Как правило, для этой рубрики мы собираем систему сами, а иногда доверяем это сотрудникам какого-нибудь салона. Но когда появилась возможность познакомиться с готовой домашней инсталляцией, собранной владельцем, исходящим из собственных музыкальных предпочтений — решили её не упускать. Впрочем, в силу некоторой специфики вряд ли этот проект можно считать чисто домашним.
МУЗЫКА С ВИДОМ
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Michael Jackson, «Bad». Epic, 1987
- Tutti «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Tom Waits, «Real Gone», Anti, Inc. 2004
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Ayon CD-5 ($11000)
- Интегральный усилитель Ayon Triton ($8600)
- Акустические системы Legacy Audio Focus SE ($15000)
- Межблочный кабель QED Signature Audi XT ($400)
- Акустические кабели Acrolink Mexcel ($12500)
Владелец системы (будем звать его просто Василий) — по профессии архитектор, обосновался в художественной мастерской, построенной ещё в советское время. Это чердачное пространство высотного жилого дома, в котором имеется всё необходимое для жизни, работы и отдыха. Главным помещением этого классического американского лофта в центре Москвы стал небольшой зал площадью 63 кв. м с высотой потолков 3,80 и окном во всю стену с панорамным видом на город. Чисто символическими перегородками он разделён на кухню, офис, творческую мастерскую и релаксационную зону с огромным камином и аудиокомплексом — тем самым, что мы будем слушать.
Поскольку эстетическая сторона при выборе компонентов была не менее важна, чем качество звучания, выбор пал на технику Ayon. В самом деле, и проигрыватель CD-5, и усилитель Triton — настоящие находки для дизайнера, работающего с интерьерами броскими, отчасти даже вызывающими, но не выходящими за рамки хорошего вкуса. Корпуса аппаратов, выполненные в стиле техно-арт, кажутся цельной металлической плитой с закруглёнными краями. Впечатление от «Тритона» усиливается за счёт игры света и причудливых проекций в ламповых колбах и цилиндрах полированного хрома. Акустика Legacy Focus SE выпускается в изящных корпусах с отделкой Black Pearl — это серо-чёрный лак с антрацитовыми «искорками». Они гармонично сочетаются с лицевым стеклом камина, радом с которым установлены. Сам камин подвешен на несущей бетонной стене и непосредственного контакта с полом не имеет. Соответственно, полностью развязана от него и техника, расставленная на каминной полке из гранита Black Galaxy. Описывать, как это выглядит, нет смысла — всё видно на фото. Замечу лишь, что прятать «Айоны» в стойку безнравственно, они должны быть частью интерьера.
Теперь обо всём подробнее.
CD-проигрыватель Ayon CD-5 взял «лучшее от двух миров» — транспрот Philips CD-Pro 2 с верхней загрузкой, продвинутый цифровой тракт формата 24/192 и выходные каскады на чётырёх лампах 6Н30. Этот отечественный двойной триод, разработанный для военной техники, отличается колоссальным сроком службы и, как выяснилось впоследствии, прекрасными звуковыми характеристиками. Для питания ламп в CD-5 сделан мостовой (!) кенотронный выпрямитель со сглаживающими дросселями и плёночными конденсаторами. Напряжение на него подаётся от одного из трёх сетевых трансформаторов с сердечником R-core. Аналоговые платы, раздельные для правого и левого каналов, развязаны от шасси и задемпфированы от вибраций механики. Предусмотрены обычные и балансные выходы XLR (настоящий швейцарский Neutrik), причём симметричный сигнал получается сразу после цифро-аналогового конвертера, который построен на четырёх чипах Burr-Brown 1704K. Грейд «К» у ЦАПов — наивысший, такой буквой помечаются экземпляры, отобранные из большой партии по точности преобразования и минимуму искажений и шумов.
Проигрыватель имеет два коммутируемых линейных входа и отдельный регулируемый выход, что делает его пригодным для использования в качестве предварительного усилителя. Он может стать и внешним ЦАПом — для этого предусмотрены входы USB, AES/EBU, SPDIF и TosLink. Стандартные выходы AES/EBU, SPDIF дополнены «компонентным» I2S, позволяющим получить более высокое качество звучания при подключении к продвинутому преобразователю.
Проигрыватель собирается вручную на 12-миллиметровом шасси из фрезерованного алюминия, привод закреплён на мягкой подвеске. CD фиксируется тяжёлой магнитной шайбой, на которой закреплён чёрный акриловый диск — он закрывает отсек в рабочем положении.
Дисплей отключаемый, пульт ДУ красивый, в тяжёлом металлическом корпусе.
