возвращение к жизни
Тяжёлая экономическая ситуация в Японии вынуждает многих производителей электроники сокращать объёмы выпуска и даже закрывать целые подразделения. Именно в это непростое время компания Technical Audio Devices почти после 20-летнего перерыва снова выходит на рынок. И не только с акустикой, как прежде, но и с полной линейкой компонентов класса High End Audio.
*Когерентное излучение — когда сигналы с разной частотой не имеют рассогласования по времени, т.е. приходят к слушателю одновременно.
Напомню, что первоначально TAD была подразделением Pioneer, выпускавшим профессиональные акустические системы, в основном для озвучивания больших студий и концертных площадок. Сфера применения определяла специфику — крупнокалиберные басовики с высокой чувствительностью и компрессионные СЧ/ВЧ-драйверы в рупорном оформлении.
Накопленный опыт и результаты многочисленных исследований компания решила использовать при создании домашней акустической линейки. В ней сейчас три бескомпромиссных модели — солидного размера мониторы CR1 плюс две напольные системы, E1 и флагманские R1. Именно с них, Reference One, мы и начнём испытывать компоненты TAD.
Редкий производитель в наше время подходит к созданию акустики настолько серьёзно — при проектировании этих 150-килограммовых гигантов разработчики (а это лучшие специалисты Pioneer) не упустили ни одной мелочи, влияющей на звучание.
Рекордная масса R1 обусловлена, в первую очередь, беспрецедентной конструкцией обтекаемого корпуса, изготовленного по собственной технологии структурно-инертного ламинирования SILENT. Частично она позаимствована у авиационной и судостроительной промышленности — каркас из берёзовой фанеры толщиной 21 мм усилен поперечными переборками. Их форма оптимизирована для получения максимальной жёсткости и эффективного подавления стоячих волн, чему также способствует и сам корпус, не имеющий углов и параллельных поверхностей. Стенки, толщина которых местами достигает 137 мм, представляют собой многослойный сэндвич, спечённый при высокой температуре токами высокой частоты.
В верхней части лицевой панели, имеющей наклон на 4 град. назад, установлена коаксиальная сборка с фирменным названием CST — Coherent Source Transducer. В центре среднечастотного излучателя с 16-сантиметровым диффузором закреплён купольный твитер калибра 3,5 см, причём их характеристики подобраны таким образом, чтобы получить когерентное излучение в диапазоне 250 Гц — 100 кГц.*
И диффузор, и купол выполнены из бериллия методом осаждения металла из паровой фазы по технологии, освоенной TAD ещё 30 лет назад при производстве мощных компрессионных головок. Кстати, даже в наши дни с бериллием работают лишь немногие — материал этот при всех своих достоинствах (рекордно малая масса и высокая жёсткость) требует высокой культуры производства и дорогостоящего оборудования. При проектировании сборки применялись продвинутые методы математического моделирования, позволившие выровнять частотную характеристику вплоть до 100 кГц. Диффузор среднечастотника одновременно является волноводом, формирующим диаграмму направленности твитера. Для развязки коаксиальной сборки от вибраций корпуса предназначена фирменная система креплений ISO с изолирующими кольцами.
Верхний диапазон, конечно, очень важен, но самой большой проблемой для разработчиков всегда был и остаётся бас. Чтобы добиться глубины, скорости и малых искажений, инженеры TAD нашли несколько инновационных решений. Одно из них — особая геометрия магнитного поля в зазоре (OFGMS), обеспечивающая линейное перемещение 10-дюймовых НЧ-диффузоров при длине хода до 30 мм. Для этого также были разработаны мощные неодимовые магниты и новая, короткая звуковая катушка диаметром 100 мм. Рифлёный подвес, позаимствованный у профессиональной акустики TAD, обеспечивает симметричное смещение подвижной системы в обоих направлениях. Для повышения жёсткости сами диффузоры имеют структуру сэндвича, у которого внутренний слой спрессован из вспененного акриламида, а внешние — ориентированных определённым образом арамидных волокон. Крупный пылезащитный колпачок также препятствует деформации диффузора при больших уровнях сигнала.
Фазоинвертор рупорного типа спроектирован с использованием законов аэродинамики таким образом, чтобы рассеять воздушный поток и тем самым устранить посторонние шумы при воспроизведении громких басовых нот. Кроме того, он создаёт эффект компрессии НЧ-драйверов, в результате чего бас становится динамичнее и собраннее.
Кроссоверы НЧ и ВЧ-звеньев смонтированы на разных платах, чтобы снизить взаимное влияние катушек индуктивности. Алюминиевая пластина, на которой установлены фильтры, служит теплоотводом для мощных резисторов. Входные клеммы соединены широкими перемычками.
