ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСТОЧНИКА
Совсем недавно мы уже проводили тест трёх USB ЦАПов. Однако в свете массового перехода меломанов с привычных музыкальных носителей на lossless-аудиоформаты тема cтала настолько актуальной, что решили копнуть её поглубже. В этом обзоре собраны семь cамых разных аппаратов — от бюджетной модели до представителя «безлимитного» High End Audio. Посмотрим, насколько хорошо они справляются с преобразованием цифры в аналог, а главное — помогут ли превратить обыкновенный компьютер в высококлассный музыкальный источник.
Quad Link D-1 | Arcam rDAC Wireless | Rega DAC | NAD M51 | Hegel HD20 | Blacknote DAC30 | Chord QBD76HD
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
- Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Кабель USB Furutech GT-2 Type A-B (4300 руб.)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
- Оптический кабель TOSLink Oehlbah XXL 80 (7000 руб.)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
- * Снята с производства. Цена приведена по состоянию на 2005 год.
Мы, в принципе, придерживались той же методики тестирования, что и в прошлый раз, сделав лишь одно упрощение — отказались от испытания с включённым в сеть источником помех (импульсного блока питания компьютера). Как показал опыт, наводимая «порча» на бюджетные преобразователи невелика, а порой и вообще незаметна, ведь у последних и собственные блоки питания далеко не шедевр. А при использовании конверторов аудиофильского класса не позаботиться о чистоте сети — просто моветон.
Так что первым пунктом будем описывать звучание при работе конвертора в связке с CD-транспортом и при подключении по коаксиальному кабелю. Вторым — то же самое, но с оптикой. Причём этот момент мы пропустим, если в системе не проявятся отличия, заслуживающие внимания или анализа. А в заключительной части — подключение по USB. И вот здесь стоит дать расширенные комментарии.
Многие меломаны, поэкспериментировав с USB, приходят к выводу, что в качестве музыкального интерфейса он не слишком хорош, а то и вообще непригоден. Но это не так. Универсальная шина позволяет передавать звуковые данные в пакетной асинхронной форме, а такая теоретически полностью защищена от джиттера. Ведь последний не зависит от источника, линии и разъёмов, а определяется лишь нестабильностью опорного генератора в конверторе. Но качество кабеля всё-таки имеет значение. Стандартный шнур USB обладает ограниченной полосой пропускания и сам «транслирует» в приёмник помехи, которыми изобилует тракт компьютера. Поэтому первое, что следует сделать — использовать USB-кабель аудиофильского класса и желательно небольшой длины.
Второй момент касается программных проигрывателей. Некоторые из них сильно фальшивят. Но качество звучания и трансляции данных — тема для отдельного теста. В данном случае мы использовали стандартный iTunes для воспроизведения несжатых WAV и проигрыватель Vox для тестовых FLAC-HD. Все, разумеется, при выключенных эквалайзерах, улучшайзерах и при номинальных установках выходного уровня.
И заключительный — кстати, самый важный — нюанс, хотя никакой тайны мы не откроем: звучание драматически зависит от настроек аудиокарты компьютера. Если задать максимальную частоту дискретизации, полагая, что это — наилучшее решение, то, скорее всего, результат будет ужасен. Ведь исходные треки с частотой 44,1 кГц, которых в вашей компьютерной коллекции подавляющее большинство, перед отправкой будут неведомо чем и неведомо как перегоняться в формат 48 или 96 кГц. Следует жёстко задать в системе частоту 44,1 кГц («по умолчанию» она нередко сама не выставляется), тогда будет хотя бы какая-то гарантия, что данные приходят на внешний DAC в оригинальном виде, бит в бит. А при проигрывании файлов HD — принудительно переключить линию именно на ту частоту, которая соответствует контенту: 88,2, 96, 176,4 или 192 кГц. И пусть уже USB-конвертор затем сам решает, как преобразовать всё это аналог. В том и состоит его миссия.
ОТДЕЛИТЬ НУЛИ ОТ ЕДИНИЦ
Среди моделей, претендующих на звание «Выбор эксперта», я вижу пока лишь одного кандидата — Blacknote DAC30. Ближайший соперник Chord QBD76HD хотя и показал рекордное звуковое разрешение в тесте, но из одних только деталей музыка никогда не складывается. Британский аристократ ставит перед вашей системой слишком много условий, которые надо выполнить — и лишь тогда он полностью раскроется в музыкальном плане. И, наверное, потому в наших экспериментах он, скорее, выполнял функцию микроскопа, в который было удобно «разглядывать» все огрехи наших тестовых записей. «Итальянец» же заставлял о них забыть раз и навсегда. Идеально воспроизвёл стандартные CD и WAV 16/44,1, с должным классом проиграл все HD-треки и даже покорил умением извлекать музыку из mp3. При этом он совсем не капризен. Свои качества проявляет в любой системе — это было проверено после редакционного теста. Главное — не ошибиться в том, какой стороной вставить вилку в розетку.
Выделить в обзоре технику, заслуживающую титула «Удачной покупки», тоже несложно. Во-первых, очень убедительно выступил малыш Quad Link D-1. Это USB-конвертор в чистом виде, причём достаточно продвинутый, поскольку поддерживает приём данных с частотой дискретизации в 192 кГц. И по соотношению качество звучания/цена выглядит очень порядочно.
Во-вторых, хочется отметить NAD M51. Он не лишён специфики, в звучании можно найти отдельные недочёты, но по совокупности достоинств, качества исполнения, функциональности и цены он станет самым правильным приобретением.
Не стоит делать вывод, что модели, не получившие наград, провалили тест. В нашем обзоре, как ни странно, вообще не оказалось слабых конверторов. Тот же Rega DAC — отличная вещь. И недорог, и звучит выразительно, и позволяет экспериментировать. Hegel HD20 с его выверенными манерами и сокрушительно динамичным звуком прекрасно впишется в систему, которую следует избавить от ипохондрии. А rDAC Wireless британской Arcam — наилучшее и самое компактное бюджетное решение сразу для четырёх источников, причём один из них можно подключить вообще без проводов.