7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», словно органная труба. И ещё обратите внимание на то, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для оптимального выбора усилителя.
Напольные акустические системы
- Acoustic Energy Aelite Three 45130 руб.
- Arslab AC3 42990 руб.
- B&W 684 47000 руб.
- DALI Ikon 6 Mk2 55000 руб.
- Martin Logan Motion 10 45000 руб.
- Mission 766 39900 руб.
- Monitor Audio Silver RX6 44490 руб.
- Phonar Veritas P3 56800 руб.
- RBH R55Ti 36550 руб.
- Rega RS3 45200 руб.
- 7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты Acoustic Energy Aelite 3
Волнообразный характер кривой обусловлен не совсем обычной конструкцией колонок. Каждый из басовых драйверов нагружен на собственный фазоинвертор с разными частотами настройки — 28 и 45 Гц, что и даёт три горба в НЧ-области. Более того, система 4-х или 3,5-полосная, поскольку на графике явно видны три частоты раздела: 340, 2800 и 6300 Гц. Номинальное значение импеданса и 5,8 Ом (на 200 Гц), но после 10 кГц он немного ниже, хотя и почти не зависит от частоты. Соответственно, и фазовая характеристика не показывает резких сдвигов.
Амплитудно-частотная характеристика Acoustic Energy Aelite 3
Пожалуй, лучший результат среди всех испытуемых — неравномерность в диапазоне частот 100 Гц — 10 кГц не превышает 2 дБ, если не считать небольшого горба на 4 кГц. Да и его глубина невелика, поэтому на звучание повлиять не может. Повышенная отдача твитера на краю диапазона тоже вряд ли будет заметна, особенно в комнате с мягкой мебелью. Но если верх всё же хочется немного «притушить», поверните АС на несколько градусов внутрь. Диаграмма направленности идеальная — кривая, снятая при отклонении от акустической оси на 30 град., абсолютно линейна до 17 кГц. Два фазоинвертора обеспечивают ровную АЧХ на нижних частотах. Правда, они дают турбулентные призвуки, которые могут быть заметны на большой громкости. Чувствительность средняя, около 90 дБ, поэтому для озвучивания помещения средней площади вполне подойдёт 60-ваттный усилитель.
Зависимость модуля Z от частоты Arslab AC3
Система с довольно ровным, но низким импедансом — номинальное значение 3 Ом (110 Гц). Очень ценно, что на отрезке от 100 до 400 Гц он мало зависит от частоты, что обещает правильную передачу вокала. На высоких частотах сопротивление растёт и достигает отметки 5,5 Ом, что несколько упрощает выбор усилителя. Тем не менее лучший результат получится с аппаратами, способными отдать в нагрузку повышенный ток. Разделительный фильтр с центральной частотой 2200 Гц дает очень низкий горб — скорее всего, он имеет звенья для компенсации реактивной составляющей головок. Фазоинвертор настроен на 30 Гц, так что с басом проблем не будет. Судя по изломам на обеих кривых, в корпусе возникает стоячая волна на 160 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика B&W 684
Тут тоже стоит обратить внимание на НЧ-диапазон. Две басовые головки работают с перекрытием при поддержке собственных фазоинверторов, за счёт чего обеспечивается линейность вплоть до 28 Гц. Правда, порты дают призвуки, которые могут быть заметны на большой громкости. В целом же мы видим подъёмы на краях диапазона, что говорит о стремлении разработчиков ввести коррекцию по НЧ и ВЧ для более выразительного звучания. Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Для выравнивания АЧХ лучше слегка развернуть АС в стороны, но в этом случае они должны стоять подальше от боковых стен комнаты. Чувствительность средняя, порядка 89 дБ, поэтому усилитель понадобится не слишком мощный, от 70 Вт на канал.
