Nikon J1 | Panasonic DMC-G3 | Sony NEX-5N
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Системными камерами в последнее время стали называть компактные фотоаппараты со сменными объективами — такие, которые вместе с комплектом оптики и прочих аксессуаров составляют некую замкнутую «экосистему». Надо сказать, что цифровые беззеркалки вошли в моду относительно недавно, но уже успели обзавестись целой армией если не фанатов, то убеждённых приверженцев.
представители компактных фотосистем заинтересовали нас тем, что с прошлого года они обзавелись более чем серьёзными возможностями видеосъёмки и теперь составляют нешуточную конкуренцию классическим камкордерам. Причём если их старшие зеркальные братья наводят шороху среди продвинутых и даже полупрофессиональных моделей, то беззеркальные фотокомпакты пытаются потеснить такие же миниатюрные флэш-видеокамеры — как говорится, наступление по всем фронтам.
Итак, компактность «мыльницы» плюс сменная оптика, плюс крупноформатная матрица — вот универсальная формула построения системной камеры. Она очень похожа на уравнение с двумя неизвестными: размеры и эргономику карманного фотоаппарата представляют все, а вот с сенсором и оптикой ситуация куда более запутанная. Как бы это ни расстраивало любителей миниатюризации, но качество изображения до сих пор находится в жёсткой и прямой зависимости от физических размеров матрицы и линз объектива, так что разработчикам волей-неволей приходится идти на компромиссы. Делать сенсор и матрицу слишком маленькими нельзя, поскольку тогда картинка станет трудноотличимой от результатов съёмки настоящих «мыльниц», которые, между прочим, в последнее время тоже заметно прогрессируют. Если же во всём ориентироваться на параметры серьёзных зеркалок, то вряд ли получится заметно оторваться от них по габаритам и стоимости.
Как видим, создание съёмочной системы, нацеленной на не слишком упёртого, но при этом достаточно взыскательного любителя фото и видео — дело очень непростое. Но и ставки в этой игре высоки — беззеркалки сейчас явно входят в моду, и их продажи будут только расти. Неудивительно, что каждый из разработчиков пытается проявить оригинальность и создать серию аппаратов с действительно уникальным набором возможностей.
Сегодня мы познакомимся с представителями трёх экосистем: Nikon 1, Panasonic Lumix G и Sony NEX. Для тестирования были отобраны модели среднего (в рамках конкретной линейки) ценового уровня. Исключение составляет только младший Nikon J1, поскольку промежуточной модели между ним и топовым V1 просто не существует.
Разумеется, основное внимание мы будем уделять именно функциям, связанным со съёмкой роликов. Кстати, в последнее время разработчики уделяют видео настолько серьёзное внимание, что в линейках «системной» оптики стали появляться объективы, в первую очередь предназначенные именно для видеограферов. О таких моделях мы, разумеется, тоже поговорим.
Интересно, что расположились аппараты не только в алфавитном порядке, но и по возрастанию физических размеров сенсора. Кроп-фактор, то есть отношение площади матрицы к площади кадра 35-миллиметровой плёнки, у наших испытуемых составляет, соответственно, 2,7, 2 и 1,5.
Nikon J1 | Panasonic DMC-G3 | Sony NEX-5N
Титры
Как ни велик соблазн расставить камеры на пъедестале в соответствии с диагональю матрицы, мы ему не поддадимся. Хотя бы потому, что рубрика «Личный опыт» прямого соперничества участников попросту не предполагает.
Если серьёзно, то, действительно, нужно констатировать, что по качеству изображения Sony NEX-5N заметно опередила Nikon J1 и чуть-чуть обошла Panasonic G3, за что, собственно, она и получает «Выбор эксперта». Однако давайте присмотримся к деталям. J1 заметно компактнее, у него быстрее автофокус, а штатный объектив при практически идентичных характеристиках короче почти в два раза. Думаю, этот аппаратик обязательно найдёт своего покупателя, особенно если будет продаваться по более адекватной цене. На данный момент разница менее чем в 20% вряд ли компенсирует различия в параметрах картинки и оснащении, особенно учитывая, что в линейку 1 Nikkor входят четыре объектива, а для байонета Sony E доступны семь, включая светосильный 24/1.8 от Carl Zeiss, плюс две сверхширокоугольные насадки.
Что же касается G3, то, несмотря на отсутствие в данной модели режима съёмки 1080/50p, его возможности, а также качественные показатели картинки внушают серьёзное уважение — как, впрочем, и потенциал системы Lumix G в целом. Он, конечно, тоже недёшев, но это действительно «Удачная покупка».
