С ЦИФРОЙ ПО ЖИЗНИ
Ситуация на современном рынке Hi-Fi складывается парадоксальная — резко растёт количество меломанов, скачивающих музыку из Сети, а производители аппаратуры эту тенденцию почему-то игнорируют. Некоторые даже поговаривают о закате индустрии: дескать, там, где в ход идут компьютерные технологии, нам делать нечего. Налицо неудовлетворённый спрос, обостряющийся с каждым месяцем.
Именно с такого анализа началась конференция для дилеров и прессы, которую в начале ноября провела компания TRIA International, Ltd. Она была посвящена новому поколению компонентов NAD и PSB, созданных для качественного воспроизведения музыки с компьютеров, серверов, портативных плееров и смартфонов. Именно эти новинки, объединённые общей концепцией «Digital Music», и призваны заполнить образовавшийся разрыв между спросом и предложением.
Презентации провели Джон Бэнкс, директор по развитию бизнеса The Lenbrook Group (на фото слева), и Грэгори Стидсен, директор по разработке продуктов NAD.
К настоящему моменту компании NAD и PSB создали цифровую платформу, состоящую из трёх направлений — топовых компонентов Master Digital Suit с поддержкой формата 24/96, более доступной линейки Classic и принципиально новых устройств Viso, отличающихся многофункциональностью и привлекательным дизайном.
Первенцем серии Master стал прямой цифровой усилитель М2*, представленный в мае прошлого года. Теперь это уже полный комплект компонентов, из которых можно составить систему высшего класса. Сетевой проигрыватель M50 способен декодировать и воспроизводить аудиофайлы практически всех форматов, поддерживает протоколы Ethernet и Wi-Fi, оснащён встроенным CD/DVD-проигрывателем, а также интерфейсами HDMI и USB. Цифро-аналоговый преобразователь М51 формата 35 бит/844 кГц способен принимать по входу USB сигнал с разрешением до 24/192 и благодаря встроенному регулятору уровня может использоваться в качестве полноценного предусилителя. И наконец, в начале 2012 г. появится музыкальный сервер M52 — надёжное хранилище для музыкального контента высокого разрешения. У него три встроенных жёстких диска ёмкостью 1 Тб каждый, образующих массив RAID-5. Благодаря продвинутой системе охлаждения он работает совершенно бесшумно.
В серии Classic три новинки, сочетающие доступную цену с высоким качеством звучания. Модель C390DD позиционируется как интегральный усилитель мощностью 2 х 160 Вт со встроенным ЦАПом. В нём реализована технология Direct Digital (подробнее о ней см. ниже в интервью Грэга Стидсена) и благодаря модульной конструкции MDC предусмотрена возможность будущего апгрейда. Асинхронный USB-интерфейс позволяет принимать сигнал разрешением до 24/96. Ориентировочная цена C390DD в России — 80990 руб.
Беспроводной ЦАП DAC 1, также впервые представленный на конференции, предназначен для передачи музыки с компьютера на домашнюю Hi-Fi-систему без компрессии. В нём используется собственный беспроводной протокол, имеется приложение, позволяющее управлять воспроизведением музыки со смартфона. DAC 1 будет стоить около 10 тыс. руб.
Универсальный медиатюнер C446 отличается высоким качеством звучания при приёме интернет-радио и воспроизведении файлов с USB и различных сетевых устройств, включая PC и те, что под Apple iOS, сетевое хранилище NAS и смартфоны с ОС Android благодаря поддержке протоколов DLNA и UPnP. Связь может также осуществляться и беспроводным способом. Аппарат выходит на потоковые музыкальные сервисы, например Last.fm, и может принимать аудио в форматах FLAC, WMA, WAV, mp3 и AAC.
