РУПОР ЭВОЛЮЦИИ
Рупорное оформление на заре электроакустики считалось единственно возможным. Ещё бы: оно позволяло чисто конструктивными методами повысить эффективность излучателя и расширить зону покрытия. Вспомним хотя бы жестяную воронку, долгое время использовавшуюся в качестве мегафона везде, где требовалось отдавать громкие команды и распоряжения.
Да, с отдачей у рупорной акустики проблем не было, а вот добиться ровной частотной характеристики, особенно в басовом диапазоне, оказалось не так просто. Да и конструктив получался уж больно громоздкий, сложный и дорогой. Неудивительно, что в наши дни рупорное оформление применяется лишь в сценических громкоговорителях и моделях класса High End Audio, рассчитанных на работу с ламповыми отнотактниками.
С этой точки зрения компанию Klipsch можно считать редким исключением — с момента основания в 1946 г. и по сей день она хранит верность технологии, от которой отказалось большинство массовых производителей. Именно поэтому акустика Klipsch отличается высокой чувствительностью, что позволяет ей работать с любыми усилителями, имеющимися на рынке. И что ценно — это справедливо не только для культовых Heresy или La Scala, но и для новых моделей по более демократичным ценам.
Бюджетная линейка Icon V выпускается с 2008 года. В ней есть всё для построения домашнего театра: две фронтальные АС, две тыловые (одна из них дипольная), центральный канал и активный сабвуфер. Серия рассчитана на широкую аудиторию любителей музыки и кино, не имеющих возможности тратиться на элитную акустику, мощный AV-ресивер или усилитель.
Напольные VF-35 (34990 руб.) в этой иерархии занимают второе место сверху. Благодаря предельно узкому и глубокому корпусу они легко встраиваются в сложившийся интерьер жилой комнаты, и их можно вплотную придвинуть к задней стене, поскольку порт фазоинвертора предусмотрительно выведен вперёд.
Системы двухполосные, несмотря на внушительные габариты. Это тоже фирменная концепция — борьба за качество звучания путём сокращения «лишних» точек раздела, в которых всегда присутствуют фазовые и частотные искажения. Единственный кроссовер с центральной частотой 1900 Гц оптимально согласован с излучателями за счёт тщательного отбора элементов. По этой причине двухпроводное подключение к усилителю не предусмотрено.
В низкочастотном звене работают три 13-сантиметровых драйвера, включенных параллельно. Их диффузоры изготовлены из композитного волокна, отличающегося малым удельным весом и высокой жёсткостью.
Дюймовый твитер с алюминиевым куполом установлен в горловине четырёхгранного рупора XT Tractrix, конструкция которого была запатентована компанией Klipsch (историю вопроса см. в боксе «Что такое Tractrix Horn»). Он представляет собой абсолютно симметричный раструб со стороной 11,4 см, обеспечивающий равномерную дисперсию в обеих плоскостях. Верхний гриль съёмный, а нижний, закрывающий мидбасовые драйверы, закреплён намертво.
Корпус изготовлен из качественного MDF и для повышения жёсткости снабжён внутренними распорками. Устойчивость при узком профиле гарантируется пластиковыми «лапами», слегка выступающими за габариты АС.
Что ни говори, а рупор есть рупор. Звучание VF-35 как-то сразу подкупает теплотой и мягким бархатистым характером. И высоких частот при этом вполне достаточно, спектр твитера широк, в меру детален и прозрачен. Тарелки действительно «искрятся серебром», но жёсткость, типичная для металлических куполов, не ощущается.
Самая же интересная особенность этих колонок — способность развернуть масштабную сцену даже в том случае, если их не удастся установить в соответствии с общепринятыми рекомендациями*.
Сколько бы ни было инструментов в оркестре, каждый из них займёт своё место как на передней линии, так и на удалённых планах. Кое-какие упрощения, конечно, есть, но лишь на флангах, что вполне простительно для акустики такой цены.
А вот чем VF-35 могут потягаться и с моделями более высокого класса, так это разборчивость звучания в средней и верхней полосах. Будь то симфоническая музыка или современные электронные жанры с насыщенным спектром, «кашу» вы не услышите. И ещё я бы отметил общую слитность, слаженность звучания, которую всегда ставят в заслугу полочным мониторам, говоря об их превосходстве над напольной акустикой. А мы, между прочим, слушаем метровые башни с четырьмя драйверами в каждой.
