КОПИЯ ВЕРНА
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- 2. Laibach, «Anthems». Mute Records, 2004
- 3. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 (125580 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B100 SST (203610 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence II (20900 руб. )
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (84000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC32 1,5 м (53130 руб.)
На одном из форумов мне как-то попался рецепт правильной акустической системы: «Возьмите хорошие динамики, поставьте в грамотно сконструированный корпус, и будет вам счастье». Забавно, но в первом приближении это действительно так, вот только какие динамики считать хорошими, как рассчитать корпус и, главное, как адекватно оценить полученный результат?
С последним, главным, вопросом у Сами Пенттила (Sami Penttila), основателя компании Penaudio, проблем не было изначально — он вырос в семье музыкантов, играет на нескольких инструментах и поэтому прекрасно знает, на что обращать внимание при оценке звучания. Полученный музыкальный и инженерный опыт позволил Сами сформулировать главную идею — добиваться максимальной естественности звучания за счёт тщательного изготовления и применения отборных комплектующих.
Очередной пример такого подхода — полочные мониторы Cenya. Все их наружные плоскости, кроме боковых, имеют красивый микрорельеф с вертикальными бороздками. Дело в том, что корпус изготовлен по очень необычной технологии. Листы качественной берёзовой фанеры сначала набираются в пакет и склеиваются под прессом. Затем из получившегося массива лазером вырезается цельный «колодец» корпуса, причём не вдоль, а поперёк слоёв, и то, что мы видим — торцы склеенных листов. За счёт этого уменьшается количество стыков, да и сама конструкция получается более жёсткой, хорошо гасит вибрации и смотрится оригинально. При толщине стенок от 16 до 22 мм мониторы кажутся непропорционально тяжёлыми для своих габаритов, а для акустики это большой плюс. Для тех, кому строгая скандинавская эстетика не по вкусу, имеются и более привычные варианты отделки: чёрный ясень, дуб, вишня, орех и зебрано.
Теперь о самой важной составляющей «правильной» акустики — излучателях. Твитер в Cenya — один из лучших, что можно купить за деньги — SEAS калибра 3/4 дюйма (20 мм) с тканевым куполом и жидкостным охлаждением звуковой катушки. Некоторые аудиофилы считают, что из-за ферромагнитной жидкости в зазоре ухудшается детальность звучания, но это было в ранних конструкциях, сейчас проблема уже решена. А вот динамические характеристики при охлаждении улучшаются из-за устранения температурной компрессии. Как известно, при нагреве катушки её сопротивление растёт, а ток (и, следовательно, отдаваемая мощность) при той же амплитуде сигнала падает. Вроде бы прибавляешь громкость, а звуковое давление почти не увеличивается, словно включается ограничитель уровня.
Мидбасовый драйвер в Cenya точно такой же, как в топовой модели Sinfonia, которая стоит 829 тысяч рублей. Это 6-дюймовая головка SEAS из линейки Excel с диффузором из магниевого сплава, мощной фазовыравнивающей «пулей» в центре и подвесом, рассчитанным на большие смещения. Фазоинвертор представляет собой алюминиевую трубу внутренним диаметром 45 мм, выходящую на заднюю стенку корпуса.
Традиционно для Penaudio разделительные фильтры оптимизированы под конкретные головки с использованием полипропиленовых конденсаторов SCR и катушек Graditech без стальных сердечников. Bi-wiring не приветствуется, входных клемм всего пара, и это аудиофильские WBT Signature Platinum. Внутренняя проводка выполнена плоским медным кабелем Jorma Design.
Первые впечатления после предварительного прогрева несколько противоречивы. Акустика требует от усилителя очень приличной мощности, и наш 180-ваттный Bryston B100 SST подошёл для неё, пожалуй, с минимальным запасом. Но уж в паре с таким партнёром Cenya способна на многое. Сразу же обращает на себя внимание бас — субъективно он кажется нереально глубоким для столь скромного объёма корпуса. На диске [1] есть фрагмент из «Картинок с выставки» Мусоргского с очень низкими нотами, и эти мониторчики вытягивают их почти полностью, хотя и без субгармоник. «Дискотечный» бас — вообще без проблем: подача уверенная, быстрая, правда атака иногда кажется немного затянутой, особенно на большой громкости. В целом же динамика у этих мониторов совершенно взрослая, так передать удар способны не всякие напольные системы. И на рок-музыке нет ощущения нехватки драйва — ревущая электроника Laibach [2] и гитарные риффы звучат мощно, напористо, буквально обрушиваясь на слушателя.
