В большинстве случаев при составлении многоканальной акустической системы выбор конкретных моделей лучше доверить производителю и приобрести комплект «в одной коробке». За счёт этого можно избавиться от лишних хлопот и, что уж скрывать, переложить ответственность за конечный результат на кого-то ещё. Но у людей, самостоятельно решающих эту задачу, есть два аргумента:
а) я лучше знаю, что мне нужно и б) мне интересно экспериментировать.
Именно этим мы сегодня и займёмся, но с оговоркой: акустика всё же будет одного брэнда, поскольку правило «идентичные излучатели — однородное звуковое поле» никто не отменял.
Акустику Attitude мы выбрали не случайно — в наших тестах она неизменно оказывается одной из лучших по соотношению качество/цена. В ассортименте компании достаточно моделей для построения относительно недорогой системы любой конфигурации. Мы выбрали психологический рубеж в 20 тыс. руб. за комплект 5.1 — как раз такую сумму без особого урона для бюджета может потратить семья со средним достатком.
Поскольку фронтальные АС должны также прилично воспроизводить музыку в стереоварианте, на них особо экономить не следует. Пара напольных Bravo 30 стоит 12590 руб., но это полноценные трёхполосные системы в отделке «рояльный лак». Благодаря узкой передней панели они занимают меньше места, да и для звука столь изящный профиль полезен, поскольку даёт меньше отражений. Под съёмной металлической решёткой — немного грубоватой на мой вкус — расположены два 130-миллиметровых басовых драйвера, среднечастотник такого же калибра и дюймовый твитер с куполом из пропитанного шёлка. Фазоинвертор выведен назад, поэтому придвигать колонки близко к стене не рекомендуется.
Громкоговоритель центрального канала в нашей системе тоже играет важную роль — воспроизводит диалоги и «сшивает» пространство между правым и левым флангами. Соответственно, он должен обладать широкой диаграммой направленности и воспроизводить весь звуковой диапазон, кроме самого нижнего регистра. В модели Alpha C (3290 руб.) это обеспечивается двумя мидбасами диаметром 130 мм, фазоинверторным оформлением и использованием твитера с верхней рабочей частотой 20 кГц. Симметричное расположение излучателей по принципу Д’Апполито создает равные условия прослушивания для нескольких человек.
Для тыла мы выбрали двухполосные мониторы Alpha 20 (3990 руб. пара), в которых используются точно такие же излучатели, что и в центральном канале. Они имеют чуть меньший объём и чувствительность, но и задача у них по сравнению с другими АС попроще.
Учитывая, что наши фронтальные системы начинают воспроизводить бас от 55 Гц, особо мощный сабвуфер нам не понадобится. Модель Alpha Sub 100 (11900 руб.) будет в самый раз, хотя имеет несколько иную, чем у фронтальных АС, отделку — матовую. Благодаря встроенному 150-ваттному усилителю класса D и 10-дюймовой головке с большим ходом диффузора этот сабвуфер сможет прокачать комнату солидной площади. Регулятор частоты среза с перестройкой в диапазоне 35 — 86 Гц и плавная регулировка фазы позволяет оптимально стыковаться с любыми сателлитами. Для интеграции в систему предусмотрены как линейные, так и высокоуровневые входы в виде позолоченных винтовых клемм.
При подключении всех пяти колонок к AV-ресиверу однородное звуковое поле получилось сразу после установки оптимального соотношения уровней по каналам. Разница в чувствительности АС невелика, поэтому настройка сводится к указанию её размеров (Small — Large) и стыковке фронта с тылом. Ввиду того, что во всех каналах используются однотипные излучатели, временные задержки в небольшой комнате подбирать не пришлось. Правильная трёхмерная картина получилась сразу — с широким передним планом и ярко выраженными тыловыми эффектами, создающими полный эффект присутствия. Громкоговоритель центрального канала перекрывает не только середину, но и часть нижнего диапазона, за счёт чего голоса актёров приобретают естественные, богатые нюансами тембры. Динамика фронтальных АС вполне достаточна для комнаты 20 — 25 м2, но на громких резких звуках, например, в сцене столкновения автомобилей, заметна лёгкая компрессия.
Бас у Alpha Sub 100 довольно быстрый, но, как это часто бывает, тяжелый диффузор несколько скрадывает нюансы на музыкальных саундтреках. Зато при воспроизведении спецэффектов сабвуфер оставляет очень сильное впечатление. Его полосу лучше ограничить 80 герцами и не злоупотреблять уровнем, чтобы не гудела комната. Тогда нижний регистр получится максимально чистым и не потеряет драйва.