МАРКА | Acoustic Energy
Aelite Three |
Arslab
AC3 |
B&W
684 |
DALI
Ikon 6 Mk2 |
Martin Logan
Motion 10 |
Mission
766 |
Monitor Audio
Silver RX6 |
Phonar
Veritas P3 |
RBH
R55Ti |
Rega
RS3 |
Конструкция | 3 полосы, фазоинвертор (ФИ) | 3 полосы, ФИ | 2,5 полосы, ФИ | 2,5 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 3 полосы, ФИ | 2,5 полосы, ФИ | 2,5 полосы, ФИ | 3 полосы, ФИ | 3 полосы, ФИ |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 6 | 8 | 6 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 89 | 88 | 90 | 89 | 90 | 88 | 90 | 89 | 88 | 89 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 34 — 27000 | 40 — 20000 | 44 — 22000 | 39 — 30000 | 65 — 25000 | 30 — 20000 | 38 — 35000 | 36 — 27000 | Н.д. | Н.д. |
При неравномерности, дБ | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. | 3 | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | Н.д. | Н.д. | 150, 4000 | 600, 2600, 14000 | 3000 | 200, 1700 | 700, 2700 | 800, 2200 | Н.д. | Н.д. |
Подводимая мощность, Вт | До 175 | До 200 | До 150 | До 180 | До 200 | До 200 | До 125 | До 165 | До 200 | До 100 |
Подключение к усилителю, полос | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Габариты, мм | 230 x 920 x 297 | 242 x 1130 x 402 | 910 х 198 х 300 | 1000 x 190 x 355 | 891 х 251 х 254 | 1010 x 206 x 370 | 905 x 275 x 310 | 900 x 160 x 295 | Н.д. | 224 х 797 х 246 |
Масса (каждой), кг | 18 | 27,5 | 18,2 | 17,8 | 10 | 23,2 | 16,4 | 19 | Н.д. | 9 |
Цена, руб. | 45130 | 42990 | 47000 | 55000 | 45000 | 39900 | 44490 | 56800 | 36550 | 45200 |
Амплитудно-частотная характеристика Arslab AC3
Характеристика может показаться не слишком линейной, но в этом есть определённый расчёт. Подъёмы на краях диапазона часто делаются специально, это своего рода тонкомпенсация, оживляющая звучание АС на малой громкости. Неравномерность заметно уменьшается при отклонениях от оси на 30 град. (зелёная кривая), поэтому лучше колонки не направлять на место прослушивания. Тональный баланс на ВЧ при этом не пострадает, поскольку у колонок великолепная дисперсия, АЧХ линейна вплоть до 20 кГц. Столь широкая диаграмма направленности гарантирует чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Фазоинвертор настроен очень остро и стыкуется с басовым драйвером с приличным зазором. Чувствительность средняя, порядка 89 дБ, поэтому особых требований к мощности усилителя не возникает.
Зависимость модуля Z от частоты Dali Ikon 6 Mk II
Традиционно ровный для акустики этой марки импеданс благоприятно сказывается на фазовой характеристике — от 120 Гц до 20 кГц она укладывается в рамки ±26 град. Минимальная реактивная составляющая способствует правильной передаче динамических контрастов и не вызывает проблем с устойчивостью усилителя. Номинальное сопротивление 4,5 Ом, и ниже этой отметки оно не падает. Как раз, наоборот, на высоких частотах импеданс колеблется от 8 до 6 Ом на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется большого тока там, где его искажения и без того велики. Фазоинвертор настроен на 40 Гц, что намного выше, чем у большинства соперников. Частота раздела между СЧ и ВЧ-головками порядка 3500 Гц, и, судя по высоте резонансного пика, в фильтрах имеется компенсация реактивной составляющей.
Зависимость модуля Z от частоты B&W 684
Необычный вид кривой в левой части графика объясняется наличием двух фазоинверторов с различными частотами настройки. Первый резонанс, судя по всему, у этих АС на 33 Гц, а второй на 70. Это даёт два явных преимущества — выравнивается АЧХ в области нижнего и среднего баса, а также радикально снижаются фазовые сдвиги на резонансных частотах (верхняя кривая). Номинальное сопротивление 684-х 5 Ом, а минимальное — 3,5 на 20 кГц. Последнее обстоятельство стоит учесть при выборе усилителя. Разделительные фильтры между СЧ и ВЧ-полосами простые, без фазовыравнивающих звеньев.
Амплитудно-частотная характеристика Dali Ikon 6 Mk II
На большей части рабочего диапазона линейность можно считать образцовой, лишь вблизи частоты раздела между СЧ и ВЧ-полосами виден провал глубиной около 5 дБ. Повышенная отдача ленточного твитера характерна для акустики Dali, но производитель и рекомендует не направлять её на слушателя, а ставить параллельно задней стене. В этом случае АЧХ выравнивается (зелёная кривая), а запас по ВЧ может оказаться очень кстати в глухих помещениях. Диаграмма направленности у ВЧ-сборки очень широкая, в данном случае об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. Они практически не расходятся до 7 кГц, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Да и с басом проблем не будет — фазоинвертор работает в диапазоне 27 — 60 Гц и надежно стыкуется с НЧ-драйвером. Порт даёт призвуки в широком диапазоне частот, но амплитуда их невелика.
