ЭВОЛЮЦИЯ ОБЪЁМА
Появление телевизоров Cinema 3D взбудоражило и без того неспокойную обстановку в лагере 3D-телевизоров. LG предложила принципиально новый способ создания объёмной картинки, который в теории позволяет избавиться от проблем, считающихся ахиллесовой пятой аппаратуры с активными затворными очками. Звучит заманчиво, однако заявления в рекламных буклетах это одно, а реальное изображение на экране — совсем другое, так что проверить теорию практикой не помешает.
СИЛА ПРОСТОТЫ
Прежде чем переходить к знакомству с нашим испытуемым, вкратце остановимся на особенностях новой технологии. Самое серьёзное достижение 3D-панелей на базе активных очков с ЖК-затворами в том, что на данный момент они сумели захватить практически весь рынок и даже начали приучать зрителей к мысли, что сидеть всей семьёй на диване в больших тёмных очках на батарейках — дело житейское и ничего странного тут нет. Между тем многие киноманы ругают затворные очки за изрядный вес, высокую цену и неприятное мерцание, особенно заметное при попадании в поле зрения источников света.
Оптика Cinema 3D от всех вышеперечисленных недостатков свободна, поскольку два поляризационных светофильтра в пластиковой оправе весят меньше обычных солнечных очков, стоят, как ведёрко попкорна, и никогда полностью не перекрывают поступление света к глазам зрителя. Собственно, в кинотеатрах подобная система создания объёма начала применяться ещё несколько лет назад, разработала её калифорнийская компания RealD.
Впрочем, в телевизионной реализации пассивного 3D есть свои тонкости. Для получения объёмной картинки на ЖК-матрицу наносится полимерная плёнка, по-разному поляризующая световые волны от чётных и нечётных строк изображения, предназначенных, соответственно, для левого и правого глаз. LG называет данную технологию FPR (Film-type Patterned Retarder — плёночный трафаретный распределитель).
ТОНКИЙ ЭСТЕТ
55LW650S — самый продвинутый аппарат из всей линейки LG Cinema 3D, которая в данный момент насчитывает уже более десятка моделей. Оформлен он в полном соответствии со статусом: 3 сантиметра толщины при 55 дюймах диагонали — это впечатляет. Особенно если учесть, что передняя панель окантована тонким прозрачным профилем, из-за чего корпус кажется почти двухмерным. Экран полуматовый, что просто замечательно: картинка выглядит достаточно резко и контрастно, однако блики от лампочек и окон в глаза не бросаются. Рамка — чёрный полированный пластик, в правом нижнем углу имеется сенсорная зона управления: стоит дотронуться, и вокруг значков появляется мягкое синее сияние.
В меру футуристичный дизайн оставляет приятное впечатление, хотя экстраординарным его, пожалуй, не назовёшь. Ничего плохого в этом нет, в конце концов, не у всех же комнаты оформлены исключительно стеклом и сталью. К тому же чёрная рамка повышает субъективный контраст изображения — для аппарата со словом «Cinema» в названии момент немаловажный.
Задняя панель отштампована из металла и несет весь джентльменский набор: четыре порта HDMI, оптический выход звука, Ethernet, а также аналоговые коннекторы, требующие переходников. Но, несмотря на осиную талию, тут нашлось место и для старых добрых «тюльпанов» — трогательная забота о любителях винтажных компонентов. Коннекторов USB два, что говорит об отсутствии встроенного Wi-Fi-адаптера. Нежелание разработчиков устанавливать его объясняется не экономией, а тем, что встроенный радиопередатчик гарантирует лишние проблемы с получением лицензий и сертификатов.
Пультов к 55LW650S прилагается два. Первый — классический, он интересен оранжевой подсветкой, удобной выемкой под указательный палец и отсутствием кнопки «Меню». Последнее обстоятельство расстраивает, ведь чтобы добраться до настроек изображения, приходится каждый раз пробираться сквозь развесистую структуру экранного интерфейса. Зато второй пульт, наоборот — мечта лентяя: нажимать почти ничего не надо, достаточно просто размахивать им в воздухе. Эдакая трёхмерная мышка, особенно удобная для интернет-навигации.
Кстати, телевизоры Cinema 3D поддерживают все функции платформы LG Smart TV, так что с общением в социальных сетях, посещением мультимедийных порталов, чтением новостей и забавой многочисленными игрушками у зрителей проблем не будет.
ВЕРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Внимательно отсмотрев весьма непростые для ЖК-панелей фрагменты бёртоновской «Алисы в стране чудес» (в двухмерном варианте), я понял, что слово «Cinema» в названии линейки на первом месте фигурирует совсем не случайно. Даже с настройками по умолчанию картинка оказалась по-хорошему мягкой (но ни в коем случае не ватной!), с плавными тональными переходами и достаточно глубокими тенями. Измеренный уровень чёрного 0,24 кд — средний результат для панелей с краевой подсветкой. К слову, с хорошим источником и качественным шнуром HDMI ни малейших намёков на шумы даже в самых «тёмных углах» не наблюдается. Единственное, что нужно сделать сразу — выключить режим экономии энергии, поскольку заниженная контрастность и самопроизвольно меняющаяся яркость настоящих киноманов, скорее всего, не порадуют.
Испытательные таблицы показали равномерность и нейтральность переходов от белого к чёрному и отличную, по понятиям ЖК-панелей, точность цветопередачи. Особенно порадовали корректные переходы между пастельными и насыщенными красно-розовыми тонами — столь любимые режиссёрами закатные пейзажи телевизор показывает так, будто он там был.
Разрешение на статической картинке составило порядка 890 линий, в динамике оно, разумеется, падает, но совсем незначительно. За правильную передачу движения здесь отвечает система TruMotion, повышающая частоту кадровой развёртки до 200 Гц. Со своей работой она справляется очень неплохо, единственное нарекание — лёгкое двоение контрастных границ движущихся объектов, рассмотреть которое на реальной картинке можно только при очень большом желании.
3D БЕЗ БАТАРЕЕК
Извлекаю из матерчатого мешочка очки — модель 55LW650S комплектуется двумя парами — и мысленно поздравляю дизайнеров с новым источником заработка. Не сомневаюсь, что если пассивное 3D пойдет в массы, то очень скоро нас ждут модные солнечные очки с поддержкой объёмного телевидения. Ничего сложного в интеграции поляризаторов в бытовую оптику нет, более того, Polaroid занималась этим, когда ни о каком 3D ещё никто и слыхом не слыхивал.
Однако вернёмся в суровую реальность. В ней очки Cinema 3D отлиты из незатейливого пластика, весят всего 16 г и не содержат никаких электронных компонентов. На носу сидят легко и комфортно, но для детей явно потребуется размерчик поменьше.
После просмотра трёхмерного релиза «Как приручить дракона» становится понятно, что у затворной 3D-технологии действительно появился очень серьёзный и зубастый конкурент.
Во-первых, объёмная картинка на редкость стабильна, ведь в любой момент оба глаза зрителя открыты, а ощутить смену кадров при 200-герцовой развёртке практически невозможно. Ещё один козырь Cinema 3D — умеренные потери светового потока за счёт большей (процентов на 10 — 20) прозрачности поляризаторов в сравнении с ЖК-затворами и опять же, из-за восприятия картинки сразу двумя глазами. Чтобы сделать изображение ещё светлее, на экран наклеена плёнка 3D Light Boost которая, судя по всему, должна компенсировать потери света от другого покрытия — поляризационного.
В итоге динамический диапазон яркости получается достаточно широким, а значит, картинка выглядит заметно живее, чем у многих активных 3D-панелей. С углами обзора особых проблем нет, как и с положением головы зрителя относительно горизонта: поляризация фильтров в очках и на экране круговая, так что для наслаждения виртуальными объёмами вовсе не обязательно сидеть перед экраном строго вертикально, тем более что риск потери очками управляющего сигнала отсутствует в принципе.
В свете всего вышесказанного может возникнуть ощущение, что 55LW650S — чуть ли не идеал 3D-телевизора, однако, как гласит один из пунктов закона Мёрфи, «если вам кажется, что всё идет хорошо, значит, вы просто чего-то не заметили». Недостатков у Cinema 3D совсем немного, но не увидеть их, к сожалению, довольно трудно. Самое слабое место новой технологии — вертикальное разрешение картинки, для каждого глаза заниженное вдвое относительно стандартных 1080 строк. В результате на границах трёхмерных объектов временами появляются характерные «лесенки».
Что касается ещё одной типичной 3D-проблемы — разрушения объёмного эффекта при быстром движении, то тут новая технология, похоже, чуда не сотворила — как и в случае с затворными очками, на экстремально динамичных сценах трёхмерные персонажи иногда изрядно смазываются.
Зато про опасность появления Cross Talk, то есть двоения объёмных предметов, я в какой-то момент просто забыл. Видимо, проблема взаимопроникновения кадров, предназначенных для разных глаз, в Cinema 3D решена радикально.
