ЛЁГКОСТЬ БЫТИЯ
Acoustic Signature — немецкая фирма, специализирующаяся на точной механике. Она поставляет прецизионные подшипники для автомобильной и аэрокосмической промышленности и попутно выпускает несколько моделей виниловых проигрывателей. Они собираются вручную на собственном заводе в небольшом городке Уингене (Германия), причём 90% комплектующих изготавливается там же. Наличие колоссального опыта и самого современного оборудования позволяет немецким инженерам разрабатывать подчас уникальные конструкции.
В частности, был создан узел главного подшипника, не требующий обслуживания в течение всего десятилетнего гарантированного срока. От смазки решили отказаться потому, что она всё равно вытесняется из самых важных точек с максимальным давлением, что приводит к быстрому износу деталей. Кроме того, любое масло со временем густеет и может даже высохнуть, а это уже грозит заклиниванием узла. В проигрывателях Acoustic Signature и, в частности, в рассматриваемой бюджетной модели Borzetti (2200 евро с тонармом) проблема решена оригинально. Стенки шахты из пористой бронзы, которая, словно губка, пропитывается предварительно разогретой качественной смазкой — её как раз хватает на 10 лет работы. Ось изготовлена из закалённой немагнитной стали и заканчивается сверхтвёрдой полусферой (карбид вольфрама). Она, в свою очередь, опирается на пятку из фирменного материала Tidorfolon II — сплава ванадия, титана и феррита с добавками тефлона. За счёт этого образуется идеальная пара с минимальным трением, износом и шумом.
Шестикилограммовый диск толщиной 36 мм выточен из алюминия алмазным резцом и тщательно сбалансирован на специальном оборудовании. С обратной стороны на него наклеивается «блин» вибропоглотителя, а сверху кладётся мат из тонкого фетра. Привод с электронным переключением скоростей 33 и 45 об/мин разработан специально для этой модели. Мотор питается от генератора образцового синусоидального напряжения, чем обеспечивается полная развязка от сети. Пассик резиновый, квадратного сечения.
Плинт изготавливается из 5-сантиметровой плиты MDF c особой пропиткой и покрывается десятью слоями рояльного лака — чёрного, белого или красного. Возможен цветовой вариант по индивидуальному заказу за дополнительную плату. Три массивных опоры предусматривают подстройку по высоте. Несмотря на солидную массу (14 кг), проигрыватель не выглядит громоздко, и особую изящность ему придают закруглённые грани несущей плиты.
Штатный тонарм — 9-дюймовый Rega RB251, улучшенная версия знаменитого RB250. Главное отличие заключается в применении подшипников с меньшим люфтом и трёхточечном креплении к основанию, как у флагманского RB1000.
Выходной шнур жёстко заделан в вертикальную трубку, что заметно ограничивает возможности апгрейда. Кроме того, здесь традиционно для Rega отсутствует отдельная земляная линия, что часто становится причиной повышенного фона. Поэтому лучше сразу подстраховаться: взяв кусок тонкого провода подходящей длины, зажать один конец под винт на алюминиевом фланце, а второй подключить к корпусу фонокорректора.
Вторая проблема, присущая младшим тонармам Rega, — невозможность регулировки вертикального угла, т.е. высоты опорной стойки. Изобретательные меломаны используют набор колец, которые подкладываются под основание тонарма, но каждый раз при смене картриджа разбирать всю конструкцию… на мой взгляд, это уж слишком.
Кстати, в описании проигрывателя нет ни слова о балансировке и настройке системы. Процедура, в общем-то, стандартная, но новичкам инструкция или ссылка на соответствующий ресурс бы не помешала. Антискейтинг выставляется скользящей красной кнопкой на горизонтальном кронштейне, а прижимная сила — перемещением противовеса на «хвосте». В комплекте проигрывателя два груза с разной массой, что расширяет ассортимент подходящих головок.
Для точной юстировки лучше использовать шаблон, который выложен на www.vinylengine.com. Он подойдёт к любому тонарму с монтажным расстоянием 222 мм, убедитесь только, что контрольные размеры AA’ и BB’ на бумаге точно соответствуют указанным.
Если вы предпочитаете MC-головки с низким выходом, имеет смысл заменить внутреннюю проводку литцем какой-нибудь приличной кабельной фирмы.
Головка Transfiguration Axia нам уже знакома*. Несмотря на довольно высокую цену ($1850), это модель начального уровня. Алюминиевый корпус имеет П-образную форму и анодирован в красно-фиолетовый цвет. Электромеханическая система открытая, выполнена в виде цилиндра. Длинный кантеливер выносит иглу далеко вперед, поэтому прицеливаться на нужную канавку намного удобнее. Материалы и принцип действия тот же, что и у более дорогой модели Phoenix: кольцевые магниты, серебряная катушка и прецизионная ручная сборка. Профиль алмазной иглы — сферический. Головки собираются вручную небольшими партиями, а разрабатываются известным конструктором Сёдзи Ёшиокой (Seiji Yoshioka)
На тестовой пластинке «Vinyl Essentials» резонанс подвижной системы оказался на 11 Гц, а трек игла уверенно держала до 80-микронной амплитуды.
При запуске проигрывателя диск лучше подтолкнуть рукой, что ускорит выход аппарата на штатный режим. Стробоскопа нет, поэтому приходится полагаться исключительно на собственные уши.