И наконец, направление Viso. Это совместное детище компаний NAD Electronics и PSB Speakers, входящих в канадскую корпорацию The Lenbrook Group. Пока оно представлено лишь одной концептуальной новинкой — музыкальной системой Viso1, предназначенной для воспроизведения музыки с iPod или любого другого цифрового источника с максимально высоким качеством. В этом изящном устройстве сочетается современный индустриальный дизайн с опытом инженеров PSB в области акустики и NAD — в конструировании электронных компонентов. В нём применена технология Direct Digital, протокол Bluetooth APTX и активные кроссоверы для разделения полос в акустической системе. Главная же инновация заключается в том, что мощный DSP выравнивает частотную характеристику тракта «усилитель — акустика», благодаря чему улучшилось воспроизведение баса и высоких частот. Ориентировочная цена Viso1 в России — порядка 22 тыс. руб. В скором времени семейство пополнится более компактными моделями Viso-M, Viso-S и Viso N/С.
Компания PSB Speakers выпустила новую серию полочных мониторов Imagine Mini. Они подойдут и для компактной стереосистемы, и для озвучивания тыловых каналов в домашнем кино. При создании Imagine Mini использовались решения и опыт, наработанный компанией при проектировании старших линеек Imagine и Synchrony. Обтекаемые корпуса обладают высокой жёсткостью и предусматривают пять вариантов внешней отделки. В скором времени появится и трёхполосная напольная модель Imagine T2, у которой корпус разделён на три независимых секции.
На конференции были представлены и головные телефоны PSB M4U 2 с системой активного шумоподавления и встроенным цифровым усилителем. При необходимости (например, посадке батарей) они легко переводятся в пассивный режим. Соединительный шнур может быть подключен как к правой, так и к левой чашке — для удобства и безопасности.
*http://www.salonav.com/arch/2010/05/046.htm.
После презентации мы попросили Грэга Стидсона уточнить кое-какие моменты. Всё-таки его должность — директор по планированию новых продуктов, а столь компетентные специалисты приезжают в Москву нечасто.
СAV: Грэг, кто придумал использовать сигнальный процессор для выравнивания АЧХ акустической системы в портативном устройстве? Я имею в виду Viso1.
G.S.: Идея принадлежит Полу Бартону, который провёл серию экспериментов с различными типами усилителей и акустических излучателей. Преимущество Viso1 в том, что это полностью цифровое устройство от входа до выхода, в котором аналоговый сигнал формируется непосредственно на клеммах громкоговорителей. Соответственно, мы можем вводить любые регулировки через DSP, сохраняя фазовое согласование каналов во всём диапазоне частот. Как вы видели на презентации, АЧХ системы абсолютно линейна от 50 до 20000 Гц, а этого не удалось достичь ни одному производителю подобных устройств. Другая особенность Viso1 такова, что в цепь общей обратной связи включены не только импульсные усилители, но также выходные фильтры и звуковые катушки громкоговорителей. За счёт этого удалось свести к минимуму все виды искажений и получить чистое насыщенное звучание на любой громкости. Коррекция осуществляется в реальном времени с периодичностью миллион раз в секунду.
СAV: Когда мы тестируем акустику, то проводим и измерения в своей лаборатории. Как правило, все новые модели PSB имеют заметный подъём на ВЧ, который, кстати, отмечают и наши эксперты-слухачи. Это сделано специально?
G.S.: Пол всегда стремится получить как можно более широкую диаграмму направленности, чтобы в реальном помещении, где звуковая картина складывается также из ранних отражений, АЧХ была как можно более линейной. При этом твитер действительно даёт подъём на ВЧ, но только в том случае, если акустическая система направлена непосредственно на слушателя. Мы же рекомендуем ставить их параллельно передней линии, чтобы угол излучения составлял 10 — 15 градусов в зависимости от того, насколько заглушена ваша комната. Всё это специально оговаривается в инструкции пользователя.
СAV: Это как-то связано с данными, полученными в ходе проекта Athena канадского Национального исследовательского совета? Известно, что Пол Бартон участвовал в экспериментах, в ходе которых пытались выяснить, как технические характеристики акустических систем влияют на субъективное восприятие звучания.
