НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
На форумах часто спорят, с чего лучше начинать формирование аудиосистемы. Многие считают, что первым делом нужно приобрести понравившуюся акустику, под неё подобрать усилитель, а на оставшиеся деньги — источник. Однако Роберт Харли в своей «Энциклопедии High End Audio» советует поступать с точностью наоборот, и в этом вопросе я с ним согласен. Как показывает опыт, роль камертона, по которому строится «голос» всей системы, следует отвести CD-проигрывателю.
И в самом деле, если не удастся получить высокого разрешения, надёжной басовой основы и прозрачного верха от источника, не помогут ни серебряные кабели, ни 15-дюймовые басовые драйверы, ни суперкачественное усиление. Так что первый шаг в нашем деле — самый ответственный.
Норвежская компания Electrocompaniet подходит к проектированию своих компонентов очень серьёзно. У неё богатая история — ещё в 1976 году был выпущен усилитель, который американский журнал «The Audio Critic Magazine» назвал лучшим в мире по звучанию. В 2004-м брэнд приобрёл Микал Дреггевик, музыкант-любитель и владелец другой компании, Westcontrol, специализирующейся на разработке электронного оборудования для военной авиации. Современные компоненты Electrocompaniet проектируются и изготавливаются в Норвегии, они соответствуют не только требованиям ISO900, но и европейским военным стандартам. Рентабельность производства в стране с самыми высокими заработной платой и налогами обеспечивается за счёт автоматизации большинства процессов и прецизионной сборкой с минимальным процентом брака.
CD-проигрыватель ECC-1 относится к серии Classic Line со строгим, но изысканным дизайном. Лицевая панель выполнена из толстого полированного акрила, сквозь который просвечивают голубые символы дисплея. Органы управления — четыре латунные кнопки — сосредоточены в правой части. CD-привод с тонкой загрузочной платформой установлен по центру, под ним — сетевой выключатель.
Механизм Philips крепится на антивибрационном подвесе, как у более дорогой модели EMC-1UP. Цифровой тракт, построенный на чипсете от Cirrus Logic, пересчитывает исходный сигнал до 24 бит/192 кГц и лишь потом конвертирует в аналоговую форму. ЦАПы — полностью балансные. Выходные каскады работают в классе А, поэтому закрывать вентиляционные прорези в верхней крышке не рекомендуется. Предусмотрены как обычные, так и балансные выходы, причём последние прямые, а на разъёмы RCA сигнал подаётся после суммирования. Внушительная масса проигрывателя (9 кг) объясняется наличием мощного сетевого трансформатора и жёсткого шасси из 2-миллиметровой стали.
Пульт ДУ — универсальный, способный также работать с предварительными и интегральными усилителями.
По сложившейся традиции мы слушаем технику Electrocompaniet с кабелями Neyton, которые выпускаются немецкой компанией Neyman Kabelsysteme und LWL-Technologie. Она основана инженером Мареком Нeйманом, посвятившим более 20 лет разработке уникальных проводников класса High End. Все изделия Neyton производятся в Германии с применением современных технологий из самых качественных материалов. В частности, проводники изготавливаются из меди, серебра и золота в самых разных сочетаниях. Диэлектрик — лучший из всех имеющихся — тефлон с воздушными капиллярами. Кабели поставляются в пластиковых футлярах с поролоновым наполнителем.
В балансном кабеле Neyton Bamberg NF имеется экран для защиты от внешних электромагнитных полей. Прямые и возвратные проводники абсолютно идентичны и имеют симметричную геометрию. Кабель состоит из шести жил диаметром 0,5 мм с тефлоновым покрытием. В качестве материала выбрана бескислородная медь, покрытая серебром. Наружная оболочка выполнена из патентованной ткани с добавками тефлона. Большое количество воздуха между нитями обеспечивает лучшую изоляцию. Балансные разъёмы — качественные WBT, анодированные в чёрный цвет.