Зависимость модуля Z от частоты MartinLogan Motion10
Небольшому объёму АС соответствует и довольно высокая частота настройки фазоинвертора — 56 Гц. Номинальное сопротивление 4 Ом, и во всём диапазоне, особенно голосовом, оно очень мало зависит от частоты. Соответственно, не имеет серьёзных перегибов и фазовая характеристика. При таком характере нагрузки заметно облегчается работа усилителя, поскольку ему придётся иметь дело, по сути, с активным сопротивлением. Разделительный фильтр с центральной частотой 2800 Гц дает двойной горб — похоже, он «придавлен» фазовыравнивающими звеньями.
Амплитудно-частотная характеристика Mission 766
АС отличаются поистине образцовой линейностью, хотя твитер даёт заметный горб с максимумом на 16 кГц. Стандартный совет: избавиться от него можно разворотом колонок внутрь градусов на 10 — 15. Впрочем, в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью это вряд ли понадобится. Диаграмма направленности очень широкая, в данном случае об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. До 8 кГц они практически не расходятся, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. С басом проблем тоже не будет — фазоинвертор работает в диапазоне 20 — 60 Гц и идеально стыкуется с НЧ-драйвером. Собственные резонансы порта практически отсутствуют.
Зависимость модуля Z от частоты Phonar P3
Фазоинверторная система с частотой настройки 60 Гц. Номинальное (оно же минимальное) сопротивление — 3,5 Ом, на более высоких частотах импеданс растёт, достигая на 20 кГц отметки 6,5 Ом. Это всегда благоприятно сказывается на звучании, поскольку от усилителя не потребуется большого тока в диапазоне, где искажения выходного каскада и без того велики. Частота раздела между СЧ и ВЧ-полосами порядка 2200 Гц. Несмотря на применение простых фильтров (об этом говорит высокий резонансный горб), фаза на высоких частотах держится в приемлемых пределах.
Амплитудно-частотная характеристика MartinLogan Motion10
На этом графике обнаружился второй фазоинвертор, настроенный на 210 Гц. Его влияние невелико, очевидно, его добавили, чтобы выровнять АЧХ на нижней середине. В целом же её нелинейность по звуковому давлению не превышает ±3 дБ, если не принимать во внимание повышенную отдачу планарного твитера с пиком на 16 кГц. Если комната не переглушена, от подъёма на ВЧ легко избавиться разворотом колонок. Диаграмма направленности вне критики — при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. характеристика абсолютно линейна вплоть до 10 — 12 кГц. Это обещает широкую сцену и точную локализацию источников. Чувствительность АС около 90 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средней площади достаточно 60-ваттного усилителя. Призвуки порта незначительны и на слух заметны не будут.
Зависимость модуля Z от частоты Monitor Audio Silver RX6
Ещё одни системы с идеально ровным импедансом: в диапазоне 130 Гц — 20 кГц его значение плавно меняется от 4,3 до 9 Ом, включая и резонансные пики. Соответственно, и фазовая характеристика на всём её протяжении абсолютно линейна. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является чисто активной нагрузкой. Кроме того, на ВЧ импеданс выше, что гарантирует меньшие искажения выходных каскадов. В этих АС два фазоинвертора, но на графике виден лишь передний, настроенный на 42 Гц. Пик на частоте раздела полос (2800 Гц) практически отсутствует.
Амплитудно-частотная характеристика Phonar Veritas P3
Чувствительность АС выше средней, около 91 дБ, так что для озвучивания небольшой комнаты будет вполне достаточно 50 — 60-ваттного усилителя. Несмотря на волнообразную характеристику, нарушения тонального баланса заметны не будут, поскольку неравномерность во всём рабочем диапазоне не превышает ±3 дБ. Три синих кривых справа соответствуют разным положениям регулятора ВЧ -1/0/+1 дБ. Фазоинвертор имеет довольно острую настройку и два резонанса несерьёзной амплитуды. Как всегда у Phonar, дисперсия твитера просто шикарная — расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град., незначительны. Такая диаграмма направленности обещает широкую зону стереоэффекта, хорошую сцену и точную локализацию источников.