Но всё же поделить весь звуковой диапазон на две части, начиная с глубокого баса, без зазора оказалось не так просто. Струнные и духовые иногда звучат суховато, возможно, из-за ослабленных обертонов. Особенно это чувствуется на тестовых фонограммах, где инструменты записаны по отдельности, а не в составе оркестра. В концертном же зале этот эффект проявляется в виде слегка разреженной атмосферы, сокращения времени естественных ревербераций.
Глубокий бас я упомянул не случайно — несмотря на относительно небольшой калибр драйверов, в звучании VF-35 присутствуют самые низкие ноты. По крайней мере, органные произведения реально порадовали правильным балансом между всеми регистрами. Атака при ударе большого барабана, вибрации струн контрабаса передавались точно и быстро, с полным шлейфом послезвучий.
Похоже, что рупорное оформление рано списывать со счетов. В современной реализации оно избавлено от многих недостатков, ранее считавшихся неискоренимыми, а преимущества налицо даже при весьма скромных затратах.
Дюймовый твитер с алюминиевым куполом установлен в горловине четырёхгранного рупора XT Tractrix
*В идеальном случае АС и слушатель должны находиться в вершинах равностороннего треугольника.
ЧТО ТАКОЕ TRACTRIX HORN
Рупор с формообразующей кривой «трактриса» был запатентован Полом Войтом в 1927 году. В патенте говорилось, что он обладает лучшей дисперсией и даёт меньше окраски, чем применявшиеся ранее экспоненциальные конструкции. Первоначально tractrix horn напоминали воронку, и лишь значительно позже появились более компактные и удобные для встройки варианты прямоугольного сечения. Главное достоинство такого оформления — создание звуковой волны со сферическим фронтом, благодаря чему громкоговоритель по своим временным характеристикам приближается к точечному источнику.
Для линейки Klipsch Icon была разработана улученная модификация рупора — X-Tractrix, в которой групповое время задержки ещё меньше, чем в более ранних версиях.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Заявленные характеристики Klipsch VF-35
- Конфигурация 4 излучателя, 2 полосы
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 41 — 23000
- Чувствительность, дБ/м @ 2,83 В 96
- Максимальная подводимая мощность (продолжительная/пиковая), Вт 100/400
- Номинальное сопротивление, Ом 8
- Частота разделения полос, Гц 1900
- Габариты, мм 1067 х 190 х 368
- Отделка чёрная матовая
- Цена за пару, руб. 34990
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты Klipsch VF-35
Идеально ровный импеданс в среднечастотной области всегда благоприятно сказывается на звучании, особенно при воспроизведении вокала. Фазовая характеристика тоже довольно линейна, что свидетельствует о малой реактивной составляющей нагрузки и обещает правильную передачу динамических контрастов. Номинальное сопротивление вдвое ниже заявленного — 4 Ом вместо 8 Ом, но с повышением частоты оно растет и на 20 кГц достигает отметки 13 Ом. Значит, от усилителя не потребуется большого тока там, где его искажения и без того максимальны.
Фазоинвертор настроен на 43 Гц, частота раздела между СЧ и ВЧ-головками около 2000 Гц, и, судя по высоте резонансного пика, фильтр имеет минималистскую схемотехнику.
Амплитудно-частотная характеристика
Klipsch VF-35
Волнообразный характер кривой на отрезке 700 Гц — 3 кГц объясняется фазовым взаимодействием излучателей и ранними отражениями от лицевой панели. Общая неравномерность невелика, но провал вблизи стыка полос может дать окраску на звучании некоторых инструментов. Чувствительность высокая, около 93 дБ, поэтому выбор усилителя заметно упрощается, он может быть как транзисторным, так и ламповым.
Дисперсия на ВЧ очень хороша — разница между кривыми, снятыми на оси и при отклонении на 30 и 50 град., незначительна. Самое главное, что здесь удалось избежать неравномерности на высоких частотах, дающей характерную рупорную окраску.
Порт фазоинвертора работает в очень широкой полосе — от 30 Гц до 10 кГц. Это больше похоже на лабиринт, нежели на традиционный фазоинвертор. При наличии в системе сабвуфера порты, выведенные вперёд, лучше заглушить.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100SST ($6787)
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись