НАСТУПЛЕНИЕ НОВЫХ
Звукозаписывающие компании жалуются на постоянное снижение спроса на компакт-диски, киностудии — на падение посещаемости кинотеатров, ухудшение продаж DVD и слишком медленный рост популярности Blu-ray, а книгоиздатели — на уменьшение тиражей. И все, будто сговорившись, обвиняют в этом сетевых пиратов. Они, возможно, правы, но лишь отчасти: действительно, Интернет преобразил наши взаимоотношения с культурой, привычки и пристрастия. И породил новые виды техники, наилучшим образом приспособленные к изменившимся реалиям.
Dr.HD XS300i | Digis MD200HD | BBK MP070S | Egreat EG-R2A | Seagate FreeAgent Theater+ | Iconbit HDS42L | Rolsen FHD-M21
Главное, что принес в нашу жизнь Интернет, это совершенно иное отношение к информации — она всё в большей степени абстрагируется от «вещественного» носителя, без которого доступ к ней прежде был невозможен. Например, чтобы прочитать литературное произведение, необходимо было получить в свои руки книгу (или журнал — это уже не важно). В некоторых библиотеках выдавали не книги, а микрофильмы — их читали с помощью специального аппарата. Похоже на чтение с помощью компьютера, но в основе всё равно был «вещественный» носитель. Музыку слушали с винила или магнитной ленты, ну разве что ещё по радио, но ведь в студии использовались те же самые носители. Наконец, вспоминаю, как работал в пионерлагере киномехаником и возил из города большие жестяные банки с плёнкой — один фильм умещался в два «ведра».
Приход цифровой эры изменил многое, но суть осталась прежней: пластинки всего лишь стали меньше по размеру. И только с появлением доступных дисководов CD-ROM представилась возможность простого отделения информации от носителя и перевод в «нематериальную» форму. На самом-то деле без материи нам по-прежнему не обойтись, поскольку жёсткие диски, флэшки, перезаписываемые оптические диски вполне материальны, как, между прочим, и электрические колебания, передаваемые по сетевым кабелям. Но меняется наше отношение к носителям традиционным — они превратились в предмет коллекционирования, иногда — культа, но прочитать книгу, послушать музыку или посмотреть фильм теперь можно и без них.
Был недавно свидетелем дискуссии в одном из форумов. Мало кому известный писатель разразился гневной филиппикой в адрес интернет-пользователей, которые скачивают бесплатно его сочинения и потому не покупают легально изданные книги. Оппонент «убил» его одной фразой: «Как только ваши книги появятся в электронной версии в сетевом магазине, я немедленно их куплю. Но приобретать бумажные не стану — деревья надо беречь».
Следует заметить, что всё ещё свежая идея отказа от «вещественных» носителей нравится далеко не всем. Когда берёшь в руки книгу, пахнущую бумагой, клеем, краской, кожей переплёта, испытываешь множество волнующих ощущений. Виниловые пластинки пробуждают во мне массу ностальгических воспоминаний. Вполне понимаю людей, которые упорно не хотят переходить на электронные читалки и отказываться от дисковых коллекций.
Рекорд-лейблы и киностудии имеют свой резон противиться новым веяниям: в немалой стоимости книг и дисков легко спрятать собственный «интерес».
И самое главное: «вещественные» носители являются прочной «цепью» для творцов и исполнителей, поскольку коммерчески успешное распространение книг и дисков возможно лишь в рамках мощной налаженной инфраструктуры, которой нет и не может быть у независимого автора. А выложить альбом или книгу в Сеть способен любой. Более того, продажу цифровых, «нематериальных» копий практикуют сейчас очень многие независимые музыканты и писатели, есть и крупные порталы, помогающие реализовывать через Интернет контент всем желающим. Это удобно, быстро и недорого. Более того, в Сети можно найти то, чего в наших магазинах «на земле» просто не купишь. Правда, речь идет пока о западной культурной продукции, в России такие сервисы только зарождаются.
С распространением фильмов через Интернет всё сложнее. Киностудии всё ещё рассматривают Сеть как своего смертельного врага и допускают новые каналы распространения информации крайне осторожно и в предельно жёстких рамках. Тем не менее процесс идёт, и рано или поздно сетевой способ доставки цифрового контента станет для человечества основным. Что, естественно, не предполагает полного исчезновения традиционных «вещественных» носителей — они ещё очень долго будут радовать коллекционеров. Именно это имел в виду Билл Гейтс, когда высказывал сомнения в перспективах дисковых HD-форматов. Если помните, это неосторожное высказывание и привело в конечном итоге к гибели формата HD DVD, поскольку внесло смятение в лагерь его сторонников.
ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
До недавнего времени естественным «ограничителем» распространения информации без посредства «вещественных» носителей было отсутствие специализированной воспроизводящей техники — приходилось использовать компьютер. А это многим не нравится — вычислительная техника стойко ассоциируется с постылой офисной работой и дома принимается лишь в силу необходимости — поиграть, иногда снять и отослать почту, посмотреть прогноз погоды и т.д. Но читать книги, слушать музыку или смотреть кино — ни за что. Узкая прослойка киберманьяков и программистов не в счёт, эти люди делают на компьютере всё, что только возможно — не зря же появились USB-кофеварки. Хотя, на мой вкус, компьютер — не лучшее устройство для чтения, прослушивания музыки и просмотра кино. Классический способ — сидя в кресле перед телевизором или стереосистемой — нравится мне значительно больше.
Первую брешь в стене пробили mp3-плееры, за ними поспешили разного рода док-станции, позволявшие «красиво» интегрировать портативные устройства в стационарные системы. Чуть позже появились и быстро стали популярными электронные книги и наконец — техника для воспроизведения видеофайлов.
Перелом в этой сфере случился несколько лет назад, когда возник временной разрыв между появлением дисплеев Full HD и отсутствием общедоступных HD-источников. Поначалу появились HD-демонстраторы, которые делались полукустарно производителями телевизоров, потом — компактные «коробочки» c накопителем на HDD — их активно использовали инсталляционные и дистрибьюторские компании. А дальше пошло-поехало… Впрочем, история этой аппаратуры отражена в наших статьях, так что не будем повторяться (см. раздел «Наши публикации по теме»).
РЕАЛЬНЫЕ REALTEK
Решив организовать очередной обзор мультимедийных HD-плееров, вовсе не предполагал, что за истекшие с прошлой публикации в №4/2010 семь месяцев в этой сфере произошли столь существенные изменения. Их можно охарактеризовать одним словом — «прорвало».
Условия сбора участников были достаточно жёсткими: принимались аппараты, оснащённые сетевыми интерфейсами или как минимум жёстким диском в стандартной комплектации, способные воспроизводить видеофайлы в 1080p (а не только масштабировать записи в стандартном разрешении). От каждого брэнда принималось по одному плееру, хотя у многих уже выросли обширные модельные ряды. В итоге пришлось делить наш обзор на две части, иначе его объём превысил бы разумные пределы.
Каковы причины столь мощного прорыва? На мой взгляд, главная — появление недорогих интегрированных чипов известной тайваньской компании Realtek, что позволило снизить издержки и в итоге довести розничную цену плееров до массово привлекательной.
Второй момент — простота создания плееров на этой платформе с помощью референсного дизайна материнских плат и SDK (набора программных инструментов) для разработки прошивок. А это значит, что для выпуска такой техники требуются лишь хорошие контакты с китайскими фабриками и желание продавать подобное оборудование.
По-настоящему этот вид аппаратуры ещё не получил действительно широкого спроса, но многие производители почувствовали его приближение и решились действовать на опережение. И правильно сделали. Когда же публика действительно их распробует, число участников рынка увеличится — как это было в период «демократизации» DVD-проигрывателей. Так что надеюсь, нас ждет дальнейшее снижение цен. К примеру, в прошлом тесте самый доступный плеер стоил 5160 руб., а в нынешнем половина участников оказалась ниже этой границы, не потеряв притом в функциональности.
Пожалуй, единственное, что может сдержать быструю экспансию файловых HD-плееров — их непривычность для широкой публики. Хотя современные телевизоры тоже отнюдь не просты, однако народ ими пользуется, так что дело именно в привычке. Для нового поколения, с малолетства знакомого с компьютерами и портативными гаджетами, процесс адаптации не будет сложным.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ
Заново изобретать методику испытаний нам не пришлось — она практически та же, что и в тестах проигрывателей Blu-ray или DVD-рекордеров с жёстким диском. С той лишь разницей, что расширился раздел работы с сетью, а тестовый материал был переведен с дисков в файлы. Использовалось их великое множество, а потому приводить полный список не буду, ограничусь лишь перечнем кодеков и контейнеров: MPEG2, MPEG4, VC1 со звуковыми дорожками в AC3, DTS, DTS HD MA, Dolby TruHD, LPCM, mp3 и FLAC в контейнерах mp4, AVI, MKV, TS и M2TS. Также брался широко распространённый в Интернете готовый сборник «проблемных» файлов — его легко найти на форумах, посвященных HD-плеерам.
Музыкальная программа — регулярно используемый у нас тестовый диск «Burmeister II» c композициями различных жанров — джаза, рока, блюза, камерной и симфонической музыки. Не было только электроники, поскольку оценить достоверность воспроизведения синтезированного материала едва ли возможно, а динамические способности аппаратов в полной мере проявлялись на симфоническом треке. Принимали во внимание качество изображения и звука, удобство использования и управления (т.н. юзабилити), функциональность и добротность исполнения.
В роли устройства отображения визуальной информации применялся плазменный телевизор Full HD 42”, акустика — напольные Yamaha Soavo 1, усилитель — Musical Fidelity A5-INT, подключение к которому осуществлялось по аналогу. «Калибровка слуха» проводилась с помощью внешнего ЦАПа Markan LegenDA SE, в роли транспорта использовался специализированный ПК с выводом цифрового сигнала по оптическому выходу карты ESI Juli@.
