7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра, если таковые имеются. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Спектр гармоник, как всегда, снимался на мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений).
Интегральные стереоусилители 43000 — 67000 руб.
- Atoll IN 100 SE 51523 руб.
- Audio Analogue Verdi Settanta Rev.2.0 67000 руб.
- Creek Evolution 5350 43000 руб.
- Denon PMA-1510 46900 руб.
- Exposure 3010 S2 56866 руб.
- Hegel H70 60000 руб.
- Magnat MA 800 54000 руб.
- Marantz PM-KI Pearl Lite 51351 руб.
- Musical Fidelity M3i 56396 руб.
- 7 раз отмерь
Зависимость КНИ от выходной мощности
Atoll IN 100SE
У этого усилителя довольно высокий уровень искажений, особенно на малой громкости — около 0,8% на 8 Ом и 1% на 4 Ом при отдаваемой мощности 0,01 — 2 Вт. Минимум наблюдается, соответственно, на 40 и 75 Вт, а затем искажения снова растут и достигают значения 1% при 85 и 165 Вт. Таким образом, при снижении импеданса нагрузки в два раза мощность удваивается, что говорит о грамотной организации питания и способности работать с низкоомной акустикой.
Спектр искажений Atoll IN 100SE
Картина, показанная на графике, получена при мощности 8,5 Вт. В спектре видны все гармоники, вплоть до 10-й, а соотношения амплитуд чётных и нечётных составляющих характерны для двухтактного усилителя. Столь богатый гармонический ряд может придать звучанию «ламповую» теплоту. Отсутствие же продуктов самых высоких порядков сулит чистый верхний диапазон, без явной «транзисторной» окраски.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Audio Analogue Verdi Settanta Rev.2.0
Усилитель отличается низким уровнем искажений при мощностях, наиболее актуальных в домашних условиях. От 0,5 до 10 Вт КНИ плавно растёт от 0,008 до 0,1 % на 8-омной нагрузке и, что самое интересное, при уменьшении её вдвое искажения тоже падают, хотя, по идее, должны расти (красная кривая). Соответственно, этому усилителю лучше подойдёт 4-омная акустика. В этом случае максимальная мощность составит 116 Вт, а на 8 Ом она снизится до 72 Вт. Эти значения вполне соответствуют заявленным.
Спектр искажений
Audio Analogue Verdi Settanta Rev.2.0
Очень неплохой результат, особенно если учесть, что измерения проводились на 8 Вт, т.е. мощности, при которой мы обычно слушаем музыку. Составляющие высоких порядков отсутствуют, в спектре видны лишь 2-я, 3-я и 4-я гармоники. Правда, имеется интермодуляция, вызванная повышенным фоном (пики на 100, 200 и 300 Гц), но на слух она заметна не будет. Звучание может показаться несколько холодным, но с чистотой верхнего диапазона и разрешением проблем не возникнет.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Creek Evolution 5350
Уровень искажений чрезвычайно мал, в диапазоне мощностей 0,5 — 20 Вт он почти не зависит от сопротивления нагрузки и меняется в пределах 0,004 — 0,006%. На 8-омном эквиваленте клиппинг начинается при 85 Вт, а на 4-омном — при 150. Прирост мощности почти в 1,8 раза свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя, благодаря чему он прекрасно сработается даже с акустикой, имеющей провалы импеданса.
Спектр искажений Creek Evolution 5350
Как и должно быть в правильно сбалансированном двухтактном усилителе, чётные гармоники полностью подавлены, а суммарный КНИ получился исключительно за счёт 3-й и 5-й. Составляющие более высоких порядков полностью отсутствуют, так что т.н. феномен «транзисторного звучания» здесь маловероятен. Фона и сопутствующей ему интермодуляции также нет.
Частотная характеристика Denon PMA-1510
Тембр в этой модели регулируется в пределах +10/-11 дБ в диапазоне 10 — 70 Гц и +8/ -10,5 дБ выше 5 кГц. Этого более чем достаточно для компенсации нелинейности любой акустики. В режиме Source Direct АЧХ усилителя абсолютно линейна.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Denon PMA-1510
Уровень искажений минимален в самой востребованной области (0,5 — 20 Вт), где он не превышает 0,006% на 8 Ом и 0,012% на 4 Ом. Максимальная выходная мощность, соответственно, 85 и 170 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она во столько же раз увеличивается. Мощный силовой трансформатор и большая ёмкость конденсаторов фильтра — залог динамичного звучания при работе с любой акустикой.
