О появлении этого усилителя я узнал ещё в апреле, когда брал интервью у представителей T+A на «HDI Show». Проект ещё не был завершён, поэтому немцы говорили о нём очень осторожно, избегая подробностей. Но даже по этим скупым сведениям было понятно, что что M10 — аппарат уникальный как по конструкции, так и по дизайну. И как только первый экземпляр приехал в Москву, мы отправились на прослушивание.
ДЕСЯТЫЙ ЭНЕРГОБЛОК
И действительно, это сооружение, выполненное в стиле экстремального хай-тека, ни формой, ни пропорциями, ни отдельными деталями усилитель не напоминает. Столь необычная архитектура продиктована схемотехникой и конструктивом, с которыми мне ещё сталкиваться не приходилось.
Начну с того, что аппарат гибридный, т.е. в первых каскадах используются лампы, а в оконечной ступени — мощные транзисторы. Входной сигнал через разъёмы RCA или XLR поступает на дифференциальный усилитель, построенный на двойном триоде 6SN7. За счёт этого эффективно подавляются любые помехи, наведённые на межблочный кабель, и пульсации источника питания. Кроме того, 6SN7 — один из самых линейных триодов, имеющихся в природе, и аудиофилы очень ценят его за нейтральное и прозрачное звучание. Во втором каскаде 6SN7 соединены в параллель и работают при высоком анодном напряжении и токах, что обеспечивает необходимый размах неискажённого сигнала и расширенный частотный диапазон без введения общей обратной связи. Помимо этого, достигается оптимальное согласование одновременно с двумя усилителями мощности. Да, именно с двумя, и в этом ещё одна особенность M10. В каждом моноблоке имеется пара абсолютно идентичных выходных модулей мощностью 1000 Вт на 4 Ом с собственными винтовыми клеммами. Решение, позволяющее легко реализовать подключение нагрузки по схеме bi-amping, а если в акустике всего два входных поста — bi-wiring с параллельным включением кабелей. Правда, при такой конфигурации почему-то не предусмотрено мостовое включение, легко удваивающее выходную мощность.
Зато есть переключатель, с помощью которого можно выбрать наилучший для конкретных условий режим — High Current или High Power. В первом случае выходные транзисторы работают при пониженном до ±50 В напряжении питания, но больших токах, т.е. в классе А, вплоть до 40 Вт. Идеальный вариант, если у вас чувствительная акустика или просто хочется послушать музыку не слишком громко, но с максимальным комфортом. В High Power питание увеличивается до ±100 В, а выходная мощность — до 1500 Вт на нагрузке 2 Ом, так что проблем не будет и при работе с «тугой» акустикой (например, планарной) или озвучивании больших помещений.
Разумеется, для электроснабжения такого монстра понадобился и нетривиальный источник. На нижнем этаже шасси расположены три трансформатора — по киловаттнику на каждый оконечный усилитель и один анодно-накальный, для ламповых каскадов. Все они тороидальные, с малой индукцией рассеяния и тем не менее помещены в стальной экран для полной изоляции от чувствительных схем усилителя.
Динамические показатели любого усилителя, как известно, определяются его энерговооружённостью. У M10 с этим всё в порядке — суммарная ёмкость конденсаторов в блоке питания достигает 180000 мкФ. Их зарядный ток огромен, и чтобы при включении усилителя не выбило пробки в квартире, предусмотрен софт-старт. И это только одна из функций микропроцессорной системы контроля и защиты, которая мониторит контрольные точки усилителя и при отклонениях от нормы отключает нагрузку и снимает питание с выходных каскадов. Состояние системы индицируется на дисплее, выполненном в виде узкого вертикального окошка со столбиком красных светодиодов. По нему можно также судить и об отдаваемой в нагрузку мощности, причём на выбор — пиковой или RMS.
Вот такая продвинутая начинка и обусловила архитектуру M10: нижний ярус отведён под питание, по бокам вертикальные веера теплоотводов, а на крыше организована посадочная площадка для ламп, закрытых блестящими сетчатыми экранами. Углы корпуса усилены полыми алюминиевыми колоннами — для поддержания как общего стиля линейки, так и самого 52-килограммового сооружения.