G.S.: Он не только участвовал, а был одним из организаторов этого проекта. Несколько групп слушателей, как опытных экспертов, так и совершенно неискушённых, вслепую оценивали звучание акустики разных производителей. Затем эти оценки сравнивались с результатами измерений, полученных в безэховой камере NRC. Одним из главных факторов, влияющих на восприятие звучания, оказалась именно дисперсия, т.е. линейность частотной характеристики при отклонениях от акустической оси. Дешёвая и простая акустика с хорошей дисперсией неизменно получала более высокие оценки, чем дорогая с узкой диаграммой направленности. Ещё один фактор — нелинейные искажения, к которым наше ухо очень чувствительно.
Все эти результаты Пол использует при проектировании акустики PSB. В частности, в модели Synchrony 1 искажения меньше 1%, а частотная характеристика ровная при отклонениях до 30 град. Это удалось получить за счёт расположения драйверов и особой схемы кроссоверов.
СAV: Кстати, о расположении драйверов. В новой модели Imagine T2 один из басовиков установлен очень низко, почти у самого пола. А это значит, что будут отражения, которых обычно стараются избежать…
G.S.: Это часть концепции — нижний драйвер фильтруется таким образом, что ранние отражения находятся за пределами его рабочего диапазона. Впервые такую конструкцию применил Рой Эллисон (Roy Allison), главный инженер Acoustic Research, а Пол Бартон её усовершенствовал.
СAV: Давайте поговорим о «цифровом» усилении. Многие компании отказались от класса D даже в многоканальных ресиверах, не говоря уже о Hi-Fi-компонентах. NAD же, наоборот, внедряет технологию Master Digital Suite. Вы знаете какой-то секрет?
G.S.: Секрет прост: в нашем тракте вообще нет аналоговых каскадов. Класс D — импульсная схема, в которой аналоговый сигнал превращается в ШИМ, затем усиливается по амплитуде и в выходных каскадах снова превращается в синус. В нашем же усилителе C390DD сигнал преобразуется сразу из PCM, с минимальными погрешностями, поэтому он и относится к классу Direct Digital. Принцип тот же, что и в Equibit (помните усилитель TacT Millenium?), но нам удалось сделать всё значительно проще и дешевле. И, главное, снизить уровень шумов импульсных схем до -90 дБ при 1 Вт, как у лучших усилителей класса А или АВ. Вы можете приложить ухо к твитеру акустической системы и вообще не услышите никакого шипения. Это даёт колоссальное звуковое разрешение с обилием деталей, инструменты словно возникают из абсолютно тёмного фона, а звуковая картина получается реально трёхмерной.
Кроме того, у цифровых усилителей есть ещё одна проблема — малая перегрузочная способность, что связано с особенностями построения питания. Мы решили её за счёт повышения разрядности сигнала до 35 бит и специального софта, отслеживающего отдаваемую в нагрузку мощность. На пиках выходные транзисторы могут работать на границе допустимых режимов, но никогда её не превысят.
СAV: Данные JFK, которые вы приводили на презентации, свидетельствуют о резком падении продаж CD и росте популярности LP. Как вы думаете, этот тренд распространится на ближайшие годы?
G.S.: Я думаю, что CD в опасности, будущего у этого формата нет. Но он сделал своё дело — дал мощный толчок развитию и усилителей, и акустики. Винил же при очевидных достоинствах имеет и массу недостатков, из-за которых проигрывает в качестве по сравнению с современными lossless-форматами. Я бы сравнил LP со старинным автомобилем — им приятно обладать, им можно бесконечно любоваться, но на современной трассе он создаёт слишком много проблем.
Главный недостаток цифрового аудио — недостаточная разрядность — преодолён, сейчас многие конверторы поддерживают разрешение 24/96 и даже 24/192, а при этом уже можно серьёзно упростить фильтры и избавиться от большинства артефактов цифрового звучания. Так что альтернативы Digital Audio я просто не вижу.