Спектр искажений Denon PMA-1510
Общий коэффициент искажений порядка 0,005% при выходной мощности 8,5 Вт получен в основном за счёт 2-й и 4-й гармоник. Чётные составляющие, считающиеся наиболее благозвучными, доминируют, шлейф более высоких порядков отсутствует. Звучание усилителя может быть очень приятным, но не исключено, что музыкальный акцент сместится на некоторые инструменты, в частности, деревянные духовые.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Exposure 3010 S2
Классическая картина для усиления в классе AB с высокими искажениями на мизерных мощностях с последующим спадом до минимального значения. И минимум этот наблюдается на 7 Вт при 8 Ом и на 12 Вт при 4 Ом при уровнях 0,006% и 0,07% соответственно. Переход с 8-омной нагрузки на 4-омную не сопровождается серьёзным ростом искажений, так что этот усилитель способен работать с любой акустикой. Отдаваемая же мощность при этом увеличивается почти вдвое — с 110 до 190 Вт. Это значит, что Exposure 3110 S2 имеет грамотно спроектированный источник питания.
Спектр искажений Exposure 3010 S2
При 11 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом КНИ получился 0,0055%, причём исключительно за счет 2-й, 3-й и 4-й гармоник. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» здесь, скорее всего, не будет. Но в целом картина нетипична для двухтактного усилителя — уровень чётных гармоник намного выше нечётных. Так в последнее время делают всё чаще, чтобы добиться более тёплого звучания.
Зависимость КНИ от выходной мощности Hegel H70
Очевидно, что выходные каскады работают в классе AB — при увеличении мощности искажения сначала падают, затем снова начинают расти. Их уровень очень незначительно зависит от сопротивления акустики. Минимум (0,009 и 0,013%) наблюдается на 4 Вт при 8 Ом и на 9-ти при 4-х. При уменьшении нагрузки вдвое выигрыш по мощности получается более 70% (72 и 125 Вт соответственно), что можно считать очень неплохим результатом.
Спектр искажений Hegel H70
Общий коэффициент искажений порядка 0,007% при выходной мощности 7 Вт получен исключительно за счёт трёх первых гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют более высокую амплитуду, гармоники более высоких порядков отсутствуют вообще. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и аналитичным оно не покажется благодаря доминированию 2-й гармоники.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Magnat MA800
Довольно необычная картина для балансного транзисторного усилителя — как правило, так ведут себя ламповые однотактники. Искажения линейно растут от минимального значения до максимума и практически не зависят от выходной мощности вплоть до 50 Вт. В самом актуальном диапазоне 1 — 20 Вт их уровень не превышает 0,2 — 0,05%, что можно считать неплохим результатом, поскольку характер звучания усилителя не будет зависеть от сопротивления акустики. Максимальная выходная мощность — 60 и 100 Вт, т.е. при переходе с 8 на 4 Ом она увеличивается почти в 1,7 раза.
Спектр искажений Magnat MA800
И здесь мы видим классический ламповый однотактник, хотя столь короткий шлейф гармоник и на лампах получить крайне сложно. Доминирует вторая составляющая, третья едва заметна, остальные и вовсе теряются на фоне шумов. Не исключено, что звучание покажется чересчур тёплым, а некоторые инструменты будут выделяться из общего строя. При этом за чистый верхний диапазон и высокое разрешение можно ручаться.
Частотная характеристика
Marantz PM-KI Pearl Lite
Трёхполосный темброблок в этой модели явно сделан по мотивам топового хай-фая 70-х годов. Коррекция в меру глубокая и довольно узкая: тембр по НЧ можно менять в пределах ±8 дБ на 50 Гц, а по ВЧ — от +8,5 до -9 дБ на 15 кГц. Регулятор средних частот эффективно работает в диапазоне 200 до 4000 Гц при глубине ±6,5 дБ. При отключении темброблока тракт линеен, при установке регуляторов в среднее положение имеется незначительный (-1 дБ) спад на 10 Гц.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Marantz PM-KI Pearl Lite
Усилитель отличается рекордно низким уровнем искажений, который при мощности от 0 до 10 Вт независимо от сопротивления нагрузки не превышает 0,006%. Затем КНИ начинает плавно расти вплоть до номинального значения. Такая картина характерна для выходных каскадов, работающих в классе АВ. На 8-омной нагрузке максимальная мощность составила 88 Вт, а на 4-омной она возрастает до 150. Эти данные вполне соответствуют заявленным.
