СИЛЬНЫЕ ДУХОМ
Нет никаких технических препятствий для того, чтобы создать еще более мощный ламповый интегральник, чем тот, что был только что описан. Например, с относительно небольших лучевых тетродов KT90 в двухтактном включении можно запросто снять 100 и более ватт, а такой усилитель, как вы понимаете, мог бы составить достойную конкуренцию любому полупроводниковому интегральнику. Однако найти подобную конструкцию у ведущих «ламповых» брэндов непросто, и поэтому мы обратили внимание на раздельные системы. Интересующая нас лампа применяется в моноблоках M-180 американской компании Rogue Audio. Конечно, полный комплект с предварительным 99 Magnum Phono значительно превосходит по цене остальные представленные в обзоре аппараты, но здесь сравнение и не подразумевается. Вопрос ставится глобально: на что вообще способна лампа?
Продукция Rogue вряд ли впечатлит эстетов. Чёрные стальные короба с массивными «фасадами» на винтах и окрашенные порошковой эмалью — в таком брутальном стиле выполнены и моноблоки M-180, и 99-й пред. Последний оснащён системой ДУ, селектором входов и RIAA-корректором. Главная особенность этого компонента — вынесенный в отдельный блок фильтр сетевого питания. В линейном тракте 99 Magnum Phono применяются подобранные пары 6SN7, в корректирующем — маломощные двойные триоды. Оконечники M-180 внешне в точности повторяют моноблоки M-150 и имеют такую же «развернутую» компоновку. Панель с лампами находится сзади, там, где обычно ставят трансформаторы. В непосредственной близости от входных разъёмов также смонтированы контрольный вольтметр и лампочки драйверных каскадов (пара 12AU7 и одна 12AX7), которые обслуживают линейный и балансные входы. Акустика подключается к четырём терминалам, полностью раздельным для 4-х и 8-омной нагрузки. Там же вы найдете ещё и два тумблера. Один «поднимает землю» во избежание возможных петель, второй переводит выходные каскады из триодного режима в ультралинейный.
Выбрать самый подходящий, кстати, непросто — и в том, и в другом варианте моноблоки звучат очень интересно, с идеальной сценой. Фокусировка образов, позиционирование планов, — всё на высоте. Ультралинейный режим хорош с точки зрения динамики и тонального баланса, практически не вносит окраски и потому звучание поначалу кажется даже каким-то не ламповым. Динамический потенциал огромен. Даже при очень большой громкости эту технику невозможно довести до клиппирования. Впечатляет и контроль нагрузки. Атака, удар, послезвучия, — всё собрано в одно гармоничное целое настолько хорошо, что лучшего и не пожелаешь. Лёгкое напряжение чувствуется лишь на стыке среднего и верхнего регистров, где акцент переносится на второстепенные микродинамические нюансы в музыкальной записи, а гармония, тональный колорит и общая атмосфера становятся как бы второстепенными.
И, похоже, это особенность не усилителя, а ламп KT90 — в триодном режиме то же самое. Да, акустические инструменты играют живее и полнее, а вокальные партии звучат одушевленнее, но всё равно присутствует некоторая аналитичность. Триодный режим предпочтителен, когда важно получить чистейший верхний регистр. Вот тут голосовые сибилянты, «воздух», едва уловимые шумовые шлейфы M-180 передаст весьма натурально. И, что немаловажно, усилитель почти не теряет динамических качеств — симфоническое крещендо будет исполнено так, что по коже пробегут мурашки. Однако в «триоде» уже не стоит рассчитывать на образцовый бас. Атака на ударных смягчится, в послезвучиях проявится подвижность и протяжность. А поскольку многим аудиофилам вот такой «живой» бас, лишенный жесткой структурности, нравится больше, недостатком мы это считать не станем.
ПОРАДОВАЛО
Очень высокая динамика как в ультралинейном, так и в триодном режиме. В первом случае получаешь образцовый контроль нижнего регистра, во втором — чистейший верх.
ОГОРЧИЛО
В средней полосе звуковой информации больше, чем музыкальной гармонии. В триодном режиме это также заметно, но меньше.
- Производитель Rogue Audio Inc (США)
- Made in США
- Цена, руб.
- пред 145000
- моноблок 125000
- www.rogueaudio.com
- Rogue Audio 99 Magnum Phono
- Воспроизводимый диапазон, Гц 1 — 200 000
- При неравномерности, дБ ±1
- Искажения, % 0,1
- Отношение сигнал/шум, дБ н.д.
- Габариты, мм 432 х 140 х 356
- Масса, кг 12,3
- Rogue Audio M-180
- Воспроизводимый диапазон, Гц 5 — 50 000
- При неравномерности, дБ ±1
- Выходная мощность, Вт
- в триодном режиме н.д.
- в пентодном режиме 180
- Искажения (при мощности, Вт), % 0,1 (н.д.)
- Отношение сигнал/шум, дБ н.д.
- Габариты, мм 368 х 178 х 483
- Масса, кг 25,0
Частотная характеристика Roque Audio
Вот типичная картина для большинства ламповых усилителей — незначительные, порядка 1 дБ, спады на краях диапазона, которые на слух заметить невозможно.
Зависимость КНИ от выходной мощности Roque Audio
Усилитель имеет правильную, т.е. линейную зависимость уровня искажений от мощности в диапазоне 0 — 20 Вт. В ультралинейном режиме (синяя кривая) отдаваемая в нагрузку мощность та же, а искажений чуть меньше.
Спектр искажений Roque Audio в пентодном режиме
Картина, показанная на графике, получена при мощности 5 Вт. В спектре видны составляющие вплоть до 11-й, что может негативно сказаться на чистоте верхнего диапазона. Соотношение амплитуд чётных и нечётных гармоник нетипичное для двухтактного выходного каскада. Это может быть сделано специально — доминирование 2-й гармоники придает звучанию теплоту.
Спектр искажений Roque Audio в ультралинейном режиме
Ультралинейное включение выходных ламп, когда экранные сетки подключены к отводам первичной обмотки трансформатора, сочетает преимущества пентодного (высокая мощность) и триодного (малые искажения) режимов. В данном случае заметно уменьшилась 4-я гармоника, а шлейф в целом стал короче.
ламповые усилители 85000 — 250000 рублей
- Trafomatic Audio Experience One
- Quad II Classic Integrated
- PrimaLuna Prologue Premium
- Ayon Spirit II
- Rogue Audio 99 Magnum Phono/M-180