Зависимость модуля Z от частоты Mission 766
Чрезвычайно интересная и грамотная конструкция с очень ровным импедансом. Правда, вместо заявленных 8 Ом его номинальное значение всего 2,5 Ом (!), и на этой отметке оно держится от 100 до 350 Ом. Это обязательно нужно учитывать при выборе усилителя — столь низкоомная нагрузка может вызвать заметные на слух искажения. Но в верхнем диапазоне проблем не будет — после второй частоты раздела (2600 Гц) сопротивление АС значительно выше — от 6,5 до 8 Ом. Резонансный пик имеет большую амплитуду, скорее всего, здесь применены простейшие фильтры. Частота настройки фазоинвертора чрезвычайно низкая, около 25 Гц.
Амплитудно-частотная характеристик Monitor Audio Silver RX6
А вот здесь видно, что задний фазоинвертор настроен на 58 Гц, т.е. два мидбаса работают фактически в общей полосе, но с небольшим сдвигом. Это позволяет, с одной стороны, получить более глубокий бас, а с другой — обеспечить надёжную стыковку с твитером. Что мы и видим — АЧХ линейна от 40 Гц до 20 кГц, даже типичный провал вблизи частоты раздела отсутствует. Диаграмма направленности тоже вне конкуренции — при отклонениях от оси от 0 до 30 град. ВЧ-диапазон становится абсолютно ровным вплоть до 20 кГц. Чувствительность АС средняя, порядка 90 дБ, поэтому мощный усилитель для обычной комнаты не понадобится.Турбулентные призвуки портов минимальны, но у переднего имеется резонанс на 220 Гц, который может быть слышен на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты RBH R55Ti
Система с довольно высоким значением импеданса в нижнем регистре, но резким провалом на средних частотах с минимумом 4 Ом на 530 Гц. С 5 кГц сопротивление начинает расти и к 20 кГц достигает 8,5 Ом, что облегчает работу усилителя на самом трудном для него участке. Разделительный фильтр с центральной частотой 2400 Гц даёт два небольших резонансных горба — скорее всего, он имеет звенья для компенсации реактивной составляющей головок. Фазоинвертор настроен на 65 Гц, поэтому слишком глубокого баса от этих АС ожидать не стоит.
Амплитудно-частотная характеристика RBH R55Ti
Характеристика в целом линейная, без резких пиков и провалов, но имеет легкую волнообразность в диапазоне 500 — 5000 Гц. Впрочем, неравномерность не превышает ±3 дБ, что можно считать неплохим результатом для трёхполосных систем со сложными фильтрами. Интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос как таковой отсутствует, нет и подъёма на ВЧ, отмеченного у большинства других участников теста. У твитера великолепная дисперсия, что гарантирует чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность выше средней, порядка 91 дБ, поэтому слишком мощный усилитель не потребуется. Фазоинвертор точно стыкуется с басовым драйвером, но имеет на 900 Гц резонанс значительной амплитуды.
Зависимость модуля Z от частоты Rega RS3
По характеру кривой в левой части можно было бы предположить, что мы имеем дело с закрытым оформлением. На самом же деле отсутствие первого резонансного горба объясняется особой конструкцией фазоинвертора, больше напоминающего transmission line. Это фирменная разработка Роя Ганди, применяемая во всей напольной акустике Rega. Частота настройки в данном случае — 50 Гц. Номинальное сопротивление колонок 4,5 Ом (частота 220 Гц), оно же и минимальное. Важно, что после 8 кГц оно мало зависит от частоты, меняясь лишь в пределах ±0,5 Ом. Полосы делятся на 2600 Гц простейшими фильтрами, изломы кривых на 200 Гц говорят о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Rega RS3
На отдельных участках характеристика ровная, с небольшими отклонениями от линейной, но имеет провал глубиной 8 дБ на 700 Гц. Он может сказаться на воспроизведении женского вокала и музыкальных инструментов, спектр которых приходится на эту область. Обратите внимание на прекрасную дисперсию твитера — форма кривых, снятых на оси и вне её, одинакова. Более того, при углах до 30 град. АЧХ остаётся абсолютно линейной. Как правило, такая акустика даёт чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта, даже если она стоит несимметрично относительно слушателя. Фазоинвертор имеет острую настройку, но неплохо стыкуется с басовым драйвером. На его характеристике также видна стоячая волна на 200 Гц, отмеченная ранее.