Спектр искажений Marantz PM-KI Pearl Lite
Такому результату позавидует любой разработчик усилителей — при мощности 10 Вт в спектре почти не видно гармоник, 2-я и 3-я лишь слегка превышают уровень шумов. С инженерной точки зрения это идеальный усилитель, но не будет ли он слишком нейтральным и бесстрастным? Так или иначе, за чистоту ВЧ-диапазона можно не опасаться, эффект транзисторного звучания здесь маловероятен.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Musical Fidelity M3i
От 0 и до 20 Вт уровень искажений очень низок, особенно на 8-омном эквиваленте — в среднем он не превышает 0,005%. При уменьшении сопротивления вдвое КНИ увеличивается во столько же раз, а максимальная выходная мощность — с 78 до 110 Вт, т.е. примерно в 1,4 раза. Для этого усилителя можно рекомендовать акустику сопротивлением 8 Ом, желательно без резких провалов импеданса.
Спектр искажений Musical Fidelity M3i
Очень похожую картину мы наблюдали у Magnat, но здесь спектр ещё чище — кроме 2-й гармоники в нём вообще ничего нет. Каким средствами добиваются таких характеристик в двухтактных транзисторных усилителях, остаётся только гадать. Но факт остаётся фактом — инженеры научились моделировать «ламповый» тембр, наиболее комфортный для нашего уха. Сохранив при этом все преимущества транзисторной схемотехники — высокую мощность и широкий частотный диапазон.
МАРКА | Atoll IN 100 SE | Audio Analogue Verdi Settanta Rev.2.0 | Creek Evolution 5350 | Denon PMA-1510 | Exposure 3010 S2 | Hegel H70 | Magnat MA 800 | Marantz PM-KI Pearl Lite | Musical Fidelity M3i |
Частотный диапазон, Гц | 5 — 100000 | 15 — 100000 | 1- 50000 | 20 — 20000 | 20 — 20000 | 1 — 100000 | 5 — 100000 | 5 — 100000 | 10 — 20000 |
По уровню, дБ | Н.д. | 0/-3 | 0/-1 | Н.д. | 0,5 | Н.д. | -3 | -3 | Н.д. |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | 140/100 | 100/70 | 200/120 | 140/70 | Н.д./110 | Н.д./70 | 110/75 | 100/70 | Н.д./76 |
При искажениях, % | Н.д. | Н.д. | < 0,02 | 0,07 | <0.03 | 0,005 | <1,0 | 0,02 | 0,014 |
Отношение С/Ш , дБ | 100 | 104 | >90 | 108 | >100 | 100 | 110 | 106 | >96 |
Отношение С/Ш (Phono), дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 89 | Н.д. | Н.д. | 88 | 87 | Н.д. |
Сопротивление по линейным входам, кОм | 47 | 40 | 47 | 47 | 17 | Н.д. | 100 | 47 | 40 |
Демпинг-фактор, ед. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | >1000 | Н.д. | 100 | 36 |
Вход Phono | опция | MM/MC | опция | MM/MC | опция | Нет | MM/MC | MM | Нет |
Линейные входы | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 3 + XLR | 4 | 6 | 6 |
Цифровые входы | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | 1 + USB | Нет | Нет | Нет |
Выходы на запись | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | Нет | 1 | 2 | 1 |
Выходы с предварительной секции | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да |
Вход Main in | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да |
Вход для головных телефонов | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Нет |
Дистанционное управление | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Потребляемая мощность, Вт | Н.д. | Н.д. | 500 | 285 | 250 | Н.д. | 250 | 200 | 320 |
Габариты, мм | 440 x 90 x 270 | 445 x 85 x 405 | 430 x 90 x 340 | 434 x 134 x 410 | 115 x 440 x 300 | 80 х 430 х 415 | 430 х 125 х 330 | 440 x 379 x 129 | 440 х 100 х 400 |
Масса, кг | 10,0 | 10,9 | 10,5 | 15.5 | 12,0 | 12,0 | 11,0 | 12,0 | 9,2 |
Цена, руб. | 51523 | 67000 | 43000 | 39990 | 56866 | 60000 | 54000 | 51351 | 56396 |