Да, интересный момент — если трёхмерное видео на экране «активного» телевизора без очков смотреть практически невозможно, то у новой технологии с этим попроще. Картинка, разумеется, будет плоской, со ступенчатыми контурами объёмных объектов, но воспринимается она гораздо легче, чем пары двоящихся силуэтов.
И СНОВА — БОРЬБА ТЕХНОЛОГИЙ
Итак, дебют технологии Cinema 3D состоялся, и получился он на удивление громким и эффектным. Но означает ли это, что системы с активными очками начнут резко терять позиции? Не думаю. Во-первых, сравнения двух конкурирующих систем обычно не выходят за рамки жидкокристаллических матриц, а ведь существует ещё и плазма с её гораздо более высоким быстродействием и прочими преимуществами. Ну а во-вторых, активные технологии тоже не стоят на месте, например, совершенствуются алгоритмы смены кадров, да и частоты кадровой развертки постоянно увеличиваются, а очки становятся легче и компактнее.
Очень похоже, что ситуация с 3D-телевизорами усложняется, и их выбор в ближайшее время окажется делом крайне непростым. С другой стороны, отрадно, что процесс явно идёт в нужную сторону. Судите сами: едва первое поколение 3D-аппаратуры успело смениться вторым, а разработчики уже нашли эффективный способ борьбы с одними из самых проблемных моментов домашней трёхмерки — двоением объёмных образов и мерцанием изображения. Правда, взамен мы получили новую головную боль — пониженное вертикальное разрешение. Однако когда будет напечатан этот номер журнала, LG уже выпустит для Cinema 3D новые прошивки, в которых будет принципиально изменен алгоритм отображения кадров. Если верить анонсам, ситуация с «гребёнкой» по краям рельефных предметов с новым софтом должна улучшиться радикально.
Одним словом, если дело и дальше пойдет такими же темпами, то, глядишь, в обозримом будущем 3D-фильмы станут восприниматься так же естественно, как и обычное плоское кино. Впрочем, до этого нас ожидает ещё не одна смена технологий.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Стабильность 3D-картинки, отсутствие двоящихся контуров вокруг объёмных элементов изображения, лёгкие и недорогие очки, мягкий кинематографичный колорит двухмерной картинки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Пониженное вертикальное разрешение в 3D, «ступеньки», иногда заметные на краях трёхмерных объектов.
Два поляризационных светофильтра в пластиковой оправе весят меньше обычных солнечных очков и стоят, как ведёрко попкорна
Объективные данные
- Панель
- Размер экрана по диагонали, дюймов 55
- Формат экрана 16:9
- Физическое разрешение, пикселей 1920 х 1080
- Технология 3D пассивные очки с поляризационными фильтрами
- Яркость, кд/м2 нет данных
- Контрастность (статическая) 9000000:1
- Углы обзора, градусов нет данных
- Время отклика матрицы, мс 2
- Подсветка LED, краевая
Общие характеристики
- Коммутация 4 x HDMI, 2 х USB, CI, RGB (D-Sub), Audio In (Jack mini), AV In (RCA), Audio out (optical), SCART (переходник), Component, Ethernet, наушники, RS-232
- Поддержка медиафайлов MPEG1/2/4(H.264); DivX (HD), XviD, JPEG, mp3, ААС
- Выходная мощность звука, Вт 2 х 10
- Звуковые эффекты Dolby Digital, Infinite 3D, Clear Voice II
- Эфирные стандарты PAL, SECAM, DVB-T/DVB-S/DVB-C
- Потребляемая мощность, Вт 170
- Габариты без подставки (Ш х В х Г), мм 1297 х 785 х 29,9
- Вес с подставкой, кг 21,0
- Made in Корея
- Цена, руб. 117990
ТЕСТОВЫЙ СТЕНД
3D Blu-ray-плеер LG BD660
Воспроизводит медиафайлы с USB-носителей, повышает разрешение роликов стандартной чёткости до 1080р и обеспечивает доступ к онлайновым сервисам YouTube, Google Maps и Facebook.
Телевизоры Cinema 3D поддерживают все функции платформы LG Smart TV, так что с общением в социальных сетях и посещением мультимедийных порталов у зрителей проблем не будет
HDMI-кабель Energy Connoisseur
Низкопрофильный кабель с позолоченными разъёмами и проводниками из посеребрённой бескислородной меди. Полностью соответствует спецификации HDMI v.1.4, то есть поддерживает разрешение видеосигнала вплоть до 4096 х 3072, кадровую частоту до 720 Гц и, разумеется, совместим с 3D. Цена — 4685 руб.
ЖАНРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
- 3D 9
- Кино 9
- Мультики 10
- Спорт 9
- Игры 10