Интегральный усилитель Triton выпускается уже более 13 лет, а это ли не свидетельство удачной конструкции? В каждом плече двухтактных выходных каскадов работают по две лампы КТ88 в параллель, всего их, стало быть, восемь. На баллонах маркировка: «Genalex Gold Lion Made in Russia». Ну хоть что-то экспортируем, кроме природного сырья… Правда, стоят эти копии на порядок меньше британских оригиналов. Схема задумана как универсальная — для камерных жанров в описании рекомендуется триодный режим, а для оркестровой классики или рока — пентодный. Выходная мощность каждого канала при этом составит 60 и 100 Вт соответственно. Как показывали измерения других усилителей, при переключении в триод улучшается демпфирование нагрузки, а «хвост» гармоник становится короче. Входные каскады и драйвер построены на двойных триодах 12AU7, коих по три штуки в каждом канале. Все лампы, включая выходные, тщательно подобраны. Выпрямитель построен на сильноточных диодах и «быстрых» конденсаторах, способных мгновенно отдать энергию на пиках сигнала. Внутренняя разводка сделана серебряным проводом в тефлоновой изоляции.
Четыре полированных цилиндра на шасси — экраны трансформаторов. Пара выходных по бокам, а в центре — анодный и накальный, все они пропитаны вибропоглощающим компаундом. Раздельное питание позволяет просто и надёжно организовать предварительный прогрев ламп до подачи высокого напряжения.
На лицевой панели симметрично расположены регулятор громкости и селектор входов на 5 положений. Один из входов прямой, в обход потенциометра, в этом режиме «Тритон» работает как «чистый» оконечник.
Акустика Legacy Focus идеально вписалась в систему не только по внешним данным, но и по чувствительности. 96 дБ на Вт для озвучивания лофта ламповым усилителем — то, что надо. Мы регулярно рассказываем о появлении новых версий «Фокусов», если интересно, ищите на сайте журнала. Последняя на данный момент, с литерами SE (Silver Edition), приурочена к 25-летнему юбилею Legacy Audio, и по этому случаю было изготовлено всего 1000 экземпляров АС. Отделка Black Pearl предусматривает 14 стадий нанесения лака и ручной полировки, на что уходит около трёх недель рабочего времени. Изменились и пропорции корпуса — он стал уже и глубже, за счёт чего повысилась жёсткость и, соответственно, стойкость к вибрациям. У Focus SE нет параллельных стенок, а лицевая панель сверху заужена за счёт фигурных выемок, снижающих отражения и диффракцию. Излучатели в юбилейной акустике те же, но подобраны с точностью ±0,25 дБ (в стандартном исполнении ±1дБ). Данные измерений каждого экземпляра АС хранятся в компьютере компании, и если какой-нибудь динамик выйдет из строя, он будет заменён аналогичным с абсолютно теми же характеристиками. В кроссоверах используются конденсаторы Solen (металлизированный полипропилен), а для подключения дюймового твитера — плетёный серебряный кабель Kimber Kable. Владелец Silver Edition получает сертификат, удостоверяющий, что фильтры в каждой колонке вручную подогнаны под конкретные излучатели.
Особо стоит остановиться на акустических кабелях. Василию, по его словам, было нелегко решиться на покупку проводов за 12,5 тысяч долларов, но ни один из отслушанных им образцов не дал такого прироста качества, как Acrolink Mexcel. Это действительно уникальный кабель, с полосой пропускания до 18 ГГц. Линейка Mexcel была создана совместно с компанией Mitsubishi Cable Industries, которая предложила уникальный состав диэлектрика MEDIS на основе резины и эпоксидной смолы. Дело в том, что медные проводники в этих кабелях имеют квадратное сечение, и никакая другая изоляция не обеспечивала равномерного контакта — натягивалась на углах и провисала на плоскости. Между тем в отличие от традиционных круглых жил прямоугольные можно уложить очень плотно и получить кабель с ничтожным удельным сопротивлением и минимальными потерями на ВЧ. Сложность изготовления и обусловила высокую стоимость изделий.
Пожалуй, ещё никогда мне не приходилось слушать систему в помещении такого объёма. При желании здесь вполне можно было устроить живое выступление небольшого коллектива, например, струнного квартета или джазового трио.
Мы же по просьбе хозяина начали с альбома «Bad» Майкла Джексона [1]. Поп-музыка не слишком увлекает Василия, предпочитающего джазовый мэйнстрим и камерную классику, но первое прослушивание этого диска на приобретённой системе потрясло его глубиной переданных голосом чувств, количеством проникновенных эмоциональных оттенков в голосе и плотно заполненным звуковым пространством. Меня же построение сцены не слишком впечатлило — источники на задних планах фиксировались нечётко, да и сама глубина была несколько условной. Да, это та жертва, которую потребовала красота инсталляции — колонки стояли слишком близко к задней стене и камину, что провоцировало повышенную интерференцию прямых и отражённых волн. В остальном же всё звучало очень и очень эффектно, а драм-машина на «Liberian Girl» по басу порой уходила в совершенно непостижимую глубину. Четырёхметровые потолки и чувствительная акустика, раскачиваемая четырьмя КТ88 — это, скажу я вам, нечто. Большой барабан даёт физически ощутимый удар в диафрагму, звуковая лавина действительно обрушивается, другого слова не подберёшь. И — никакой каши или зажатой динамики, лишь на предельных уровнях в верхней середине появляется окраска, свидетельствующая о росте гармоник.