При довольно скромном внешнем диаметре сетевой кабель Neyton Nuernberg AC имеет очень сложную структуру. Он состоит из 171 моножилы из посеребрённой меди OFC диаметром 0,36 мм с тонким тефлоновым покрытием, которые образуют три проводника (фаза, нейтраль, земля) сечением 5,6 кв. мм каждый. Такие жгуты сложены вдвое, причём медные жилы чередуются в них с тефлоновыми струнами, создающими многочисленные воздушные зазоры. Кабель оснащается вилкой Furutech Fi-E35 и IEC-коннектором Furutech Fi-25 с немагнитными контактами, покрытыми золотом 24k.
Впрочем, в ходе предварительного прослушивания выяснилось, что проигрыватель не слишком чувствителен к качеству межблочных кабелей (что вообще характерно для балансных соединений), а вот замена сетевого даёт вполне ощутимый эффект. Если вместо обычного толстого шнура с ферритовыми ВЧ-стопперами включить Nuernberg AC, повышается разрешение в верхнем регистре, звучание скрипки Anne-Sophie Mutter [1], не теряя детальности и тембрального разнообразия, воспринимается на слух несколько комфортнее.
Помимо лёгкого и естественного натурального звучания скрипки, обратил на себя внимание и нижний регистр. Я уже давно заметил, что с хорошим источником у редакционных Monitor Audio Gold Reference открываются потрясающие способности в передаче баса. Субъективно он кажется глубже, хотя это наверняка следствие качественных, а не количественных изменений. Благодаря чётко обозначенным фундаментальным составляющим картина в целом приобретает основательность и достоверность. Ещё одна привлекательная особенность — передача всех значимых подробностей без излишнего пристрастия к второстепенным деталям. По способности акцентировать внимание слушателя именно на музыке, а не техничности и виртуозности исполнения (хотя в данном случае последнее на очень высоком уровне) Electrocompaniet ECC-1 не уступает дорогому виниловому проигрывателю. Но чтобы добиться от аналогового источника такой тембральной точности, придётся потратить гораздо большую сумму.
И в составе большого симфонического оркестра [2] скрипки звучат легко и натурально, несмотря на чрезвычайно насыщенный общий спектр. Здесь же стоит отметить передачу атмосферы и пространственную перспективу. Конечно, общий масштаб и заполнение сцены во многом зависят от усилителя и акустики, но точность фиксации виртуальных образов — исключительная прерогатива источника. Как уже отмечал ранее, компоненты Electrocompaniet слегка снижают эмоциональный накал музыкальных произведений, предлагая слушателю более спокойную интерпретацию. Впрочем, проигрыватель проявляет сдержанный нордический характер в меньшей степени, чем усилители.
Но там, где нужно, ECC-1 вполне способен поддать драйва. Я не почувствовал недостатка энергетики на записях Dream Theater [3], даже наоборот — благодаря высокой разборчивости на предельных уровнях и способности правильно выстроить пространственную картину тестовое прослушивание превратилось в увлекательное занятие. Подкупает и великолепная микродинамика, точная прорисовка нюансов в звуковой картине, невероятно сложной по спектру.
Рентабельность производства в стране с самыми высокими налогами обеспечивается за счёт автоматизации и высочайшего качества сборки с минимальным процентом брака
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997
КОМПОНЕНТЫ
- Интегральный усилитель Audia Flight FL Three (115500 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели:
- — межблочные балансные Neyton Bamberg NF 0,8 м (40010 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Neyton Nuernberg AC 1 м (28000 руб.), Physics Style PW-Reference 1 м (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
По способности акцентировать внимание слушателя именно на музыке, а не техничности и виртуозности исполнения ECC-1 не уступает дорогому виниловому проигрывателю
Сухие цифры
- Поддерживаемые форматы CD-A, CD-R, CD-RW, mp3-CD, mp3-DVD, WMA-CD
- Параметры преобразования 24 бита/192 кГц
- Выходное напряжение, В
- — на балансном выходе 4,6
- — на выходе RCA 2,3
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Диапазон частот (±0,05 дБ), Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум, дБ <-130
- Разделение каналов (1 кГц), дБ >110
- Динамический диапазон, дБ 120
- КНИ (20 Гц — 20 кГц), % <0,002
- Габариты, мм 483 х 105 х 385
- Масса, кг 9
- Цена, руб. 149000