ПРАВИЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Интегральный усилитель — компонент, как правило, компромиссный, рассчитанный на массовую аудиторию. По чисто техническим соображениям реализовать серьёзную конструкцию в компактном корпусе очень непросто, поэтому подтвердить правило исключением под силу лишь опытным производителям.
Главной проблемой в интегральных конструкциях становится нежелательное взаимодействие между различными частями тракта и наводки со стороны источника питания. В современных усилителях она стоит более остро из-за наличия дисплея и системы дистанционного управления — этот сервис, безусловно, необходим, но цифровые схемы генерируют помеху, которая всеми возможными путями стремится проникнуть в звуковые цепи.
Усилитель Audia Flight Three изначально задумывался как продвинутый аппарат, сочетающий удобства с аудиофильским качеством звучания, поэтому в нём используются наиболее эффективные решения из всех возможных.
Начну с того, что в этой модели два тороидальных трансформатора. Большой, 400-ваттный, обеспечивает питанием усилительные каскады, а другой, поменьше — цепи управления и флуоресцентный дисплей. Опционно в эту модель можно установить плату фонокорректора MM/MC и асинхронный USB-конвертор, поддерживающий разрядность входных данных до 24 бит/192 кГц. Цифровой тракт в этом случае также будет питаться от вспомогательного трансформатора.
Чтобы полностью изолировать аудиосигнал от цепей управления, вся коммутация осуществляется с помощью миниатюрных реле, которые активируются через оптопары — за счёт этого осуществляется гальваническая развязка даже «земляных» шин.
В усилителе пять входов, и один из них — балансный. Любой из них выбирается хромированной кнопочкой на лицевой панели и подтверждается надписью на дисплее. Каждому источнику можно присвоить собственное имя и ввести с его клавиатуры пульта ДУ. С него же регулируется яркость свечения дисплея и задаются дополнительные рабочие режимы. В частности, предусмотрен BYPASS, когда сигнал подаётся сразу на оконечный усилитель, минуя регулятор громкости, или MONITOR — контроль записываемой фонограммы с выходов REC. При прослушивании через наушники выход на акустику отключается кнопкой SPEAKER OFF. Предусмотрен и выход Pre Out с предварительной секции, с него можно взять сигнал на внешний оконечник или активный сабвуфер.
Моторизованный регулятор громкости («синий» ALPS) также управляется с пульта, причём он автоматически возвращается в исходное положение после выхода из режима MUTE.
В нашей версии усилителя установлена плата универсального фонокорректора для работы с головками ММ и MC. Входное сопротивление и ёмкость задаются DIP-переключателями, спрятанными под крышкой на задней панели. Диапазон регулировок — от 7 до 1450 Ом для MC-картриджей и от 50 до 1800 пФ для MM. Усиление — 64 и 44 дБ соответственно.
Схемотехника оконечных каскадов симметричная, в выходных каскадах используются 200-ваттные комплементарные биополяры Motorola MJL1302 и MJL3281F (по одному в плече), а драйвер построен на MOSFET’ах IRF640/IRF9640. Очень похоже на гибридную схемотехнику, когда по амплитуде сигнал усиливается лампами (полевые транзисторы имеют схожие характеристики), а по мощности — транзисторами. Усилитель способен отдать 75 Вт при сопротивлении акустики 8 Ом и 125 Вт при 4 Ом.
Каналы питаются от отдельных обмоток трансформатора, собственного выпрямительного моста и конденсаторов фильтра ёмкостью 18000 мкФ для каждого плеча. Всё это расположено в непосредственной близости от выходных транзисторов, чем обеспечивается кратчайший путь прохождения тока. Имеется интеллектуальная система защиты, предохраняющая акустику при различных нештатных ситуациях.
Лицевая панель толщиной 15 мм отфрезерована из цельной алюминиевой заготовки, верхний кожух изготовлен из 2-миллиметровой стали. Сзади, помимо уже упомянутых линейных входов и выходов, расположены четыре позолоченных поста WBT и несколько служебных разъёмов для обновления прошивки и интеграции усилителя в систему с единой шиной управления.
Каждый экземпляр усилителя проходит 50-часовой прогон и полный набор тестов на фабрике. Перед прослушиванием рекомендуется дополнительный прогрев в течение 100 часов.
Для усилителей главным критерием считается энерговооружённость, поэтому в их описании мы стараемся указывать мощность трансформатора и ёмкость накопительных конденсаторов. От этого зависит, насколько естественно будет звучать музыка на пиковых всплесках уровня, особенно при совместной работе с «тугой» акустикой. Для подобного испытания мы выбрали диск [1], записанный с максимально допустимым цифровым уровнем. Несмотря на относительно невысокую выходную мощность, FL Three способен убедительно передать динамику симфонического оркестра. Переходы от пианиссимо к мощным крещендо даются усилителю легко, без малейшего намёка на компрессию или перегрузку. При этом акустика не передемпфирована — реверберации не обрываются, а естественным образом растворяются в атмосфере. Правильный масштаб звуковой картины создаётся и за счёт басового регистра, который уходит в инфранизкую область. На некоторых фрагментах видно, как «дышат» диффузоры акустических систем, но они отнюдь не бесконтрольны. Движение воздуха создаёт иллюзию большого зала, ощущение присутствия в нём. Отмечу и полную нейтральность усилителя, отсутствие малейшей вуали в верхнем диапазоне, стремление скрыть или, наоборот, подчеркнуть какие-либо нюансы. При этом звучание не страдает излишней аналитичностью, напротив, FL Three даже слегка оживляет чересчур холодные записи. Духовые инструменты звучат на редкость естественно, с массой тембральных оттенков и со всем богатством нюансов.