Nikon J1
Картинка самая контрастная и насыщенная, а потому смотрится живо и презентабельно — правда иногда ценой потери мелких деталей в самых светлых и тёмных частях кадра. Цветопередача в целом правильная, однако на средне серых тонах иногда заметен лёгкий избыток зелёного
Panasonic DMC-G3
Картинка в меру мягкая, цвета спокойные, но идеально сбалансированные и в точности соответствующие оригиналу. Чёткость на среднем уровне, динамический диапазон яркости очень неплох, лишь в самых глубоких тенях детали могут слегка скрадываться
Sony NEX-5N
Лучшее с точки зрения детализации и яркостного диапазона изображение. Установленный автоматикой цветовой баланс оказался слегка сдвинут в область тёплых тонов, однако в целом картинка выглядит свежо и правдоподобно
Nikon J1
Режим 1080/30р 24 Мбит/с. Вертикальное разрешение с объективом 10 — 30/3,5 — 5,6 составляет примерно 650 твл, картинка отличается равномерной резкостью по всему полю кадра. Помимо едва заметного муара на самых тонких линиях, геометрических искажений и артефактов компрессии не замечено
Panasonic DMC-G3
Режим 1080/50i 17 Мбит/с. Вертикальное разрешение с объективом 14 — 140/4 — 5,8 порядка 700 твл. Чувствуется, что в увеличении чёткости не последнюю роль сыграли цифровые фильтры, однако с изображением они обращаются бережно: муара и серьёзных искажений контуров не наблюдается
Sony NEX-5N
Режим 1080/50р 28 Мбит/с. Вертикальное разрешение с объективом 18 — 200/3,5 — 6,3 достигает 750 твл, однако тонкие горизонтальные и радиальные линии заметно искажены муаром. На периферии кадра чёткость практически такая же, как и по центру кадра
МОДЕЛЬ | Nikon J1 |
Panasonic DMC-G3 |
Sony NEX-5N |
Формат видеозаписи/ компрессии | MPEG-4 AVC/H.264 | MPEG-4 AVC/H.264; Quick Time | MPEG-4 AVC/H.264 |
Макс. разрешение видеозаписи | 1920 х 1080/60i | 1920 х 1080/60i | 1920 х 1080/50p |
Карта памяти | SD/SDHC/SDXC | SD/SDHC/SDXC | Memory Stick PRO Duo/SDHC/SDXC |
Матрица | CMOS | Live MOS; 16,68 Мегапикс. | Exmor APS HD CMOS; 16,7 егапикс. |
Физические размеры матрицы, мм | 13,2 х 8,8 (1″) | 17,3 x 13,0 (4/3″) | 23,5 х 15,6 (APS-C) |
Эффективный размер матрицы, Мп | 10,1 | 16,00 | 16,1 |
Чувствительность матрицы, ISO | 100 — 3200 | 160 — 6400 | 100 — 25600 |
Макс. разрешение в режиме фото | 3872 x 2592 | 4592 x3448 | 4912 x 3264 |
ЖК-монитор | 3” LCD; 460 тыс. пикс. | 3” LCD; 460 тыс. пикс. | 3” LCD; 921 тыс. пикс. |
Объектив | |||
Крепление | Сменный (байонет Nikon 1) | Сменный (Micro 4/3) | Сменный (байонет Е) |
Фокусное расстояние, мм | 10 — 30; 35-мм эквив.: 27 — 81 | 14 — 140; 35-мм эквив.: 28 — 280 | 18 — 55; 35-мм эквив.: 27 — 82,5 |
Светосила | F3,5 — 5,6 | F4,0-5,8 | F3,5 — 5,6 |
Кратность | 3х | 10х | 3х |
Цифровой Zoom | Нет | 4х | 10х |
Крепление насадок, резьба, мм | 40,5 | 62 | 49 |
Стабилизатор изображения | Оптический (в объективе) | Оптический (в объективе) | Оптический (в объективе) |
Коммутация | |||
USB | Да | Да | Да |
Аналоговые видеовходы/ выходы | Нет/Нет | Нет/Да | Нет/Нет |
HDMI | Да | Да | Да |
Гнезда для наушников/ микрофона | Нет/Нет | Нет/Нет | Нет/Да |
Общие характеристики | |||
Встр. микрофон | Стерео | Стерео | Стерео |
Пульт ДУ в комплекте | Нет | Нет | Нет |
Встроенный видеоосветитель/ вспышка | Нет/Да | Нет/Да | Нет/Нет ( внешняя вспышка в комплекте) |
Габариты, мм | 61 х 106 х 29,8 (без объектива) | 83,6 х 115,2 х 46,7 (без объектива) | 58,8 х 110,8 х 38,2 (без объектива) |
Масса без объектива, г | 277 | 379 | 269 |
Made in | Китай | Китай | Тайланд |
Цена, руб. | 22990 (с объективом 3,5 — 5,6/10 — 30) | 24590 (с объективом 3,5 — 5,6/14 — 42) | 27899 (с объективом 3,5 — 5,6/18 — 55) |