Слушать начинаем с классики рока — культового двойника John Mayall [1]. Состояние диска на четвёрочку, но в данном случае его дефекты не слишком заметны. Зато сразу обращаешь внимание на бас — мощный, глубокий и отчётливый. С ним прекрасно контрастируют середина и верх, создавая очень насыщенную звуковую картину. Здесь в полной мере проявляется вся прелесть аналогового звучания — лёгкость восприятия, будто в комнате стало больше чистого воздуха, и, как ни странно, субъективное ощущение более широкого, чем у компакт-дисков, динамического диапазона. Аргументированного объяснения этому феномену у меня нет, могу лишь предположить, что какая-то часть вычислительной мощности нашего мозга при прослушивании LP высвобождается, что даёт возможность более полно и цельно воспринимать музыку. Если же оперировать более конкретными терминами, то звучанием Barzetti (возможно, из-за очень большой массы диска) слегка напоминает роликовый проигрыватель. Прежде всего, агрессивной атакой, когда сильные доли буквально выстреливают в слушателя. Можно назвать это драйвом, но, скорее, это всё же интонационная точность, правильная расстановка смысловых акцентов.
А вот тональный баланс мне показался не совсем безукоризненным: из-за мощного баса и буквально искрящегося верха середина воспринимается тускловатой. Особенно это заметно на танцевальной поп-музыке, изначально записанной броско и ярко [2]. Хотя, должен признать, нужный эффект достигается без особого труда — звучание заводит с пол-оборота.
Фортепианный концерт Кита Джаретта в Кёльне [3] — суровая проверка на способность держать ритм. Ощущение лёгкого дискомфорта возникает лишь на самых сложных и быстрых пассажах, но это неизбежно для приводов с эластичным пассиком. Не исключено, что нить дала бы более чётко прорисованную структуру, но при этом наверняка возникли бы иные проблемы. Здесь же присутствует ощущение стабильности, плавности и непрерывности звукоизвлечения. Чувствуется, что проигрыватель сделан с пониманием, и не столько из желания следовать моде на аналоговые источники, сколько из любви и, если хотите, уважения к музыке.
Плинт изготавливается из 5-сантиметровой плиты MDF c особой пропиткой и покрывается десятью слоями рояльного лака — чёрного, белого или красного
Заявленные характеристики проигрывателя Acoustic Signature Barzetti
- Тип привода пассиковый
- Скорости вращения диска, об/мин 33/45
- Напряжение питания, В 110/220
- Диаметр диска, мм 350
- Масса диска, кг 6
- Масса проигрывателя, кг 14
- Габариты, мм 430 x 65 x 340
- Цена с тонармом, € 2200
- Тонарм Rega RB-251
- Эффективная длина, мм 237
- Монтажное расстояние, мм 222
- Эффективная масса, г 12
- Заход иглы, мм 15
- Оффсет, град. 21,63
- Оптимальная масса головки, г 4 — 11
- Головка Transfiguration Axia
- Тип MС
- Неравномерность АЧХ, дБ
- — в диапазоне 10 Гц — 20 кГц 1,5
- — в диапазоне 20 — 40 кГц 2
- Выходное напряжение (3,54 см/с, 1 кГц), мВ 0,4
- Разделение каналов (200 Гц — 10 кГц), дБ >27
- Разбаланс каналов (1 кГц), дБ <0,5
- Профиль иглы эллипс
- Оптимальная прижимная сила, г 2
- Динамическая податливость, см/дин 12 х 10-6
- Материал кантеливера бор
- Внутреннее сопротивление, Ом 8
- Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом >20
- Масса, г 7
- Цена, $ 1850
КОМПОНЕНТЫ
- Фонокорректор ATI Encore P100 ($500)
- Повышающий трансформатор Fidelity Research FT-3 ($500)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
ПОЛЕЗНАЯ ВЕЩЬ
Фонокабель Silent Wire NF-5
Относительно недорогой (6150 руб. за метровую пару) интерконнект с довольно приятным звучанием. Несмотря на применение проводников из посеребрённой меди, резкость и окраска в верхнем диапазоне незаметна, сибилянты не подчёркиваются. При этом разрешение во всём диапазоне очень приличное. Бас собранный, не размытый. Звуковая сцена с NF-5 субъективно кажется шире.
Кабель имеет тройное экранирование, что позволяет использовать его с МС-головками, отличающимися малым выходным напряжением. Предусмотрен отдельный земляной проводник, заделанный в общую оплётку. RCA-наконечники — цанговые позолоченные Series 16 собственного производства. Единственный недостаток — высокая жёсткость конструкции, из-за чего внешние вибрации могут передаваться проигрывателю.
Мотор питается от генератора образцового синусоидального напряжения, чем обеспечивается полная развязка от сети
*Подробнее см. http://www.salonav.com/arch/2008/02/050.html.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. John Mayall, «Back to the Roots».
- 2LP, Polydor, USA 1977
- 2. Bee Gees, «Greatest». 2 LP, RSO USA 1979
- 3. Keith Jarrett, «The Koln Concert». 2LP, ECM Records, USA, 1975
Проявляется вся прелесть аналогового звучания — лёгкость восприятия, будто в комнате стало больше чистого воздуха, и, как ни странно, субъективное ощущение более широкого, чем у CD, динамического диапазона