Благодаря естественности динамических контрастов симфоническая классика [2] производит особенно сильное впечатление. Лёгкие, непринуждённые переходы от едва слышимых касаний смычка к tutti создают почти полную иллюзию живого исполнения. Отличие лишь в том, что при большом расстоянии от слушателя до АС внешние шумы «съедают» атмосферу концертного зала, из-за чего она кажется слегка проваленной. Но тут уж ничего не поделаешь — изолировать от внешнего мира 63-метровый чердак не под силу даже профессиональному архитектору. Но главное — суть музыкального произведения, интонационные нюансы — передаётся очень тонко и бережно. Ленточные твитеры дают много воздуха в верхней полосе, но и акцент на 15 — 16 кГц, из-за которого звучание тарелок и треугольника сопровождается характерным шелестом. Обычно этот подъём скрадывается коврами и мягкой мебелью, но в нашем случае к нему пришлось привыкать.
Конечно, это формальные критерии, которых не избежать при оценке звучания. Но не будем забывать, что компоненты подбирались человеком сугубо гуманитарным, чтобы получать удовольствие от музыки, а не ради хвастовства ваттами и децибелами на аудиофильских форумах.
Так что главное в нашем случае — передача настроения, эмоций, и лучшего индикатора, чем Tom Waits, я не знаю. Некоторые его вещи на диске [3] — как гвоздь по стеклу, в них мелодическая основа запрятана настолько глубоко, что считывается лишь при полной гармонии между воспроизводящей системой и слушателем. Малейшая отстранённость или схематичность звучания могут вызвать неприятие авторского замысла. Как раз за это я и люблю ламповые усилители — они всегда на твоей стороне в сложных ситуациях. У «Айонов» это качество заметнее проявляется в триодном режиме, когда звучание становится более спокойным и доверительным. Если же хочется добавить адреналина, рвануть с места, почувствовав всё до последнего ватта под капотом — переключайся в пентод.
Вот так, руководствуясь исключительно собственными ощущениями, человеку, далёкому от техники, удалось собрать систему, все звенья которой взаимно дополняют друг друга. Проигрыватель CD-5 ставит планку качества по звуковому разрешению, микродинамике, чёткости артикуляции в нижнем регистре и прозрачности в верхнем. Усилитель, сохранив всё это, разгоняет абсолютную динамику, немного добавив характерного лампового тепла. Акустика же играет самую важную роль — доносит до наших ушей музыку, которая до сих пор существовала исключительно в виде электрических импульсов.
Заявленные характеристики CD-проигрывателя Ayon CD-5
- Формат преобразования, кГц/бит 192/24
- Тип транспорта Philips CD-Pro 2
- Динамический диапазон, дБ >110
- Отношение сигнал/шум, дБ >110
- Полоса воспроизводимых частот (±0,2 дБ), Гц 20 — 20000
- Общий уровень искажений (1 кГц), % <0,002
- Амплитуда выходного сигнала, В
- — в режиме Low 0 — 4
- — в режиме Low High 0 — 8
- Выходное сопротивление, Ом 300
- Габариты, мм 500 x 410 x 130
- Масса нетто, кг 18
- Цена, $ 11000
Заявленные характеристики интегрального усилителя Ayon Triton
- Полоса воспроизводимых частот (±0 дБ), Гц 15 — 35000
- Номинальная выходная мощность, Вт
- — в триодном режиме 2 х 60
- — в пентодном режиме 2 х 100
- Пиковая выходная мощность (в пентодном режиме), Вт 2 х 140
- Входное сопротивление, кОм 100
- Номинальная чувствительность, мВ 260
- Отношение сигнал/шум (при полной мощности), дБ 98
- Амплитуда фона, мВ 3
- Габариты, мм 500 x 400 x 250
- Масса нетто, кг 44
- Цена, $ 8600
Заявленные характеристики акустических систем Legacy Audio Focus SE
- Конфигурация 6 излучателей 4 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 16 — 30000
- Чувствительность, 2,83 В/1 м, дБ 96
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Частоты раздела полос, Гц 120, 2800, 8000
- Габариты, мм 1440 х 350 х 390
- Масса, кг 83
- Цена, $ 15000