УДАР ВЫШЕ ПОЯСА
На весенней выставке Premium Hi-Fi & Home Theatre мне довелось послушать акустику SX-8300R из новой линейки американской компании RBH. Даже в тесном гостиничном номере, наполовину заполненном посетителями, эти башни отличались динамичным звучанием с невероятно низким и прекрасно проработанным басом. Там же я встретился с Дареном Иганом, представителем компании, после разговора с которым окончательно решил испытать эти системы в более подходящих условиях.
Правда, Дарен тогда предупредил, что, несмотря на высокую чувствительность, верхние модели серии SX полностью раскрываются лишь с усилителями, способными отдать в нагрузку большой ток. Именно такой мы и подобрали для нашего прослушивания.
Гигантов, подобных оконечнику AMS100, в настоящее время на рынке нет — каждый канал этого монстра, работающего в классе А, способен отдать 100 Вт в 8-омную нагрузку, а в нашем случае и все 200, поскольку номинальное сопротивление акустики SX-8300R 4 Ом, т.е. всего 400 Вт. Создание столь мощного усилителя — настоящий инженерный подвиг, свидетельствующий о колоссальном потенциале компании. Главное преимущество класса А в отсутствии т.н. переключательных искажений, возникающих в двухтактных каскадах при переходе сигнала через ноль, поскольку выходные транзисторы постоянно открыты. Соответственно, они потребляют очень большой ток независимо от уровня громкости. AMS100, например, берёт из сетевой розетки примерно 1,2 киловатта при отдаваемой мощности 1 и 100 Вт. Как следствие, при разработке подобных конструкций возникают две серьёзные проблемы — обеспечение эффективного охлаждения и получение приемлемых пульсаций питающего напряжения при высоких токах. Обе они решаются за счёт увеличения площади теплоотводов, применения мощных силовых трансформаторов и большого количества сглаживающих конденсаторов (подробнее об этом см. «Блок-схема усилителя AMS100»), что, в свою очередь, требует увеличения габаритов, массы и, конечно, стоимости. Именно поэтому большинство производителей при проектировании подобных моделей ограничиваются мощностью 50 Вт. AMS100 представляет собой внушительный блок глубиной 88 см и массой 100 кг, а его рекомендованная цена — 673690 руб.
Если говорить о схемотехнике, то наш испытуемый занимает среднее положение между флагманом Titan и 50-ваттным AMS50. Он полностью балансный от входа до выхода, причём оба канала работают в мостовом включении, т.е. минус нагрузки не имеет контакта с корпусом. Входы — переключаемые с XLR на RCA, и в каждом канале предусмотрено по две пары винтовых клемм, что позволяет подключать акустические системы методом bi-wiring.
В усилитель введена тепловая защита, срабатывающая при разогреве выходных транзисторов до 70 градусов.
Предварительный усилитель M6 PRX мы уже испытывали: к тому времени, когда августовский номер журнала появится в продаже, его тест будет выложен на www.salonav.com. Этот полностью балансный аппарат с двухполярным питанием обладает настолько малым уровнем шумов и искажений, что его присутствие в тракте на слух заметить практически невозможно. Помимо двух балансных, M6 PRX может принимать сигнал по четырём линейным входам RCA, предусмотрена и возможность подключения винилового проигрывателя с головками МС и ММ. Согласно нашим измерениям, фонокорректор отличается повышенной перегрузочной способностью в 29 дБ, что очень и очень неплохо для транзисторной схемы.
В качестве источника мы выбрали новую модель CD-проигрывателя, которая в каталоге производителя обозначена как M6CD/DAC. Это и в самом деле универсальное устройство, способное не только воспроизводить компакт-диски, но и декодировать некоторые аудиоформаты с цифровых входов, в частности, CD-Audio, WAV и mp3. Наличие коаксиального, оптического и USB интерфейсов даёт гораздо больше возможностей для расширения и совершенствования Hi-Fi-системы.
Традиционно для Musical Fidelity преобразование сигнала осуществляется счетверёнными 24-битными ЦАПами «дельта-сигма» в дифференциальном включении. Это суперлинейные конверторы, работающие на частоте 192 кГц с минимальными искажениями, шумами и уровнем джиттера. Восьмикратная передискретизация сигнала позволяет увести помехи, возникающие при преобразовании, далеко за пределы звукового диапазона. При этом аналоговый фильтр значительно упрощается, и тем самым уменьшается его негативное влияние на звучание проигрывателя.
Выходные каскады построены по балансной схеме на транзисторах, работающих в классе А. Соответственно, имеются и аналоговые выходы XLR, которые продублированы позолоченными гнёздами RCA.