Плотная увязка броского дизайна с оптимальной компоновкой прослеживается и в остальных компонентах V-серии. CD/SACD-проигрыватель D 102 собран на антирезонансном шасси с несущими элементами в виде боковых колонн. Транспорт — с верхней загрузкой, а литая алюминиевая крышка открывается вручную с помощью рычажка, напоминающего микролифт тонарма. Два источника питания гарантируют полное разделение аналогового и цифрового трактов, причём для последнего разработан специальный импульсный преобразователь с подавлением ВЧ-помех в цепях потребления. Дополнительная изоляция достигается за счёт оптронной развязки между сигнальными платами. DAC построен на восьми 32-битовых чипах Burr-Brown, за счёт чего погрешность преобразования снижена вдвое по сравнению с традиционными схемами.
Аналоговые фильтры ламповые, на двойных триодах 12AX7LPS, и частоту среза можно выбрать 60 или 120 кГц. Выходные буферы — на драйверных лампах ECC99, обеспечивающих выходное сопротивление менее 100 Ом. Напомню, что 99-й триод отличается высокой нагрузочной способностью и линейностью, благодаря чему часто используется в оконечниках для раскачки 300B.
Анфас предварительный усилитель P 102 настолько похож на описанный выше проигрыватель, что их легко спутать. Схемотехника у него полностью ламповая, в первых каскадах те же 12AX7LPS, на выходе ECC99 в предельном токовом режиме. Из особенностей преда отмечу полностью балансную топологию с коммутируемой плавающей землёй (фича, позаимствованная у профессиональной техники), отсутствие общей обратной связи, продвинутый блок питания с плавным пуском и селектор входов на оптронах.
Нестандартной внешностью отличаются и акустические системы T+A Criterion TCI-2E. И прежде всего, конечно, плавными линиями корпуса и фактурой шпона, который меняет оттенки в зависимости от угла падения света. Самое интересное, что натуральный шпон в данном случае не отделочный материал, а строительный — несколько слоёв (10 — 15) склеиваются под прессом при высоких температурах, благодаря чему и удаётся получить не только нужную форму, но и повышенную жёсткость корпуса с отличными антирезонансными свойствами.
Но в Criterion TCI-2E это не единственное оригинальное решение. Вместо традиционного фазоинвертора здесь используется transmission line, т.е. лабиринт с дополнительной акустической обработкой. Его плюс в том, что заднее излучение НЧ-драйвера, пройдя строго рассчитанный путь, выходит наружу в фазе с основным, за счёт чего бас становится глубже и мощнее. В таком оформлении работают две головки с 22-сантиметровыми диффузорами из карбонового волокна. Ещё одна изюминка — использование в качестве ВЧ-звена активной электростатической панели, поэтому верхняя граница воспроизведения была расширена до 45 кГц. Кроме того, безынерционный излучатель идеально воспроизводит резкие фронты сигнала, что на слух воспринимается как ясность и естественность верхнего регистра.
Для адаптации к конкретному помещению предусмотрена коррекция по всем трём полосам в пределах +1,5/0/-1,5 дБ.
Кстати, после пробного прослушивания высокие частоты я прибрал на 1,5 дБ, поскольку комната, где был установлен комплект, оказалась довольно звонкой. Вообще же связка из M10 и Criterion TCI-2E, пожалуй, одна из самых удачных в своём ценовом сегменте. Хотя опасения, если честно, у меня были: электростаты беспощадно выявляют малейшие артефакты т.н. «транзисторного звучания», наиболее заметные именно в ВЧ-диапазоне. Любопытно было бы взглянуть на спектр искажений M10, скорее всего, у него очень короткий шлейф гармоник, полученный как раз за чёт гибридной схемотехники. Применение ламп в первых каскадах позволяет охватывать обратной связью не весь усилитель, а только транзисторную его часть. На звучании это сказывается очень заметно — верх становится легким, прозрачным, без малейшей резкости или мути. Особенно это чувствуется при воспроизведении SACD, у которых частотный диапазон по определению намного шире. Сборник Showcase [1] записан и переведён в DSD на лондонской студии Sony (Whitfield Street Studios) известнейшим звукорежиссёром Жаном-Эриком Перссоном. Он всегда добивается предельно естественного звучания инструментов и вокальных партий, но оценить это в полной мере можно только на системе с высоким разрешением. В этом отношении M10 просто вне конкуренции — голоса словно живые, сложный тембр акустических инструментов передаётся абсолютно достоверно, тарелки реально настоящие. Усилитель не теряет контроля акустики даже в самом нижнем регистре — звучание соборного органа плотное, не размытое.
