительность чуть более 88 дБ, и для правильной передачи динамического диапазона будет достаточно усилителя мощностью от 60 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты Quad 12L Classic
Здесь как минимум стоит обратить внимание на три особенности. Ровный, но низкий импеданс (3,5 Ом) в голосовой области благоприятно скажется на передаче вокала. Ровный и высокий, порядка 7 Ом, в высокочастотной упрощает жизнь усилителю, поскольку его выходные каскады работает в облегчённом режиме как раз в там, где искажения максимальны. И наконец, на частоте раздела полос (2400 Гц) вместо одного резонансного пика видны два. Это говорит о том, что схема кроссоверов тщательно рассчитана и реактивная составляющая сведена к минимуму. В таком случае усилитель будет работать, по сути, с обычным резистором в качестве нагрузки. Фазоинвертор настроен на 62 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Quad 12L Classic
Линейность систем очень высока для данного ценового сегмента, правда твитер даёт высокий горб с максимумом на 16 кГц. Избавиться от него очень просто — разверните мониторы внутрь градусов на 15. Но если комната переглушена (а это бывает часто), такая коррекция вряд ли понадобится. Диаграмма направленности очень широкая, это видно по поведению кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. До 10 кГц они идут очень близко друг от друга, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. С басом проблем тоже не будет — фазоинвертор работает в диапазоне 100 — 0 Гц и идеально стыкуется с НЧ-драйвером. Собственные резонансы порта отсутствуют.
Зависимость модуля Z от частоты System Audio Aura 1
Номинальное сопротивление этих мониторов 6 Ом (220 Гц), оно же и минимальное. После резонансного пика на частоте раздела (2600 Гц), начиная с 5 кГц, импеданс плавно растёт и на 20 кГц достигает отметки 8 Ом. Значит, от усилителя не потребуется уж слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне. Отсутствие острого пика говорит о применении сложных фильтров с фазовыравнивающими звеньями. Частота настройки фазоинвертора 70 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
System Audio Aura 1
Просто невероятный результат для акустики такой цены — неравномерность АЧХ в диапазоне 110 Гц — 5 кГц не превышает ±1,5 дБ, а в среднечастотной области отклонений нет вообще. Соответственно, и тональный баланс в самой важной, голосовой области должен быть идеальным. Подъём, начинающийся после 6 кГц, легко устраняется разворотом АС — при углах порядка 5 — 10 град. может получиться линейная характеристика во всём звуковом диапазоне. Дисперсии твитера позавидуют и гораздо более дорогие мониторы — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., начинается лишь выше 8 кГц. А вот чувствительность этих систем рекордно низкая — 83 дБ. Соответственно, усилитель понадобится от 100 Вт на канал.
МОДЕЛЬ | Canton Chrono 503.2 | Chario Syntar 513 | Davis Acoustics CLINT | Dynaudio DM 2/6 | Foca lChorus 806V | KEF Q100 | PSB Imagine Mini | Q Acoustics 2020i | Quad 12L Classic | System Audio Aura 1 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | Н.д. | 6 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 8 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 86,5 | 87 | 94 | 86 | 90 | 86 | 85 | 88 | 87 | 84 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 33 — 40000 | 60 — 20000 | 45 — 20000 | 50 — 23000 | 55 — 28000 | 49 — 40000 | 55 — 23000 | 64 — 22000 | 48 — 23000 | 52 — 35000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 | 3 | 3 | Н.д. | 3 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | 3000 | 1450 | 3000 | 1800 | 3000 | 2500 | 2200 | 2900 | 2400 | 2500 |
Подводимая мощность, Вт | До 130 | До 60 | До 130 | До 150 | До 120 | До 100 | До 80 | До 75 | До 150 | До 80 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное |
Габариты, мм | 190 x 360 x 280 | 335 х 164 х 300 | 230 x 330 x 310 | 170 x 292 x 240 | 390 x 222 x 293 | 300 x 180 x 272 | 143 x 234 x 212 | 264 x 278 x 170 | 340?205?279 | 135 x 275 x 219 |
Масса (каждой), кг | 7,5 | 6 | 8 | 5,6 | 8,2 | 5,9 | 3 | 5 | 7,12 | 4,4 |
Цена, руб. | 28000 | 29500 | 27142 | 24150 | 28400 | 24900 | 22240 | 19560 | 24000 | 24000 |