Пространство для манёвра
Новая серия Q появилась у KEF летом прошлого года. Название осталось прежним — оно стало уже визитной карточкой брэнда, тем не менее конструкция акустических систем была радикально переделана. О серьёзности изменений говорит хотя бы тот факт, что на разработку концепции и подготовку к серийному выпуску девяти моделей опытным инженерам потребовалось более двух лет.
Для теста мы взяли Q500 — младшие и самые доступные ($1663 пара) напольные системы из новой линейки. Сразу же бросаются в глаза внешние отличия от прежних моделей — вместо закруглённых сзади корпусов теперь снова актуальны классические прямоугольные. И дело не только в желании вернуться к более строгому стилю — при той же занимаемой площади простая форма даёт почти 30-процентный выигрыш в объёме, что позволяет получить более глубокий бас.
Сняв гриль, вы обнаружите и другие бросающиеся в глаза изменения. У НЧ-драйверов теперь диффузоры в виде обратной сферы, изготовленные из целлюлозы с алюминиевым покрытием. Двухслойная структура имеет высокую жёсткость и малую массу и при эффективном подавлении внутренних резонансов. Таких 13-сантиметровых драйверов в колонке три — один активный и два пассивных, без магнитной системы и звуковой катушки. Акустическое оформление с фирменным названием ABR (Auxiliary Bass Radiator) потребовало больших затрат, но дало и явные преимущества: более быстрый по сравнению с фазоинвертором отклик на приходящий сигнал, отсутствие турбулентных призвуков и низкая резонансная частота системы. Все три головки установлены в изолированном объёме и не влияют на работу коаксиального излучателя Uni-Q в верхней части корпуса.
Сборка эта также усовершенствована. Теперь в ней тот же твитер, что раньше применялся только в моделях серии Reference — с более мощной магнитной системой и жёстким двухслойным 25-миллиметровым куполом (в старых моделях Q они были меньше, диаметром 19 мм). Твитер демпфируется задним воздуховодом, за счёт чего снижаются искажения и резонансы. Расширенная дисперсия достигается благодаря акустической линзе Crown Wave Guide и плоскому подвесу Z-flex у среднечастотника. На фото видны поперечные рёбра — они позволили уменьшить высоту резинового кольца и устранить преграду для излучения твитера.
Внешний диффузор Uni-Q изготовлен из алюминия с титановым покрытием, звуковая катушка намотана лёгким алюминиевым проводом, а магнитная система имеет вдвое большую массу, чем у драйверов предыдущего поколения.
Более точный расчёт драйверов позволил упростить кроссоверы и без удорожания конструкции повысить качество компонентов — плёночных конденсаторов и катушек без сердечника.
Сзади у колонок четыре клеммы, но привычных перемычек между ними нет. Соединяются они невыпадающими винтовыми шунтами, которые при подключении bi-wiring достаточно выкрутить до упора. За счёт этого обеспечивается более надёжный контакт, не ухудшающийся со временем. К основанию корпуса привинчиваются пластмассовые «лапы» с шипами для дополнительной развязки от пола.
Как и все модели серии, Q500 выпускается в отделке клён, вишня и дуб, и для этого используется не полимерная плёнка, а экологически чистый материал на основе бумаги.
Новую акустику обязательно нужно прогревать не менее часа, за это время стабилизируются характеристики НЧ-драйвера и пассивных радиаторов.
Впечатление от первых минут прослушивания — потрясающее построение пространства. На большинстве тестовых записях колонки буквально в нём растворяются, а виртуальные образы словно существуют сами по себе. Правда, для этого придётся поискать оптимальное положение АС относительно стен, поскольку в формировании звуковой сцены участвуют и ранние отражения. В оптимальных условиях получается настоящее трёхмерное поле с задним планом, уходящим далеко за линию колонок. Это явное преимущество Uni-Q перед традиционными конструкциями с разнесёнными излучателями. Очень сильное впечатление произвели тестовые фонограммы с записью барабанов и перкуссий на диске [1] — каждый удар чётко позиционировался в пространстве, звучание тарелок сопровождалось целым облаком послезвучий.
А вот с басом всё оказалось не так просто. На классической музыке и больших джазовых составах тональный баланс был заметно смещён вниз, что придавало звучанию некоторую тяжеловесность. Если использовать Q500 в комплекте с AV-ресивером, лучше ограничить полосу фронтальных каналов 60 — 70 герцами, иначе они начнут конкурировать с сабвуфером. В стереосистеме можно воспользоваться регулятором тембра, если, конечно, таковой есть в усилителе. Особенность этих АС исключительно в количестве баса, к его же качеству никаких вопросов нет. Он в меру информативен и подвижен, без «резины» и посторонних призвуков, характерных для фазоинверторного оформления.
А что же дало разделение внутреннего объёма АС на две независимые секции? Прежде всего — тембральное разрешение, которое особенно чувствуется на аудиофильских фонограммах [2]. Слышны малейшие нюансы звучания всех инструментов, реверберации, ощущается атмосфера студии. Шум мастер-ленты на архивных записях [3] не акцентируется, значит, тональный баланс в СЧ-диапазоне вполне нейтрален. И что самое главное, в моделях Uni-Q нового поколения удалось полностью избавиться от рупорной окраски, которую мы раньше всегда отмечали при тестировании акустики KEF.
Это действительно универсальные колонки, способные выстроить 3D-пространство в обычной стереосистеме, а уж про домашний театр и говорить нечего…
Заявленные характеристики KEF Q500
- Конфигурация 3 излучателя, 2,5 полосы
- Акустическое оформление пассивный радиатор
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 40 — 40000
- Чувствительность, дБ @ 2,83 В 87
- Номинальное сопротивление, Ом 8
- Максимальное звуковое давление, дБ 110
- Частота раздела полос, Гц 2500
- Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 15 — 130
- Габариты, мм 870 х 180 х 272
- Цена за пару, $ 1663
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100 SST($6786)
Кабели:
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- Cassandra Wilson, «Traveling Miles». Blue Note, 1999
- «Ray Charles at Newport». Atlantic, 1958/1998
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты KEF Q500
Чрезвычайно интересная и грамотная конструкция с довольно ровным импедансом. Правда, вместо заявленных 8 Ом его номинальное значение всего 4 Ом (200 Гц), и на этой отметке оно сохраняется от 150 до 300 Ом. Такая линейность благоприятно сказывается на фазовой характеристике (верхняя кривая). Но в верхнем диапазоне сопротивление вообще не зависит от частоты — после второй частоты раздела (2500 Гц) оно держится на отметке 6 Ом, что значительно улучшает согласование с усилителем. Резонансный пик имеет приличную амплитуду, что говорит о применении простых фильтров с минимумом компонентов. Частота настройки пассивных радиаторов 42 Гц, так что с басом у этих АС проблем быть не должно.
Амплитудно-частотная характеристика KEF Q500
Достойная картина для напольных АС начального уровня. Во всём диапазоне частот нелинейность не превышает ±3 дБ по звуковому давлению, отсутствует и интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос. Единственный минус — довольно высокий горб на 120 Гц, который может быть заметен на слух. Но виден и плюс такого оформления — отсутствие ярко выраженных резонансов, способных повлиять на звучание.
Твитер имеет слегка повышенную отдачу на отрезке 3 — 10 кГц, но это легко устраняется небольшим разворотом колонок внутрь. Диаграмму направленности можно считать настоящим достижением британских инженеров — кривые, снятые на акустической оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град., также линейны вплоть до верхней границы аудиодиапазона. Такая дисперсия гарантирует трёхмерную сцену и точную локализацию источников. Реальная чувствительность KEF Q500 выше заявленной, около 90 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров особо мощный усилитель не потребуется — 50 Вт на канал будет вполне достаточно.