Второй важный момент — построение сцены. Она уходит далеко за стойку с аппаратурой, а отдельные инструменты слышны у самой задней стены. Это говорит о фазовой и частотной идентичности обоих каналов на всём пути сигнала от источника до слушателя. Кстати, при таком размере акустики верно передаётся и масштаб инструментов, чего стоит один лишь рояль, занимающий всю ширину сцены. Единственное замечание — инструменты с высоким спектром притягиваются к колонкам, но это характерно для большинства планарных излучателей.
Теперь испытаем нашу систему на драйв. Конечно, 1000 Вт на канал — внушительные цифры, но у нас большая комната, а чувствительность Criterion TCI-2E по НЧ и СЧ-полосам 87 дБ при среднем значении для напольной акустики 90 — 91 дБ. Напомню, что разница в 3 дБ означает падение звукового давления вдвое при той же подводимой мощности. Это я к тому, что ватты никогда лишними не бывают, особенно если мы хотим реализовать полный динамический диапазон записи. В нашем случае запас мощности оказался очень кстати на диске Laibach [2] с колоссальной энергетикой и шквальным звуковым экстримом. Постепенно прибавляю громкость — и никаких слышимых искажений в тракте, раньше них появляются призвуки комнаты. Разборчивость крайне высока, хотя на CD она заметно ниже, чем на SACD, да и верхний диапазон кажется более резким.
И что можно считать реальным достижением при создании оконечников M10 — при таком потенциале у них нет проблемы первого ватта, т.е. даже на малой громкости аппарат играет чётко и внятно, да и сцена не сворачивается. Очень комфортно звучит камерный джаз [3], с рельефной прорисовкой всех инструментальных и вокальных партий.
То, что система позволяет услышать явную разницу между форматами, можно считать ещё одним подтверждением высокого звукового разрешения усилителя и акустики. И хорошим поводом для твикинга, в частности, подбора более «мягких» кабелей, для тех, у кого большая часть фонотеки состоит из обычных компакт-дисков.
В каждом моноблоке имеется пара абсолютно идентичных выходных модулей мощностью 1000 Вт с собственными винтовыми клеммами
СИСТЕМА
- CD/SACD-проигрыватель T+A D10 MK2 (€8200)
- Предварительный усилитель T+A P10 MK2 (€8200)
- Акустические системы T+A Criterion TCI-2E (€11320)
- Сетевой фильтр Isol-8 Substation ($3250)
- Стойка: ASW Ambitus 70/4 (€2920)
Кабели:
- — межблочные Abbey Road Reference 0,6 m ($885)
- — акустические Abbey Road Reference 1,5 m ($1465)
- — сетевые Abbey Road Power Chord 1 m ($400), Isol-8 IsoLink Neutrik 20 ($240)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Showcase, «Acoustic music in authentic environment». Opus 3, SACD, 2000
- Laibach, «Anthems». Mute Records, 2004
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella And Louis». Verve, 1956/2000
Заявленные характеристики усилителя T+A M10
- Номинальная/пиковая выходная мощность, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 550/570
- — на нагрузке 4 Ом 1000/1070
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+0/-3 дБ) 1 — 150000
- Коэффициент гармоник (5 Вт, 4 Ома, 1000 Гц), % 0,009
- Демпинг-фактор (4 Ом,) > 115
- Отношение сигнал/шум, дБ >114
- Скорость нарастания выходного сигнала, В/мкс 65
- Потребляемая мощность, Вт 2500
- Габариты, мм 520 х 350 х 480
- Масса, кг 52
- Цена (одного моноблока), € 11700