Корпуса отделываются очень красивым шпоном экзотического дерева Pommele Sapele с последующим покрытием прозрачным лаком. Основанием служит тяжёлая плита, в которую вкручиваются три опорных конуса. Все динамики закрываются собственными металлическими грилями с тугой посадкой для предотвращения дребезга.
Каждая колонка проходит на фабрике полный контроль по всем параметрам, результаты заносятся в базу под соответствующим серийным номером.
Акустика подключалась к оконечному усилителю TAD M2500 мощностью 500 Вт на канал. Главная особенность этого аппарата — бескомпромиссная реализация экономичного класса D, что позволило максимально полно использовать энергию, получаемую из сети.
CD/SACD-проигрыватель — TAD D600 с внешним источником питания. Электронным компонентам TAD мы посвятим отдельное исследование, поэтому сейчас останавливаться на них не станем.
Комната прослушивания была совсем небольшой, порядка 15 метров, и акустика стояла довольно близко к боковым стенам. И даже в столь стеснённых обстоятельствах придраться к нижнему регистру было практически невозможно. Независимо от характера музыкального жанра усилитель даёт системам ровно столько свободы, сколько требуется для предельно естественного воспроизведения. Бас глубок и подвижен, он под контролем, но в меру — слышны тончайшие нюансы реверберации, словно работают лёгкие бумажные диффузоры. При этом сказывается большая площадь излучения — Reference One способны достоверно воссоздать акустику зала, в котором делалась запись, сохраняя правильный масштаб виртуальных источников. Особенно ярко это проявляется на классических произведениях с широким частотным и динамическим диапазоном [1]. Впрочем, на подобных записях в первую очередь обращаешь внимание на мощнейшую энергетику и оглушительные tutti без малейших признаков искажений или компрессии. У Reference One действительно характер концертной акустики — на диске Creedence Clearwater Revival [2] они создают весьма чувствительное звуковое давление и при этом звучат детально и прозрачно. Большая заслуга инженеров TAD ещё и в том, что их системы способны передать то, что в профессиональной среде называют «вибрациями» (vibes) — настроение, т.е. тончайшие оттенки звучания и характерные приёмы исполнения. Именно благодаря этим качествам вокал и музыкальные инструменты кажутся абсолютно реальными. Будь то партия бас-гитары, соло на трубе, виртуозные скрипичные пассажи, быстрая серия ударов на барабанах, — всё звучит естественно, как в реальной жизни. Единственно где натуральность слегка страдает — вблизи самой верхней границы рабочего диапазона, там появляется некоторая синтетика, а порой и едковатая подкраска. Не исключено, что это вклад предусилителя, который явно не дотягивал до уровня остальных компонентов системы.*
Вклад коаксиальных излучателей трудно переоценить. В помещении небольшой площади эти высокие АС звучали слитно, твитер не «отрывался» от средней полосы. Но главное достижение, конечно, это звуковое пространство, которое казалось шире, чем сама комната, а виртуальные источники в нём соответствовали своим реальным размерам. Слушая записи Columbia [3], просто поражаешься искусству звукорежиссёров — положение солистов и музыкантов оркестра тщательно выверены по ширине и глубине сцены, прекрасно передана атмосфера студии.
Мне показалось, что у TAD Reference One есть собственная аура, как у музыкального инструмента ручной работы. Эта акустика буквально гипнотизирует и внешним видом, и звучанием.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель TAD D600 (1616588 руб.)
- Оконечный усилитель TAD M2500 (1159743руб.)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire
- — акустические кабели Musical Wire
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Бескомпромиссная запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
- Creedence Clearwater Revival, «Willy and the Poor Boys». Fantasy, 1969. Обычный коммерческий диск AAD, без современного ремастеринга
- Steve Tyrell, «Standard Time». Sony Music, 2001. Фонограмма, идеально имитирующая характер звучания эстрадных записей 50-х гг. с современным разрешением
- Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы p Акустическое оформление: фазоинвертор p Диапазон воспроизводимых частот (-10 дБ): 21 — 100000 Гц p Чувствительность: 90 дБ p Номинальное сопротивление: 4 Ом p Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 300 Вт p Максимальное звуковое давление: 115 дБ p Отделка: натуральный шпон Pommele Sapele p Габариты: 1293 х 554 х 698 мм p Масса: 150 кг p Цена за пару: 3379015 руб.
*Это предположение мы сможем проверить позже, когда в Москве появится предусилитель TAD C2000 из этой же линейки.
Комментарии [2]
Алексей
Как же можно слушать — в 15-ти кв. метрах, такую акустику ?
И чего-то потом писать о ней …
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Алексей, практика — критерий истины. Если прослушание показало, что эта акустика может нормально играть в 15-метровой комнате, значит так оно и есть. А ваши сугубо теоретические предположения, что ей нужно помещение больше, не верны.