В режиме стерео (работают только Bravo 30) на музыкальных треках заметно акцентируется верхний диапазон, возникает ощущение, что твитер иногда «отрывается» от остальных излучателей. Если комната не переглушена мягкой мебелью, этот подъём можно скорректировать эквалайзером, если таковой имеется в ресивере. Звуковая сцена отличается правильным масштабом и острой фокусировкой мнимых источников, чувствуется широкая дисперсия твитеров. Несмотря на отсутствие самого нижнего регистра у фронтальных АС, большинство музыкальных жанров вполне комфортно звучит и без сабвуфера. Так что пару Bravo 30 вполне можно рекомендовать для стереосистем в небольших комнатах, где глубокий бас вызовет серьёзные проблемы. ?
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Attitude Bravo 30
Такому линейному импедансу могут позавидовать и дорогие аудиофильские колонки: начиная с номинального значения 4,5 Ом, во всём остальном диапазоне отклонения не превышают 3 Ом даже на частоте раздела СЧ и ВЧ-полос. Отсутствие резких пиков и провалов — залог оптимального согласования с усилителем, который будет работать с постоянной нагрузкой, не зависящей от частоты.
Конструкция Bravo 30 не такая простая, как может показаться. Басовые драйверы включены не параллельно, а через разные фильтры, т.е. система, по сути, 3,5-полосная. Фазоинвертор имеет невысокую добротность и настроен на 52 Гц, что довольно высоко для напольных АС. Изломы кривых на 280 и 1600 свидетельствует о наличии стоячих волн внутри узкого и высокого корпуса.
Несмотря на ровный импеданс на ВЧ, после второй частоты раздела (около 2800 Гц) происходит резкий сдвига фаз, достигающий -170 град. на 20 кГц.
Амплитудно-частотная характеристика Attitude Bravo 30
Картина в целом типичная для недорогих, но грамотно спроектированных АС — АЧХ не слишком линейная, но и серьёзных отклонений тоже не наблюдается. Стоит отметить очень ровную нижнюю середину — от 100 до 600 Гц, что всегда благоприятно сказывается на передаче вокала. Спад отдачи на НЧ начинается от 100 Гц, но при наличии сабвуфера в системе это скорее плюс, чем минус — будет меньше интерференции в нижнем регистре. Единственный момент, способный повлиять на тональный баланс — провал в районе 6 — 7 кГц, в который попадают обертоны многих музыкальных инструментов.
Зато диаграмма направленности очень широкая: кривые, снятые вне оси на 30 и 50 град., имеют минимальное расхождение. В домашнем кинотеатре можно слегка пожертвовать тональным балансом ради чёткой сцены с точной локализацией источников. Подъём на высоких частотах легко компенсируется разворотом колонок.
Чувствительность Bravo 30 порядка 88 дБ на 2,83 В, так что для фронтальных каналов понадобится усиление мощностью от 70 Вт.
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Attitude Alpha Sub 100
Типичная фазоинверторная система с частотой собственного резонанса 42 Гц. Странно, что нижняя граница у этой модели заявлена 50 Гц, при такой настройке 10-дюймовая головка может уверенно воспроизводить гораздо более низкий бас. Что мы и видим на графике — в узкой полосе работа сабвуфера начинается от 32 Гц и заканчивается на 90 Гц (-3 дБ). Таким образом, даже в этом случае он уверенно стыкуется с фронтальными Bravo 30, и для выравнивания суммарной АЧХ нужно лишь подобрать оптимальный уровень НЧ-канала. При максимальной частоте среза Alpha Sub 100 озвучивает диапазон 70 — 120 Гц, что позволяет ему работать даже с очень компактными сателлитами.
Объективные данные
Комплект акустики Attitude
- Модель Bravo 30 Alpha C Alpha 20
- Количество полос/излучателей 3/4 2/3 2/2
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 55 — 20000 90 — 20000 70 — 20000
- Чувствительность, дБ/Вт/м 88 87 86
- Номинальное сопротивление, Ом 4 — 8 4 — 8 4 — 8
- Номинальная подводимая мощность, Вт 100 50 75
- Габариты (Ш х В х Г), см 95 х 17 х 26 19 х 48 х 18 31 х 20 х 17
- Цена за пару, руб. 12590 3290 (1 шт.) 3990
Сабвуфер Attitude Alpha Sub 100
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Калибр драйвера, дюймов/мм 10/250
- Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 50 — 150
- Мощность встроенного усилителя, Вт 150
- Тип усилителя импульсный, класс D
- Максимальное звуковое давление (1 м), дБ 110
- Диапазон перестройки фильтра НЧ, Гц 35 — 85
- Габариты (Ш х В х Г), см 41 х 32 х 36
- Масса, кг 14
- Цена, руб. 11190
Attitude Alpha/Bravo 19720 руб.
На редкость приличная отделка для столь демократичной цены. Правильная передача диалогов, хорошие пространственные характеристики, быстрый бас.
Слегка ограниченная динамика, Bravo 30 даёт заметный акцент на ВЧ.
Недорогой универсальный комплект со сбалансированным звучанием. Путём замены одного или нескольких компонентов может быть адаптирован под помещение любой площади.