Три месяца назад мы тестировали полочные мониторы стоимостью 30 — 40 тыс. руб. за пару, которые показали очень высокие результаты как при прослушивании, так и на измерительном стенде. У нынешних участников цена ещё больше, и некоторые производители за эти деньги уже предлагают модели классом намного выше среднего. Цель сегодняшнего исследования — выяснить, получаем ли мы адекватный прирост качества, переплачивая за акустику почти вдвое?
ВЕРХНЯЯ СЕРЕДИНА
- ASW Genius 100 56530 руб.
- Canton Vento 820 56750 руб.
- Dynaudio Focus 110 56700 руб.
- KEF XQ10 63900 руб.
- Monitor Audio GS10 46890 руб.
- Quadral Aurum Megan VIII 55000 руб.
- Thiel SCS4 62800 руб.
- Triangle Comete Ex 45820 руб.
- 7 раз отмерь
Здесь, прежде всего, нужно понять, чем обусловлена такая разница в цене очень похожих внешне систем. Понятно, что в линейке одного производителя более дорогие модели, как правило, имеют большие габариты и увеличенный калибр драйверов, что соответствующим образом влияет на характер звучания. У них шире частотный диапазон, выше динамика. Это очевидные вещи, но есть и ещё кое-что. Часть вложений при разработке акустики идёт на внутренние, невидимые потребителю элементы. В первую очередь отметим компоненты разделительного фильтра, кабель для внутренней разводки и корпус, который считается важнейшей составляющей любой акустики. На последний, по разным оценкам, приходится до 70% затрат при производстве, даже если речь идёт о полочных моделях. Большинство участников этого теста весят столько же, сколько бюджетные напольники, что говорит об эффективном демпфировании резонансов и увеличении жёсткости за счёт внутренних стяжек. Совокупность подобных решений позволяет минимизировать ящичные призвуки и, соответственно, повысить звуковое разрешение и избавиться от окраски. Это есть та самая «музыкальность», которой добиваются меломаны в своих системах.
Не стоит забывать и о том, что полочные АС такого класса, несмотря на их название, нужно ставить не на полки, а на массивные стойки, которые считаются самостоятельным элементом звукового тракта. Некоторые производители (например, Dynaudio) настоятельно рекомендуют размещать свою акустику исключительно на «родных» стойках, которые специально разработаны под конкретную модель. При выборе же других опор обращайте внимание на жёсткость конструкции, возможность засыпки и изоляции от пола с помощью шипов. Также важна высота стоек (оптимум, как правило, 60 — 70 см), ведь для формирования правильной пространственной картины акустическая ось громкоговорителей должна проходить на уровне ушей сидящего слушателя.
В ходе тестирования мы учтём все вышеперечисленные нюансы и используем для прослушивания музыкальные записи высочайшего качества. Они позволят оценить характер звучания каждого из восьми участников и дать рекомендации по выбору той или иной модели.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
Power off
Переход к более высокой ценовой категории, как видим, дал заметный прирост в качестве звучания. Коротко отмеченные изменения можно описать так:
— повышенное разрешение, особенно в среднечастотном диапазоне;
— более натуральное воспроизведение сложных тембральных переходов;
— чётче прорисованная звуковая сцена.
Взять хотя бы самые доступные Triangle Comete Ex. Им присуща практически грандиозная для мониторов динамика воспроизведения с широчайшим частотным диапазоном. Правда, эти системы предлагают несколько специфическую трактовку музыкальных композиций, но даже при этом у нас не возникло ни малейших сомнений в их высоком классе.
И наоборот — компактные KEF XQ10, ставшие лидерами по цене, доказали, что даже при столь скромном литраже и дизайнерском уклоне при проектировании можно получить весьма достойный результат. Как показала практика, для этого следует сделать две вещи: приобрести «родные» стойки и подобрать тракт с не слишком ярким звучанием. Есть смысл попробовать и трифонику с 10-дюймовым сабвуфером — итог видится достаточно любопытным.
Немецкие Aurum Megan VIII стоят несколько особняком от остальных участников теста. Это топ-модель в линейке, в которой используются уникальные технические решения. И вот результат: потрясающее разрешение и ясность в высокочастотном диапазоне. И хотя звучание в остальной полосе не столь впечатляет, при выборе хороших полочников эти АС однозначно стоит взять на заметку.
Универсальная (а по-другому и не скажешь) акустика Thiel SCS4 также хороша по-своему. Первое, что стоит отметить — продуманность и высочайшее качество изготовления. Фирменная идеология Coherent Source дала прекрасную стереокартину и исключительную натуральность средних частот. Однако слегка замедленная атака сигнала и сглаженная динамика не позволила этим системам выйти в победители.
А вот тройка участников, получивших нашу «Рекомендацию»: Canton, Monitor Audio и ASW. Мониторы Vento 820 очень линейны и точны, правильно формируют звуковую сцену. Английские Monitor Audio, напротив, акцентируют внимание на наиболее важных музыкальных аспектах — слушать их сплошное удовольствие. Другие представители немецкой звуковой школы, ASW Genius 100, также имеют минимальную окраску, но с небольшим подъёмом на ВЧ, полезным в комнате с избытком мягкой мебели.
А Grand Prix получают Dynaudio Focus 110, мониторы, замечательные во всех отношениях. Это самые сбалансированные системы, без явных недостатков. Единственная особенность, характерная для всей акустики этой марки — невысокая чувствительность и, как следствие, необходимость достаточно мощного усиления. А это в наше время не проблема.