В СТРАНЕ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА
Население Дании составляет пять с половиной миллионов — половина Москвы, однако в этой маленькой стране на удивление высока концентрация именитых электроакустических компаний. Кстати, именно датчанин Эрстед открыл в XIX веке электромагнетизм, а его соотечественник Петер Йенсен в 1915 году создал конструкцию динамической головки, которая принципиально не изменилась и по сей день. Чтобы поближе познакомиться с технически продвинутой нацией, я отправился на север датского королевства, в гости к создателям колонок DALI.
«Мы — наивные люди, и занимаемся исключительно тем, во что верим», — именно так генеральный директор DALI Ларс Ворре (Lars Worre) прокомментировал жизненное кредо своих сотрудников. Спорить с этим сложно, особенно имея в виду, что из пятерых, управляющих в данный момент компанией, четверо — профессиональные инженеры, а сам Ларс не только топ-менеджер, но и ведущий акустик, много лет назад начинавший работу в DALI рядовым разработчиком.
Кстати, если кто не знает, название компании — это аббревиатура, олицетворяющая главные корпоративные ценности: Danish Audiophile Loudspeaker Industry, по-русски говоря, датская аудиофильская колоночная индустрия. Каждое из этих слов весомо и незаменимо — датские адепты правильного звука делают исключительно высококлассные акустические системы, занимаются этим у себя на родине, и дилетантской гаражной романтике предпочитают чётко налаженное промышленное производство.
В DALI твёрдо придерживаются позиции, что не стоит распылять силы и тратить время на создание техники, в устройстве которой разработчики не ощущают себя абсолютными гуру. Именно поэтому не приходится ожидать появления усилителей или источников под маркой DALI — весь интеллектуальный потенциал компании нацелен исключительно на акустику. Неудивительно, что на колоночном фронте успехи датчан по-настоящему впечатляют. К примеру, в прошлом году компания изготовила 150 тысяч АС — на 6 процентов больше, чем годом ранее, и это притом что в целом по индустрии роста продаж не было зафиксировано вообще.
Сейчас DALI экспортирует колонки в 65 стран мира, и в десяти из них входит в первую пятёрку поставщиков серьёзной акустики. Офисы продаж работают в Великобритании и США, а недавно было решено вплотную заняться азиатским рынком — в Китае открылись торговое представительство и небольшой завод, производящий колонки начальных моделей. Кстати, по словам Ларса, эффект от «китайской кампании» превзошёл все ожидания, теперь здесь пользуются успехом и дорогие датские системы, а общие продажи заметно превышают объёмы местного производства. Разумеется, все без исключения корпуса, кроссоверы и динамики по-прежнему разрабатываются в Скандинавии — таким образом претворяется в жизнь установка, согласно которой все модели DALI независимо от положения в каталоге должны выдавать лучший в своём классе саунд.
Надо сказать, что здоровый датский консерватизм и нежелание заниматься малознакомой аппаратурой не имеют ничего общего с неповоротливостью и застоем. Живой пример: буквально пару месяцев назад обновилась дизайнерская серия Fazon, в которую до недавнего времени входили только небольшие сателлиты и «центр». От родственников новая F5 отличаются разительно — это 2,5-полосная напольная акустика, обтекаемый корпус которой отлит под давлением из алюминия и может быть окрашен в чёрный, белый или красный цвета. Дизайнерская внешность, что называется, налицо, однако разработчики приложили максимум усилий, чтобы F5 не только украшали собой интерьер, но и как следует играли музыку. Если конкретно, то звуковым эталоном для них послужили Mentor, между прочим, четвёртая по старшинству из девяти колоночных серий DALI.
Чтобы получить достойный саунд, в металлическом корпусе смонтировали два высококлассных 5-дюймовых низкочастотника с мощными ферритовыми магнитами и медными колпачками на керне — кольцами Фарадея, выравнивающими импеданс звуковой катушки на разных частотах.
Твитер тоже купольный, однако диаметр его сверхлёгкой мембраны увеличен со стандартных 25,4 до 28 мм, а массивное алюминиевое основание пищалки расположено максимально близко к СЧ-головке, за счёт чего удалось получить точное фазовое согласование динамиков. В итоге при довольно скромных для напольников размерах (высота 92 см, ширина панели 28 см) F5 может похвастать частотным диапазоном 49 — 23000 Гц (±3 дБ) при чувствительности 87,5 дБ.
Совсем недавно в производство была запущена и совершенно новая линейка Zensor, в которую вошли две модели напольников, компактные полочники и АС центрального канала. «Цензоры» — двухполосная акустика начального ценового уровня, однако в их конструкции применяется масса технических решений, придуманных для куда более высокопоставленных колонок. Начать с того, что диффузоры низкочастотников калибром 5 1/4 или 7 дюймов выполнены из фирменного материала — бумаги, армированной волокнами еловой древесины и покрытой тонкой полимерной пленкой. Точный состав этого композита содержится в глубокой тайне, ведь чтобы подобрать нужное сочетание акустических свойств, инженеры перепробовали 630 различных материалов и их комбинаций.
Тончайший мягкий купол твитера с удельным весом 0,00006 г/мм2 тщательно задемпфирован, так что разрешение на высоких частотах у Zensor для своего класса действительно выдающееся — говорю об этом уверенно, поскольку Ларс Меллер, отвечающий за поставки DALI на российский рынок, устроил для гостей фабрики отличное прослушивание.
Конструкцию «Цензоров» необходимо было вписать в достаточно жёсткие ценовые рамки, конечно же, не предусматривающие дорогих изысков вроде ленточного высокочастотника, ставшего символом верхнего эшелона акустики DALI, однако и качество отделки, и звучание новой линейки откровенно порадовали. Что же касается не слишком жизнерадостного названия, то тут имеет место лингвистический казус: оказывается, никакого негативного подтекста в слове «цензор» скандинавы не ощущают, для них оно означает просто редактора, помогающего творческой личности подготовить произведение к выходу в широкие массы.
Если же говорить о планах на будущее, то в ближайшей перспективе нас ожидает ещё одно пополнение линейки Fazon, информация о котором пока не разглашается. Кроме того, планируется серьёзно обновить вторую по старшинству линейку Euphonia, а вот производство аудиофильских монстров Megaline в ближайшие несколько месяцев будет прекращено — эти легендарные колонки выпускались почти 20 лет, и теперь им на смену придет принципиально новая акустика высшего класса.
А ещё Ларс Меллер проговорился, что инженеры DALI совместно с коллегами из крупнейшей в мире датской компании по выпуску водяных насосов запатентовали и теперь доводят до промышленного уровня технологию производства сверхмощных магнитов, которая сулит появление динамиков с такими характеристиками, которые сегодняшним системам на базе редкоземельных металлов даже не снились.
Ларс Ворре: «Чем выше частота дискретизации, тем лучше звук. Не верю, что кто-то слышит 25 кГц, но уменьшение фазовых и временных искажений не заметить трудно»
Алюминиевый корпус Fazon F5 без проблем выдерживает вес тяжелого внедорожника
Динамик нового «Фазона» в разрезе. Хорошо видны длинная звуковая катушка и медное кольцо Фарадея
Динамик высшего класса для ограниченной партии колонок Mentor Limited Edition
Хитрая конструкция терминалов Fazon позволяет полностью скрыть акустический кабель в напольном покрытии
Чтобы не создавать лишних преград движению воздуха, диаметр отверстия под низкочастотник превосходит даже крепёжные размеры динамика
В камере для стресс-теста создаются экстремальные перепады температуры и влажности. Если акустика выбралась из неё живой, к её надёжности вопросов уже не будет
Все производители контролируют параметры своих АС с помощью сверхточных измерительных микрофонов. Ну а их в свою очередь калибруют с помощью этого изготовленного на DALI эталонного источника звука
Безэховая камера для оперативного контроля АЧХ, на ней проходят проверку все собранные АС
Пары акустических систем всегда производятся одним мастером, интервал между сборкой правой и левой колонок не может превышать 30 минут
Хранилище рефренсных образцов колонок. Ларс Меллер демонстрирует одну из трёх секций акустики Megaline — самого совершенного детища DALI
Эти колонки никто никогда не услышит — они бракованные и скоро пойдут под пресс. Столько дефектных напольников набрали из 18 морских контейнеров, то есть брак составляет 0,07% — это рекордно низкий показатель
Заполненный склад для компании означает лишние расходы, зато дилерам не придётся ждать, пока заказанные колонки будут изготовлены
Семейство напольников DALI в полном составе
С самого рождения колонки ощущают заботу женских рук — мужчины к сборке не допускаются принципиально
Кроссоверы для новых «Фазонов» собираются вручную. Монтаж — навесной, две из трёх индуктивностей с воздушным сердечником
Корпуса акустики Helicon изготавливаются из дерева и покрываются четырьмя слоями настоящего рояльного лака
На базе линейки Zensor можно построить домашний кинотеатр любой конфигурации. В скором времени колонки будут доступны не только в чёрном, но и в белом исполнении