Настольные аудиосистемы становятся всё более популярными у меломанов — растущее число различных док-станций для айпода первое тому свидетельство. Однако мы решили построить такой комплекс с помощью традиционных компонентов — источника, усилителя и парочки добротных мини-мониторов. В этом обзоре мы рассмотрим акустику, лучше всего подходящую для работы в сверхближнем поле.
Jamo S602 | Tangent Evo E4 | Miller & Kreisel X36 | Monitor Audio Radius R90HD | MartinLogan Motion 2 | DALI Mentor Menuet
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Здесь не всё так просто, как кажется. Настольная установка таит в себе немало проблем. Первая связана с дистанцией между слушателем и акустическими системами, которые по понятным причинам не всегда удаётся разместить на расстоянии более метра от слушателя. А ведь именно эта дистанция является точкой отсчета и допустимым минимумом. Ни одни производитель не приводит характеристик колонок, снятых на расстоянии менее метра, ведь из-за разной дисперсии излучателей, интерференции и фазовых рассогласований на частотной характеристике могут появиться такие пики и провалы, что нормальные по всем стандартным критериям системы будут немедленно забракованы. Вот вам первый и самый сложный экзамен для всех отобранных для обзора моделей — как они поведут себя в сверхближнем поле.
Вторая проблема — собственно стол. В данном случае это фактически пол — огромная звукоотражающая поверхность, которая влияет и на построение звуковой сцены, и на АЧХ. Впрочем, как мы выяснили, некоторым системам наличие такого «зеркала» только на пользу.
Еще один осложняющий фактор — вибрация. Если акустика лишена виброизолирующих ножек либо последние неэффективны, то вместе с её корпусом начинает вибрировать и «звучать» сам стол, в чём, конечно же, нет никакого проку. Чтобы этот эффект не сказался на результатах прослушивания, субъективная оценка звучания проводилась при установке систем на виброизолирующие платформы.*
И наконец, четвертая проблема такой системы. В идеале акустику следует размещать примерно на высоте головы слушателя, но в нашем случае она всегда оказывается ниже. Можно наклонить мониторы так, чтобы ось излучения была направлена в точку прослушивания, но и это полумера — получится менее окрашенный звук, но сцена останется внизу. Поэтому в процессе тестирования мы старались выяснить, для каких моделей высота установки наиболее критична.
Предвидим вопрос: «А заслуживает ли затея стольких хлопот?» Уверены — ещё как заслуживает! Во-первых, мониторинг в ближнем поле позволяет услышать в записи мельчайшие нюансы — это вам подтвердит любой профессиональный звукооператор. А здесь мы вообще переходим в сверхближнее поле — гарантируем, что вы заметите на знакомых дисках то, о чём раньше даже не подозревали. Во-вторых, построенная на хороших компонентах и с учётом всех вышеописанных факторов настольная система всегда обладает свойством масштабирования. То есть вы фактически слушаете маленькие колонки на расстоянии вытянутой руки, но звучат они так, что возникает иллюзия настоящей большой системы. И третье соображение — экономическое. Всё это стоит не таких уж и больших денег. Мы начали свои эксперименты с парочки АС, цена которых ниже 200 долларов.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (134000 руб.), интегральный стереоусилитель Bryston B-100 SST (217000 руб.), межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.), акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.), дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000 руб./3600 руб., старинный стол из массива дуба (цена неизвестна)
* Очень эффективные подставки именно под настольную акустику несложно сделать самостоятельно. Из толстой 25 — 35-миллиметровой фанеры или плотной древесины вырезаются подходящие по размерам платформы. На них последовательно наклеивается слой строительного пенопласта (толщиной порядка 20 мм) и плотного упаковочного поролона (еще 10 мм). Декорировать конструкцию можно на своё усмотрение. Полученный сэндвич ставится мягкой частью на стол, а жёсткой обращен к АС.
СТОЛ ЗАКАЗОВ
Выявилась следующая закономерность (впрочем, ожидаемая): чем дороже и выше классом акустика, тем чувствительнее она к тем неблагоприятным факторам, которые были описаны вначале. Другими словами, просто так её на стол не поставишь — нужно принимать меры по виброизоляции или монтировать шипы, подбирать с точностью до сантиметра высоту и дистанцию, наклон и разворот…
Исключением стали только MartinLogan Motion 2, которые, по всей видимости, изначально создавались для настольной установки. Это весомое достоинство, однако само по себе оно ещё не обеспечивает награды. Вожделенный эффект масштабирования с этой акустикой может быть достигнут только при наличии дополнительного компонента — хорошо согласованного сабвуфера. То же можно сказать и про Miller & Kreisel X36: музыкальный потенциал огромный, чистота звучания потрясающая, но без басовой поддержки извне звучат игрушечно. Не помешает саб и Tangent Evo E4, хотя их тональный баланс можно скорректировать и темброблоком.
Награду «Выбор эксперта» мы твердо намерены присудить акустике, с которой пусть и придется изрядно повозиться, но зато ей по силам создать полую иллюзию звучания большой, классной и дорогой аудиосистемы. Это — DALI Mentor Menuet. Похоже, лучших аудиофильских мониторов в микроформате на сегодняшний день просто не существует.
Такую же иллюзию способны создать и Monior Audio Radius R90HD. Они получают звание «Удачная покупка» за наилучшее соотношение цены и качества звучания. Если предыдущий вариант вам кажется слишком дорогим, выбирайте этот — проигрыш в музыкальности будет чисто символический.
Не можем не поощрить и модель Jamo S602, которая покорила не столько своей доступностью, сколько звучанием именно при настольной установке. У бюджетной акустики часто приподнимают края диапазона, что делает звук более привлекательным. И здесь этот приём дал ощутимую пользу. Вот уж воистину «Удачная покупка».