Тестирование проходило на протяжении нескольких дней, и в отчёте была отражена лишь наиболее существенная его часть. Цель отловить все «глюки» не ставилась. Во-первых, потому, что они могут быть исправлены в следующих версиях прошивки. Во-вторых, это просто нереально — для этого надо «жить» с плеером пару месяцев. К тому же большинство проблем возникают из-за криво закодированных файлов, поэтому найти аппарат, который играет абсолютно всё, совершенно невозможно. Проще перекодировать или найти в нормальном исполнении. Если помните, поначалу у DVD-проигрывателей тоже были некоторые проблемы с совместимостью. Но ведь со временем всё наладилось, всё хорошо будет и здесь.
Расположены участники в порядке увеличения цены.
Наши публикации по теме
№ 08/2005 Дематериализация (http://www.salonav.com/arch/2005.08/htm/044-049.htm).
№ 03/2007 Техника переходного периода (http://www.salonav.com/arch/2007/03/086-091.html).
№ 01/2008 На том же месте через год (http://www.salonav.com/arch/2008/01/074.html ).
№ 06/2009 И танки наши быстры (http://www.salonav.com/arch/2009/06/048.shtml).
№ 04/2010 Между ангелом и бесом (http://www.salonav.com/arch/2010/04/072.html).
PAUSE
Процесс тотальной унификации начался достаточно давно — его первые черты стали заметны у VHS-магнитофонов, у DVD-проигрывателей он проявился в полной мере на этапе «зрелости» (или увядания, если вам претит политкорректность).
Проигрыватели Blu-ray пришли к унификации быстрее, но мультимедийные HD-плееры ушли в этом смысле значительно дальше. В нашей тестовой практике такого ещё не случалось — чтобы все без исключения участники обзора были построены на одной платформе. Разница между ними, конечно, есть — в конструкции корпуса, наборе и расположении разъёмов, реже — в компоновке элементов и разводке платы. А также в том, что процессор Realtek RTD1073 уже успел претерпеть несколько ревизий, которые имеют существенные функциональные отличия. Например, декодирование HD-форматов звука появилось лишь в версии RTD1073DD+. Впрочем, важны различия не только в «железной», но и в программной части. Сводятся они главным образом к неодинаковой степени переработки базовых шаблонов, поставляемых с SDK. Нередко в продажу выходят ещё весьма сырые изделия, которые дорабатываются уже на основе откликов пользователя. Как ни печально, но эта методика, пришедшая в AV-аппаратуру из компьютерной сферы, практикуется сейчас во всех видах массовой техники и постепенно просачивается наверх — в более высокие ценовые категории. Например, в недавнем тесте проигрывателей Blu-ray ценой свыше 23500 руб. (см. №12/2010) превалировали аппараты на чипсете Mediatek со стандартным графическим интерфейсом. Впрочем, в дорогой аппаратуре у разработчиков всё ещё остаются средства сделать свои творения индивидуальными — в схемотехнике, выборе комплектующих. А что меню у них похожие — не так уж важно.
В нижней ценовой категории таких возможностей практически не остаётся, а потому степень унификации здесь стремительно нарастает. С одной стороны, это положительная тенденция, поскольку позволяет постоянно снижать цены. С другой — мы теряем возможность выбора, поскольку рынок заполнен очень похожими изделиями, которые порой отличаются лишь названиями. Правда, остаётся одно очень важное отличие, которое чаще всего становится нам заметным уже после покупки, — это качество поддержки. Частота обновления прошивок, готовность откликаться на замечания и пожелания пользователей. Если плеер популярен и продаётся в значительных количествах, возникает сообщество его владельцев — они обмениваются через форумы опытом и давят на производителя, чтобы тот добавлял полезные функции и устранял ошибки. И что особенно важно, общественность громогласно объявляет о проблемах с надёжностью. С этой точки зрения брэнды, давно представленные на рынке, имеют определённые преимущества перед новыми. С другой стороны, если марка выведена на российский рынок недавно, но серьёзной фирмой, имеющей устойчивый авторитет, ей также можно доверять — есть основания надеяться, что все «детские болезни», неизбежные у техники этого рода, будут быстро устранены. Поэтому, скажем, плеер Dr.HD XS300i может рассматриваться как достойный кандидат на приобретение, поскольку российский дистрибьютор этой марки (компания SAT.COM.RU), давно известен и пользуется хорошей репутацией. На мой взгляд, это очень «Удачная покупка». Особенно для тех, кто собрался обзавестись своим первым HD-плеером.
Ещё один привлекательный агрегат — Digis MD200HD. Возможности чипа Realtek RTD1073DD+ реализованы в нем по максимуму. Вполне заслуживает знака «Выбор эксперта», поскольку не уступает другим плеерам по функциональности, но выигрывает у них по цене.
По качеству изображения все представленные в этой части аппараты очень близки. По звуку — тоже, хотя Iconbit HDS42L чуть больше подходит на роль именно музыкального проигрывателя, чем остальные. На мой взгляд, это важное преимущество — отмечу его вторым знаком «Выбор эксперта».
(Окончание следует)