НАУКА И ЖИЗНЬ
При создании аудиотехники практикуются два подхода — инженерный и эмпирический. В первом случае разработчик старается достичь высоких технических характеристик, а во втором больше ориентируется на субъективную оценку звучания. И тот, и другой способ имеют серьёзные недостатки: идеальные параметры аппаратуры не всегда гарантируют выдающиеся музыкальные способности, а слуховое восприятие очень индивидуально — что понравится одному слушателю, может оказаться совершенно неприемлемым для другого.
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1 (134000 руб.)
- Интегральный усилитель Musical Fidelity M6i (113738 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
Возможен и такой вариант, когда оба метода работают вместе, и за каждый отвечает признанный эксперт в своей области. Австрийская компания AKG выпускает головные телефоны с 1959 года и имеет колоссальный опыт в создании моделей для профессионального применения. А для проектирования новой линейки бытовых наушников было решено пригласить Куинси Джонса, музыканта, продюсера и звукорежиссёра. В его честь все изделия получили в названии литеру «Q».
Q701 — верхняя модель в линейке — выглядит и изящно, и внушительно одновременно. Большие круглые чашки выполнены из ударопрочного поликарбоната. Оголовье представляет собой упругую стальную ленту, обшитую толстой кожей. К внутренней части подшита рифлёная эластичная подкладка, которая даёт и надёжный контакт с головой, и столь необходимую при длительной работе вентиляцию. Крепления амбушюров предусматривают регулировку по высоте и изменение угла установки. Мягкие валики по периметру обеспечивают герметичное прилегание чашек. Телефоны имеют открытую конструкцию, заднее излучение свободно передаётся наружу через тонкую сеточку. Соответственно, отсутствует и изоляция от внешних шумов, что вполне объяснимо — Q701 предназначены для комфортного прослушивания в мягком кресле, а вовсе не для улицы.
В качестве излучателя используется широкополосный электродинамический преобразователь с многослойной диафрагмой Varimotion, звуковой катушкой, намотанной плоским проводом, и мощной неодимовой магнитной системой. Он способен воспроизводить частоты от 10 Гц почти до 40 кГц, а таким диапазоном могут похвастаться очень немногие наушники в гораздо более высоком ценовом сегменте.
Сигнал подаётся через трёхконтактный разъём, сильно напоминающий миниатюрный студийный XLR с защёлкой. Шнуров в комплекте два — длиной 3 и 6 метров, оба из бескислородной меди. Переходник с 3,5-миллиметрового джека на 6,3-миллиметровый тоже профессиональный, с резьбой.
Наушники выпускаются в трёх цветовых вариантах — чёрном, белом и кислотно-зелёном. Упаковываются они в коробку с прозрачным окошком.
На голове Q701 сидят удобно, фиксация чёткая — без слабины или излишнего давления на голову. Масса тоже оптимальна, слушать музыку можно долго без неприятных тактильных ощущений. Немного непривычно то, что внешние шумы не приглушены, да и сами наушники играют на всю комнату.
Куинси Джонс как-то сказал про AKG Q701: «Это единственные наушники, в которых я услышал именно то звучание, которого мы добивались при записи композиций «Billie Jean», «Thriller» и «Give Me The Night».
Мне тоже захотелось услышать это звучание, поэтому и начал прослушивание с «Триллера» [1]. Первое, на что обращаешь внимание — построение пространственной картины. Она широкая и не сосредоточена внутри головы, присутствует чёткое ощущение объёма, фиксируется даже мнимое расстояние до источников звука. Фонограмма буквально дышит, в ней много воздуха, хотя иногда подчёркиваются типичные артефакты цифровой обработки — не слишком естественные реверберации, отрыв сибилянтов. Но это, как вы понимаете, проблема не столько наушников, сколько самой записи. Тональный баланс ровный, особенно в голосовой части диапазона, где не чувствуется ни малейшей окраски. Верхний регистр изобилует подробностями, бас глубокий и точный, динамика мощная и резкая. По звуковому разрешению Q701 субъективно лишь немного уступают Sennheiser HD800, а по «мясистости» удара даже превосходят их.
В аудиофильских записях братьев Чески, сделанных на оборудовании custom made [2], уже не чувствуется привычной стерильности, наушники даже слегка оживляют звуковую картину. Прекрасно передаётся атмосфера студии, едва заметные нюансы буквально на пороге слышимости, легко представить себе даже объём помещения. Звучание лёгкое и одновременно плотное, насыщенное. Q701 сочетают точность и беспристрастность профессиональных мониторов с редкой музыкальностью — даже архивные фонограммы при ограниченном частотном диапазоне [3] не теряют первозданного шарма. Неизбежные артефакты незаметно отходят на второй план, и даже самые нервные композиции Колтрейна передаются без агрессии, точно и бережно.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Michael Jackson, «Thriller». Epic Records, 1982
- «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006
- John Coltrane, «Giant Steps». Atlantic. Запись 1959 г., переизданная в 1998-м на CD
Сухие цифры
- Производитель AKG Acoustics GMBH
- Made in China
- www.akg.com
- Тип преобразователя динамический
- Конструкция открытая
- Сопротивление, Ом 62
- Максимальная подводимая мощность, мВт 200
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 10 — 39800
- Чувствительность, дБ (при 1 мВт) 105
- Масса (без кабеля), г 235
- Цена, руб. 16890
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
QUINCY JONES
Творческая биография Куинси Джонса (Quincy Delightt Jones, Jr., род. 14 марта 1933 г.) настолько обширна и многогранна, что целиком займёт несколько номеров журнала. Американский музыкант, композитор, аранжировщик, продюсер, дирижёр, обладатель 27 наград «Грэмми», в т.ч. престижнейшей Grammy Legend Award, полученной в 1991 г.
Всемирную известность приобрёл после того, как спродюсированный им «Thriller» Майкла Джексона стал самым продаваемым альбомом всех времён (110 млн. копий по всему миру). Он также дирижировал при исполнении эпической композиции «We Are the World», записанной в рамках благотворительного проекта USA for Africa в 1985 г.
К настоящему времени в активе музыканта 16 студийных альбомов, три концертных, четыре сборника и 24 саундтрека к фильмам известнейших режиссёров.
Как человек с безукоризненным слухом и колоссальным опытом звукорежиссуры, Куинси Джонс был приглашён компанией Harman International в качестве консультанта и эндорсера для создания и последующего продвижения новой линейки головных телефонов.