Характером верхнего регистра Cenya очень напоминает старшую модель Sara, которую мы слушали два месяца назад. То же обилие обертонов, придающее звучанию лёгкость и прозрачность, тот же акцент на медных духовых и тарелках, но при этом звучание воспринимается более слитным и разборчивым. Точно так же лёгким разворотом мониторов можно подобрать оптимальную отдачу твитера для конкретных условий. В нашей, слегка заглушённой, комнате угол излучения пришлось изменить совсем чуть-чуть.
Подкупающая натуральность достигается за счёт того, что главная среднечастотная область, включающая все вокальные диапазоны и основной спектр большинства музыкальных инструментов, воспроизводится одним излучателем. Благодаря высокой частоте раздела (4000 Гц против обычных для двухполосной акустики 2500 — 2800 Гц) фазовые и частотные искажения оказываются вне пределов наибольшей чувствительности нашего слуха. Как следствие — высочайшее тембральное разрешение, правдивость воспроизведения как отдельных инструментов, так и их групп в составе симфонического оркестра [3].
По способности выстраивать трёхмерное пространство Cenya оставит позади многих более дорогих конкурентов. Масштаб звуковой картины, конечно, соответствует размерам мониторов, но если слушать на расстоянии 2 — 2,5 метра от передней линии, он вполне впечатляющ. Звуковая картина подробная, насыщенная, с чёткой локализацией всех, даже самых мелких виртуальных источников. В этом, пожалуй, главное преимущество полочной акустики перед напольной, особенно в небольшой комнате — они создают пусть и заметно уменьшенную, зато более точную копию того события, что происходило в концертном зале или студии. Недаром, кстати, многие режиссёры предпочитают работать с мониторами ближнего поля.
При толщине стенок от 16 до 22 мм мониторы кажутся непропорционально тяжёлыми для своих габаритов
Фрагмент «Картинок с выставки» Мусоргского с очень низкими нотами эти мониторчики вытягивают почти полностью
Сухие цифры
- Конфигурация 2 излучателя, 2 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц
- — в безэховой камере 45 — 28000
- — в обычной комнате 40 — 25000
- Чувствительность (1 м/2,83 В), дБ 86
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Частота раздела полос, Гц 4000
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт >50
- Габариты, мм 280 х 163 х 315
- Масса, кг 8
- Цена за пару, руб. 99000
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты Penaudio Cenya
Здесь виден не совсем традиционный подход к конструированию АС — импеданс в верхнем диапазоне абсолютно линеен, а резонансный пик на частоте раздела имеет вид невысокой и плавной горки. Всё это говорит о применении тщательно рассчитанных фильтров с фазовыравнивающими звеньями. Реактивная составляющая импеданса, соответственно, невелика, поэтому усилитель будет работать, по сути, с обычным резистором в качестве нагрузки. Ценно и то, что после 5 кГц линия идёт горизонтально на отметке 7 Ом. Значит, и искажения выходного каскада будут меньше, поскольку от него не потребуется большого тока. Фазоинвертор настроен на 48 Гц, поэтому заявленная нижняя граница рабочего диапазона 45 Гц вполне реальна. Номинальное сопротивление этих мониторов действительно 4 Ом (на 160 Гц) и ниже этого значения не падает.
Амплитудно-частотная характеристика
Penaudio Cenya
Волнообразный характер кривой наблюдается во всём диапазоне, но поскольку отклонения не слишком велики, серьёзно на тональный баланс повлиять не могут. Правда, провал вблизи частоты раздела при отклонениях от оси увеличивается, что может восприниматься как потеря ясности звучания некоторых инструментов. Хотя сама диаграмма направленности широкая, и при небольших углах характеристика в верхнем диапазоне заметно выравнивается.
Фазоинвертор хорошо стыкуется с мидбасовым излучателем, но узкая и длинная труба имеет два резонанса большой амплитуды на 700 и 1400 Гц. Чтобы их не было слышно, эти АС лучше ставить подальше от стены. Второй важный момент — низкая чувствительность, порядка 85 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров понадобится усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал.
Комментарии [4]
Евгений
Какие ВЧ динамики используются в описанной модели?
Николай ЕФРЕМОВ
Твитер Wavecor — 30 мм, шелковый, СЧ/НЧ — Seas Excel 145 мм
Евгений
Николай, Твитер Wavecor — в новых моделях с 2014 года начали устанавливать. По внешнему виду можно определить, если сравнить новые фото Cenya и фото из вашего обзора.
Николай ЕФРЕМОВ
Значит, как и написано в статье — SEAS калибра 3/4 дюйма (20 мм) с тканевым куполом и жидкостным охлаждением звуковой катушки.