РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ
Главная проблема современной аудиотехники — постоянное расширение функциональности, из-за чего она становится всё сложнее и неудобнее в обращении. Это относится и к таким старомодным компонентам, как фонокорректоры. Обилие на рынке картриджей с различными требованиями к входному сопротивлению, ёмкости и чувствительности вынуждает производителей выпускать универсальные предусилители.
Все настройки запоминаются, так что их не придётся вводить заново после каждого включения
Сухие цифры
- MM MC
- Входная чувствительность, мВ 3 0,5
- Входное сопротивление, Ом 47k/68k 10 — 68k
- Входная ёмкость, пФ 50 — 400 470
- Отношение сигнал/шум (A), дБ >90 >88
- Отклонение от кривой RIAA, дБ ±0,2
- КНИ, % <0,01
- Номинальное выходное напряжение, мВ
- — на выходах RCA 300
- — на выходах XLR 600
- Максимальное выходное напряжение, В
- — на выходах RCA 10
- — на выходах XLR 20
- Перегрузочная способность, дБ 31
- Потребляемая мощность, ВА 10
- Габариты, мм 220 х 100 х 300
- Масса, кг 3,5
- Цена, руб. (чёрная/серебряная) 34700/36700
Усложнение аналоговых схем никогда не идёт на пользу звуку, поэтому разработчики по возможности стараются избегать компромиссов. В серьёзных корректорах необходимые параметры часто задаются перемычками (джамперами) или компактными DIP-переключателями. Они впаиваются непосредственно в печатную плату и не слишком удлиняют путь сигнала, что очень важно, ведь его амплитуда при работе с МС-головками мизерная, порядка 0,5 мкВ. Однако это не очень удобно — каждый раз при замене картриджа лезть внутрь аппарата и, сверяясь с таблицей, подбирать настройки.
В модели Musical Fidelity M1 VINL универсальность сочетается с максимальным удобством для пользователя и минимальным влиянием на звук. Тип головки и параметры задаются кнопками на лицевой панели и индицируются на небольшом ЖК-экране, а RC-цепочки коммутируются миниатюрными реле. Это лучшее решение из всех возможных, поскольку контакты из драгметаллов работают в герметичном корпусе и не окисляются. Все настройки запоминаются, так что их не придётся вводить заново после каждого включения аппарата. Тем более что выбор параметров очень широк: для ММ-головок входной импеданс может принимать значения 47 и 68 кОм, а ёмкость — от 50 до 400 пФ с шагом 50 пФ. Для MC ёмкость фиксированная, 470 пФ, сопротивление же легко подобрать с большой точностью из набора 10, 18, 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600 Ом, а для картриджей с высоким выходом — 47 и 68 кОм.
МС и ММ-головки подключаются к разным входам, поэтому предусилитель может работать с двумя проигрывателями или тонармами. Выходов тоже два — стандартные RCА и XLR. Это дальновидно, ведь большинство солидных линейных предусилителей имеют балансные входы. Фильтра инфранизких частот в корректоре нет, зато можно выбрать стандарт RIAA или IEC, которые как раз и отличаются формой АЧХ в области баса (см. подрубрику «7 раз отмерь»).
Заявленные характеристики M1 VINL фантастически хороши: отношение сигнал/шум MM >90 дБ, перегрузочная способность 31 дБ, искажения на 1 кГц <0,01%. О схемотехнике судить не берусь, но, скорее всего, она построена на современных операционных усилителях с грамотно организованным питанием.
После включения предусилитель секунд двадцать прогревается, после чего внутри щёлкает реле, блокирующее выход. Шумов действительно очень мало, даже в режиме МС их слышно лишь в непосредственной близости от колонок.
Характер звучания довольно мягкий, неназойливый при вполне приличной детальности. Поверхностные шумы и треск пластинок в паузах не акцентируются, хотя здесь многое зависит от самой головки. Но несмотря на то, ММ это или МС, сразу обращает на себя внимание верхний диапазон — словно вылизанный, с обилием воздуха и великолепным разрешением. Тарелки звонкие, но в меру, слух не режут, при громком ударе чувствуется приличный запас динамики. Мощные пиковые уровни воспроизводятся натурально, без жёсткости, присущей предусилителям с малой перегрузочной способностью. И что очень ценно — для ММ-головки можно точно подобрать оптимальную входную ёмкость, ориентируясь на чистоту обертонов. Намного удобнее это было бы делать, не вставая с кресла, но пульта ДУ, к сожалению, у M1 VINL нет.
Бас в меру глубокий, особенно если задать коррекцию RIAA, хотя в этом случае возможны проблемы при проигрывании коробленых пластинок. Низкие ноты точно прорисованы и не страдают монотонностью.
Звучание в целом правильно сбалансировано, музыка подаётся плавно и слитно, но «эффект CD» отсутствует — сохраняется живость, подвижность и непринуждённость, присущая хорошим виниловым источникам.
Амплитудно-частотная характеристика
Musical Fidelity M1 VINL
Характеристики предусилителя (синие кривые) соответствуют стандартам RIAA (зелёная) и МЭК (красная) с точностью до 0,1 дБ во всём диапазоне частот, что можно считать выдающимся результатом. В первом случае бас будет очень глубоким, но если у вас напольная акустика с фазоинвертором, настроенным ниже 40 Гц, а в коллекции есть не слишком ровные пластинки, лучше выбрать коррекцию МЭК, которая даёт плавный спад от 40 Гц с минимумом -4,5 дБ на 20 Гц.
В режиме ММ на 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 0,01%) 9,87 В RMS при напряжении на входе 104 мВ. Соответственно, коэффициент усиления корректора составил 39 дБ, а перегрузочная способность — порядка 36 дБ, что заметно выше заявленного значения. При переключении на MC усиление возрастает до 54 дБ, а перегрузочная способность остаётся прежней.
Спектр искажений Musical Fidelity M1 VINL
Картина получена при напряжении на выходе RCA 9 В, КНИ при этом не превышал 0,007%. Наибольшую амплитуду имеют 2-я и 3-я гармоники, остальные едва-едва различимы на фоне собственных шумов. Соответственно, вклад фонокорректора в общий уровень искажений аудиосистемы будет настолько мизерным, что им можно пренебречь.
Звучание в целом правильно сбалансировано, музыка подаётся плавно и слитно, но «эффект CD» отсутствует
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Pioneer PL-50L ($1300)
- Головки:
- MC — Denon DL-103R ($325)
- ММ — Goldring 2400 ($600)
- Усилитель CR Development Calypso ($1500)
- Акустические системы Dynaudio Contour 1.3 Mk II ($2000)
- Межблочные кабели:
- Silent Wire NF 5 Phono 1,0 m, RCA ($210)
- Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м ($670)
- Акустический кабель Furutech FS-303 1,5 м ($90)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Aurex Jazz Festival’81, «Allstar Jam». Toshiba/EMI Japan, 1981
2. Tom Waits, «Swordfishtrombones». Island, USA 1983
3. Frank Zappa, «Sleep Dirt». Warner Bros., Germany, 1979