Проигрыватель поддерживает CD-text, который выводится на ЖК-дисплей с голубоватым свечением в виде мерцающей бегущей строки. При работе с внешним цифровым источником в этом окошке появляется подтверждение о захвате сигнала.
И, как говорят англичане, last, but not least*, сама акустика. Модель SX-8300R — старшая в новой линейке RBH Signature, а литера «R» в её названии означает принадлежность к классу Reference. Напомню, что в серии SX некоторые системы выпускаются в двух вариантах — стандартном и референсном. Последние отличаются СЧ-драйверами улучшенной конструкции с фазовыравнивающей пулей, расширяющей диаграмму направленности. Кроме того, в стандартных моделях установлены твитеры Vifa, а в Reference используются изделия ScanSpeak гораздо более высокой мощности и с лучшим звуковым разрешением. Соответственно, под них оптимизированы и кроссоверы.
Всего в SX-8300R шесть драйверов: три низкочастотных, калибра 8 дюймов, два 165-миллиметровых среднечастотника — все с алюминиевыми диффузорами и дюймовая пищалка с шёлковым куполом. СЧ/ВЧ-звено выполнено по схеме Д’Апполито, позволяющей улучшить дисперсию в вертикальной плоскости. Первая частота раздела очень низкая — 100 Гц, поэтому SX-8300R, по сути, являются комбинацией пассивного сабвуфера и широкополосной системы в одном корпусе. И в самом деле, способностью воспроизводить бас до 25 Гц может похвастаться не каждая бас-машина даже с 12-дюймовым драйвером.
Акустическое оформление — фазоинвертор, два порта приличного диаметра выведены на закруглённую заднюю стенку. Там же находятся и входные клеммы, универсальные зажимы WBT с перемычками.
Основание корпуса расширено за счёт пластиковых накладок, в которые вкручиваются шипы. Выпускается эта акустика только в отделке «рояльный лак», рекомендованная цена 208539 руб. за штуку.
Если уж я в самом начале упомянул динамические способности акустики и глубину баса, то лучшего тестового материала, чем сборник «Burmester Vorfuhrungs CD III» [1] не найти. Для начала — Бах, сочинение для большого органа (8-й трек). Нижний регистр действительно впечатляет, на самых низких нотах чувствуется движение воздуха в комнате. Его глубине позавидует и активный сабвуфер с 12-дюймовым драйвером, а кроме того, бас прекрасно согласован по времени с серединой, чего не всегда удаётся добиться в системах 2.1. И что ещё очень важно — не слышно турбулентных призвуков фазоинвертора, даже на большой громкости.
Удары китайских барабанов передаются натурально, с мощной, быстрой атакой и плавными реверберациями. Полное впечатление, что диффузоры точно, до малейших нюансов копируют колебания барабанных мембран. При этом слышны и особенности помещения, где всё это записывалось — лёгкое эхо и отражения от стен. В этом, конечно, есть и заслуга усилителя, который не только имеет полный контроль акустики, но и способен прекрасно держать паузу, т.е. создавать звуковой фон между ударами. И конечно, отсутствие интермодуляции, что сказывается на правильной передаче тембров.
Слушая фрагменты симфонических произведений, сразу отмечаешь правильно выстроенную сцену с точно сфокусированными источниками. Правда, иногда, особенно на смычковой группе, заметно некоторое нарушение тонального баланса в верхней середине. Не исключено, что вблизи частоты раздела полос CЧ и ВЧ имеется небольшая нелинейность частотной характеристики. Но это не слишком заметно, гораздо важнее, что весь голосовой диапазон у SX-8300R укладывается в одну полосу, поскольку НЧ-драйверы отфильтрованы очень низко. Это даёт минимальные фазовые искажения, благодаря чему любой вокал, от шаляпинского баса до сопрано, звучит абсолютно естественно, со всеми интонационными оттенками.
Кстати, точное временное согласование сказывается и на формировании пространства, что я уже отмечал выше. На аудиофильском диске [2] большая часть фонограмм записана всего двумя микрофонами, и при этом звуковая сцена, выстроенная нашей системой, равномерно заполнена по всей ширине, а мнимые источники не привязаны к акустике.
Интересным оказалось и сочетание алюминиевых диффузоров с тканевым куполом твитера — композиции Laibach [3], несмотря на довольно жёсткий, «индустриальный» спектр, звучали вполне комфортно, если это слово вообще подходит для такой музыки. При напористой подаче и точной передаче всего обилия гармоник в верхнем диапазоне не было ощущения излишней контрастности, присущей многим транзисторным усилителям и акустике с металлическими твитерами.
