С точки зрения проектирования двухканальные усилители, пожалуй, самое консервативное звено аудиосистемы. Схемотехника, используемая большинством производителей, была известна ещё в середине 70-х прошлого века, изменилась лишь элементная база и добавились некоторые современные атрибуты: входы для портативных плееров, возможность управления по единой шине и т.д.
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
- Cambridge Audio Azur 650A 22500 руб.
- Marantz PM6003 21000 руб.
- Onkyo A-5VL 18960 руб.
- Rega Brio 3 22850 руб.
- Tangent EXEO AMP 16000 руб.
- Yamaha A-S700 23000 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1($4186)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
В принципе, это неплохо, поскольку здесь прогресс не идёт по пути расширения функциональности, как, например, у AV-ресиверов, а направлен исключительно на повышение качества звучания. Как известно, в усилителях оно во многом определяется энерговооружённостью источника питания, и многие разработчики начинают проектировать новые модели именно с него. Благо за счёт меньших габаритов современных трансформаторов и конденсаторов появилась возможность умощнить питание без существенного увеличения массы и стоимости.
Говоря о консерватизме, мы немного слукавили — как всегда, из общего правила есть исключения. Две модели (Onkyo A-5VL и Tangent EXEO AMP) из шести участвующих в нынешнем тесте, имеют импульсные усилители мощности. Ещё три года назад такая схемотехника считалась неприменимой в серьёзной аппаратуре. Вообще, D-класс, первоначально изобретённый для портативных устройств и сабвуферов, постепенно реабилитируется, в основном усилиями таких крупных компаний, как Pioneer, Sharp и Sony. Правда, исключительно в сегменте Life Style и AV-ресиверах, т.е. там, где из-за недостатка места традиционная схемотехника невозможна. А вот в ультрадорогом сегменте High End класс D не прижился, достаточно вспомнить компоненты TACT, которые рынок так и не принял.
Проблема в том, что импульсные оконечники при высочайшим КПД отличались грубоватым безжизненным звучанием с упрощёнными и не слишком естественными тембрами. Благодаря появлению более совершенных чипов и транзисторных ключей большую часть проблем удалось решить. Не исключено, что в скором будущем меломаны перестанут считать цифровое усиление ущербной технологией.
В ходе предстоящего прослушивания мы постараемся сравнить (пусть и на примере не самых дорогих представителей) традиционный подход с новаторским. Как и всегда, при оценке звучания усилительной техники первостепенное внимание уделялось тональному балансу, верности воспроизведения тембров, динамическим возможностям и корректности построения виртуального пространства (звуковой сцены). Набор фонограмм тоже традиционный — отрывки различных жанров, крайне непростых даже для очень дорогих систем и записанных с высочайшим качеством.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
- Dream Theater, «Awake» (EastWest Records, 1994), CD
- Carl Orff , «Carmina Burana» (Decca, 1976/2002), CD
- Hugh Masekela, «Hope» (Triloka Records,1994), CD
- «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD» (Bailey Records, 2003), CD
- Bartok, «Concerto For Orchestra» (JVC XRCD2, 2000), CD
Power off
Сравнив между собой шесть только что прослушанных аппаратов, можем уверенно сказать: любой из них достоин стать центральным звеном очень приличной стереосистемы. Конечно, в идеале усилитель должен быть абсолютно беспристрастным и выдавать в акустику только то, что было подано ему на вход. Но это у разработчиков получается не всегда, особенно в столь демократичном по меркам Hi-Fi ценовом сегменте. Тем не менее нейтральность и достоверность воспроизведение будет главным критерием при вынесении оценок.
Несмотря на ряд выявленных недочётов, выступление наименее дорогого участника Tangent EXEO AMP нельзя назвать неудачным. Оригинальное управление и цифровая схемотехника с высоким КПД — весьма ощутимые преимущества. Но производитель рекомендует использовать усилитель только с 8-омной акустикой, что несколько ограничивает область его применения. Вот и с нашими референсными напольниками он не смог полностью раскрыть свой потенциал. Но компания Tangent выпускает собственные АС, и не исключено, что компоненты одной марки споются намного лучше.
Marantz PM6003 — абсолютный чемпион по комфортности звучания. В его интерпретации даже жёсткая рок-музыка теряет агрессию и кажется по-домашнему уютной. Такая особенность (но не недостаток) свидетельствует о наличии жанровых предпочтений, но никак не умаляет достоинств этой модели.
Компактный интегральник Onkyo A-5VL — явный лидер по оснащенности, имеющий высококлассный встроенный ЦАП. И именно при подключении по цифре звучание нам понравилось гораздо больше — оно глубокое, собранное и «породистое». А вот при аналоговой коммутации нижний регистр немного расслаблен, возникает ощущение недостаточного демпфирования акустики.
Модели Cambridge Audio Azur 650A и Rega Brio 3 спроектированы британскими инженерами, но демонстрируют диаметрально противоположные подходы. Если в первом случае мы имеем аппарат с развитой коммутацией и регулировками тембра, то во втором — предельно лаконичную конструкцию с коротким трактом сигнала. Но общее у них всё же есть — выдающиеся музыкальные способности. Так что не дать им «Рекомендацию» было бы неправильно.
А победителем теста стал интегральник Yamaha A-S700. Мы уже привыкли и не всегда обращаем внимание на высочайший уровень изготовления аппаратуры этой марки, но звучание иногда преподносит сюрпризы. Не внося ни малейшей окраски, этот усилитель просто поражает слаженным исполнением и высочайшим разрешением. И пусть вас не смущает некоторая стерильность, проявляющаяся в его саунде — просто сигнал подаётся на акустику практически в неизменном виде Дело за малым — подобрать ему равных по уровню партнеров. Заслуженный Grand Prix.