Теперь оценим динамику в чистом виде — по записи китайских барабанов на диске [2]. Удары резкие, но и не зажатые, диффузоры не выходят из-под контроля даже на самой нижней границе. Благодаря этому сложный ритмический рисунок кажется идеально выверенным, а игра музыкантов абсолютно синхронной. Тембры достаточно разнообразны, хотя звук деревянных брусков кажется несколько суховатым.
Пространственная картина близка к идеальной, виртуальные источники не привязаны к акустике, острота фокусировки сохраняется даже на удалённых планах.
И последнее испытание — на разборчивость. «Лайбах» [3] — мощный, плотный саунд с резкими динамическими контрастами. На некоторых треках явный перебор с реверберацией, из-за чего общая картина слегка теряет конкретные очертания. Усилитель передаёт всё очень точно, не добавляя артефактов, но и не скрадывает огрехи звукорежиссуры. Синтезированные тембры иногда звучат жёстко, но всегда — с высоким гармоническим разрешением. При изменении громкости характер звучания почти не меняется, сумбура и каши нет даже на пиковых уровнях. Мощно передаётся энергетическая составляющая, общий ритм, вибрации. Там, где нужно, усилитель груб и напорист, а где-то — пластичен и деликатен.
Архитектура усилителя охватывает сразу несколько эпох: наряду с фонокорректором в нём имеется цифро-аналоговый преобразователь
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Бескомпромиссная запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре
- «Burmester Vorfuhrungs CD III».
GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта - Laibach, «Anthems».
2 CD Mute, 2004. Запись с очень плотным насыщением звуковой сцены. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет заметна
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Electrocompaniet ЕСС1 ($149000)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели:
- — межблочные балансные Neyton Bamberg NF 0,8 м (44010 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Neyton Nuernberg AC (28000 руб.), Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Компания Audia Flight была основана в 1996 году в небольшом портовом городке недалеко от Рима опытными аудиоинженерами Масимилиано Марци (Massimiliano Marzi) и Андреа Нардини (Andrea Nardini). Их кредо при конструировании усилителей — максимально широкий рабочий диапазон и высокое быстродействие при минимальных динамических искажениях. В ходе исследований выяснилось, что традиционная обратная связь по напряжению даёт побочный эффект в виде «звона», который подмешивается к полезному сигналу и, кроме того, затягивает фронты резких импульсов. Соответственно, была разработана собственная схемотехника — полностью балансная, с токовой обратной связью. Эти принципы были положены в основу усилителя мощности Audia Flight 100, вышедшего в 1997 г. и ставшего первым коммерчески успешным продуктом компании. После положительных рецензий в прессе компоненты Audia Flight вышли на европейский, а затем и американский рынок.
Сейчас в каталоге компании Audia Flight три серии: Three, Classic и Strumento. В них входят интегральные, предварительные и оконечные усилители, CD-проигрыватели, а также фонокорректор с блочной конструкцией (на фото). В топовых моделях используется принцип «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для питания правого и левого каналов.
Вся продукция изготавливается в Италии из отборных комплектующих, её заказывают не только дистрибьюторы Hi-Fi-техники, но и профессионалы — для оснащения современных звукозаписывающих студий.
Сухие цифры
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (1 Вт, -3 дБ) 1 — 450000
- Продолжительная выходная мощность, Вт
- — на нагрузке 4 Ом 125
- — на нагрузке 8 Ом 75
- Коэффициент гармоник, % <0,05
- Демпинг-фактор (8 Ом, 1 кГц) 400
- Усиление, дБ 26
- Отношение сигнал/шум, дБ >95
- Входное сопротивление, кОм
- — по входам RCA 51
- — по входам XLR 30
- Габариты, мм 420 х 420 х 90
- Масса, кг 12
- Цена, руб. 115500
Музыка воспринимается цельно, тембры акустических инструментов естественны, с минимальными упрощениями
Мощно, напряжённо, даже с каким-то подстёгивающим ритмом, но не грубо, во всём этом чувствуется даже какое-то изящество
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Частотная характеристика фонокорректора Audia Flight FL Three
В целом коррекция соответствует стандарту МЭК (красная кривая), но после 5 кГц идёт почти на 1 дБ ниже. Плавный спад в НЧ-области позволяет получить достаточно глубокий бас и не опасаться проблем при проигрывании коробленых пластинок.
Зависимость КНИ от выходной мощности Audia Flight FL Three
Нестандартная схемотехника даёт и необычную картину измерений — уровень искажений заметно меняется в зависимости от выходной мощности. Максимум наблюдается на отрезке 1 — 10 Вт (порядка 0,15% на 8 Ом и 0,2% на 4 Ом), после чего следует плавный спад. Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%) — 65 и 110 Вт RMS, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается почти в 1,7 раза. Это свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя, позволяющей ему уверенно работать с низкоомной нагрузкой.
Спектр искажений Audia Flight FL Three
Картина, характерная для балансных усилителей — 2-я гармоника очень мала, чётные же составляющие более высоких порядков вообще отсутствуют. Зато нечётные имеют довольно высокую амплитуду вплоть до 9-й, после чего продукты искажений в спектре исчезают. Совершенно очевидно, что такой расклад получен разработчиками специально — звучание усилителя не будет чересчур холодным и аналитичным, и при этом можно не опасаться излишне жёсткого «транзисторного» верха.