Блок-схема усилителя AMS100
Для получения 100 Вт в классе А требуется очень мощный источник питания, способный отдавать большой ток в течение долгого времени. Один канал AMS100 содержит два усилителя, работающих на одну нагрузку. Каждый из них получает питание от собственного выпрямителя со сглаживающим фильтром, в котором для лучшего подавления пульсаций (компания заявляет, что они снижаются в 88 раз по сравнению с традиционной схемой) используется балансный дроссель и 20 быстродействующих конденсаторов по 10000 мкФ. Всего же в этом 100-килограммовом гиганте насчитывается 80 таких конденсаторов, четыре дросселя и два силовых трансформатора.
Заявленные характеристики усилителя мощности Musical Fidelity AMS 100
- Номинальная выходная мощность каждого канала, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 100
- — на нагрузке 4 Ома 200
- Пиковый выходной ток, А 200
- Демпинг-фактор 200
- Диапазон воспроизводимых частот (+0/-0,4 дБ), Гц 10 — 40000
- Входное сопротивление, кОм 50
- Отношение сигнал/шум, дБ >-110
- Уровень нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц), % <0,005
- Номинальная чувствительность, мВ 0,65
- Габариты, мм 483 x 325 x 880
- Масса нетто, кг 100
- Цена, руб. 673690
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Musical Fidelity M6CD/DAC (103397 руб.)
- Предусилитель Musical Fidelity M6PRE (81457 руб.)
- Усилитель мощности Musical Fidelity AMS 100 (673690 руб.)
- Акустические системы RBH SX-8300R (208539 руб./шт.)
Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Signature XLR 0,75 м (32600 руб.) и 1 м (37000 руб.)
- — силовые (4 шт.) Musical Wire Cadence Signature 1,5m (25900 руб.)
- — акустический Musical Wire Cadence Signature 1,5m разъем Shotgun (44900 руб.)
- — перемычки для АС Musical Wire 20 см (4400 руб.)
- — подставка под AV-аппаратуру Schroers&Schroers Graviton 1 (101806 руб.)
Заявленные характеристики предусилителя
Musical Fidelity M6 PRE
- Максимальное выходное напряжение RMS/Peak, В
- — на выходах RCA 9,5/26
- — на выходах XLR 19/52
- Выходное сопротивление, Ом 47
- Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц), %
- — по входам RCA 0,005
- — по входам XLR 0,004
- Чувствительность, мВ
- — по линейным входам RCA/XLR 2200/4400
- — по входу Phono MM/MC 3,5/0,44
- Отношение сигнал/шум, дБ
- — по линейным входам -96
- — по входу Phono MM -81
- Входное сопротивление, кОм
- — по входам RCA 75
- — по входам XLR 150
- — по входу Phono MM 47
- Перегрузочная способность, дБ
- — по линейным входам 12
- — по входам Phono MM 29
- Полоса воспроизводимых частот (+0/-0,1 дБ), Гц 10 — 80000
- Габариты, мм 440 x 126 x 400
- Масса, кг 11,4
- Цена, руб. 81457
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Musical Fidelity M6 CD
- ЦАП 24-битовые дельта-сигма с 8-кратным оверсэмплингом
- Пиковое значение джиттера, пс <135
- Диапазон частот (-0,2 дБ), Гц 10 — 20000
- Линейность (-96 дБ), дБ <0,1
- Разделение каналов (20 Гц — 20 кГц), дБ >105
- Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >117
- Общий уровень искажений (20 Гц — 20 кГц) <0,003
- Выходное сопротивление, Ом 50
- Выходное напряжение, В
- — на гнёздах RCA 2,2
- — на гнёздах XLR 4,4
- Габариты, мм 440 х 385 х 125
- Масса, кг 11,2
- Цена, руб. 103397
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA. Треки самых разных жанров, подобранных по одному критерию — безукоризненному качеству. Звучание китайских барабанов (последний трек), в частности, даст представление о динамических качествах системы.
- «Showcase, Acoustic music in authentic environment. Opus 3», CD/SACD, 2000.
- Аудиофильские записи, сделанные минимальными техническими средствами. Прекрасно переданы тембральные нюансы, много воздуха.
- Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004. Очень плотное заполнение звуковой сцены и потрясающая динамика. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет обязательно заметна, особенно на концертных треках.
* Последняя по порядку, но не по значению.
Любой вокал, от шаляпинского баса до сопрано, звучит абсолютно естественно, со всеми интонационными оттенками
Заявленные характеристики акустической
системы RBH SX-8300R
- Конфигурация 6 излучателей, 3 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 25 — 20000
- Чувствительность (1 Вт/1м), дБ 91
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 100 — 500
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Частоты разделения полос, Гц 100, 2500
- Крутизна среза фильтров, дБ/окт. 18
- Габариты, мм 1280 х 273 х 419
- Масса, кг 40,8
- Цена за шт., руб. 208539