ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЛУНЫ
Свежая модификация камеры NEX-5 отличается от прародительницы подросшей на два мегапикселя матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5), быстродействующим затвором и ускорившейся до 10 к/с серийной съёмкой. Однако с точки зрения видеосъемки главные новшества — появление режима записи 1080/50p и модернизация монитора: «пятёрка» обзавелась тачскрином.
Эргономику аппаратов Sony NEX и тонкости работы штатного зума 18 — 55/3,5 — 5,6 мы подробно обсуждали в прошлом году (www.salonav.com/arch/2011/01/042-sony.htm), скажу лишь, что феноменально компактный для «взрослой» матрицы корпус с небольшими объективами смотрится куда привычнее, чем с тем гигантом, который мы на него установили. Впрочем, обо всём по порядку.
Более чем внушительная 11-кратная оптика 18 — 200/3,5 — 6,3 появилась на свет вместе с камкордером NEX VG10, то есть она изначально разработана именно в расчёте на видеооператоров. Понятно, что вес 524 грамма (в два раза больше, чем сама камера) и 10-сантиметровая длина повышению компактности не способствуют, но, как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. Плюсов у симбиоза NEX-5 с ультразумом несколько. Во-первых, оператор избавляется от необходимости носить с собой дополнительные объективы — эквивалентный диапазон 27 — 300 позволяет снимать где угодно и что угодно. К тому же не придётся менять оптику в полевых условиях — для беззеркалок с их ничем не защищённой матрицей это немаловажно. Ну а кроме того, увеличившаяся масса системы самым положительным образом влияет на устойчивость изображения, даже на максимальном приближении вполне реально снимать без штатива, разумеется, при включённом оптическом стабилизаторе.
Что касается эргономики, то ситуацию спасает довольно массивный выступ под пальцы правой руки — он помогает уверенно контролировать необычную конструкцию. Кольцо трансфокации вращается плавно, даже с небольшой инерцией, однако моторный привод зума тут, конечно, не повредил бы.
Прекрасно помню, как на презентации первой версии NEX-5 постоянно тыкал пальцами в экран — мозг просто отказывался осознавать, что в таком аппарате может не оказаться тачскрина. Теперь ситуация исправлена, и роскошный, почти мегапиксельный монитор с изменяемым углом наклона взял на себя львиную долю командных функций.
Интерфейс управления оформлен очень живописно: полноцветные иконки и полупрозрачные подложки радуют глаз, да и эргономика на высоте — проблем с попаданием пальцем в пиктограммы не возникает. Разумеется, теперь доступны и другие прелести сенсорного управления, например, указание объекта для следящего автофокуса. Единственное нарекание вызвало меню настройки: оно не разбито на подразделы, и чтобы добраться до нужной функции, иногда приходится подолгу прокручивать список. Зато камера просто напичкана полезной информацией, и при желании на экран можно вывести не только справку по конкретной функции, но и общее руководство по фотосъёмке.
Как и следовало ожидать, режим записи 1080/50р при битрейте 28 Мбит/с продемонстрировал отличную чёткость движущихся изображений. Особенно ярко его преимущества ощущаются на плазменной или высококлассной ЖК-панели. Отключив на телевизоре разного рода оптимизаторы движения, получаем не менее плавную, но абсолютно живую натуралистичную картинку.
Работа в условиях низкой освещённости оставила самое позитивное ощущение. Шум в тенях минимален, до ISO 800 в глаза он практически не бросается. Скорость автофокуса в сумерках, разумеется, падает, однако, потеряв в быстродействии, получаем выигрыш в надёжности — ошибки в наводке на резкость случаются нечасто. Впрочем, снимая видео, разумнее предпочесть вариант с установкой на штатив и ручным управлением — испорченный ролик выбрасывать куда обиднее, чем одно фото из десятка похожих.
В эксперименте со съёмкой зимнего пейзажа автоматика сделала картинку чуть более тёплой, чем та была на самом деле, зато характер изображения оказался наиболее близок к результатам работы профессиональных камер: в диапазон яркости без проблем вписались все элементы картинки, включая и практически белый снег, и самые глубокие тени. Детализация отличная, причём она удивительным образом сочетается с мягкостью и естественностью в передаче мелких деталей.
- Матрица Exmor APS HD CMOS, 16,1 Мегапикс.
- Объектив (сменный) Е 18 — 55/3,5 — 5,6
- Кратность зума (оптика/цифра) 3х/10х
- Карта памяти Memory Stick PRO Duo/SDHC/SDXC
- Made in Тайланд
- Цена (с объективом 3,5 — 5,6/18 — 55), руб. 27899
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Аппараты Sony NEX беззеркалками теперь можно называть лишь условно. Недавно был выпущен адаптер LA-EA2, позволяющий использовать вместе с ними объективы, разработанные для камер Alpha. Так вот, он оснащён полупрозрачным зеркалом и системой скоростной фазовой фокусировки, которую можно использовать, в том числе, и во время видеосъёмки.
ПОРАДОВАЛО
Фотографическая естественность видеокадров, отличная передача движения, впечатляющий диапазон фокусных расстояний ультразума, правильная и хорошо читаемая картинка на ЖК-экране, удобное сенсорное управление.
ОГОРЧИЛО
В специализированном объективе для видео моторный зум был бы не лишним. Если компактность и небольшой вес имеют принципиальное значение, в связке с NEX-5N лучше использовать «штатник» 18 — 55/3,5 — 5,6.
Фотокамеры, снимающие видео в Full HD