ВОПРОС
Задумался об «уплотнении» своей коллекции компакт-дисков — их стало слишком много, а квартира у меня небольшая, ставить дополнительную стойку под CD просто некуда. Прочитал Вашу статью «Работа для лентяя» в №10/2004 и понял, что это выход. Только времени с той поры утекло немало, появился новый формат (имею в виду Blu-ray), который позволяет «упаковать» фонотеку еще плотнее. По моим подсчетам, можно уместить до 15 — 20 альбомов на один BD-ROM. Устройство воспроизведения у меня уже есть — Blu-ray-проигрыватель Pioneer BDP-320, остаётся только приобрести пишущий дисковод. Цены на них потихоньку снижаются, так что думаю, скоро смогу купить.
Вопрос: подскажите, чем записывать музыку на диски Blu-ray, какой программой? Мне не требуется видео — только кристально чистый звук.
Андрей Семенов, Тюмень
ОТВЕТ
Специальных программ для авторинга дисков BD Audio мы не встречали — насколько нам известно, для этой цели применяются инструменты общего назначения, точнее, те из них, которые допускают запись звуковых дорожек без видеоряда, например Sony Vegas Pro. Другое дело, что сама целесообразность перевода музыкальной коллекции на диски Blu-ray вызывает некоторые сомнения. Та статья, которую Вы упоминаете, подразумевала составление музыкальных сборников, а не полный перевод всего музыкального архива в новый формат. И вот почему (тип носителя не имеет в данном случае никакого значения).
Во-первых, «кристально чистый звук» возникает на дисках Blu-ray Audio не в силу каких-либо их преимуществ, а потому, что фонограмма для них изначально записывалась в высоком разрешении.
Во-вторых, сам процесс подготовки каждого такого релиза весьма длителен и сложен. Вам потребуются изрядное терпение и настойчивость, чтобы освоить программное обеспечение. И придётся попутно испортить немало болванок, которые пока ещё достаточно дороги.
В-третьих (и это даже более существенно), перевод из одного формата в другой не обойдётся без потерь в качестве. Перед записью на Blu-ray нужно будет провести апсэмплинг, то есть увеличить частоту дискретизации с 44,1 кГц до 48 кГц. Потери здесь неизбежны: на первый взгляд звук может стать более «гладким», но позже Вы непременно заметите, что музыка потеряла энергию и напор, а звуковая сцена — реалистичность. «Кратное» преобразование, то есть из 44,1 кГц в 88,2 кГц, наносит меньший ущерб звуку, но за это придется заплатить существенно выросшим размером файлов, так что «экономия» будет уже не такой явной. Опять же неизвестно, как воспримет Ваш проигрыватель несжатую дорожку LPCM c такой частотой. Не исключено, что он откажется воспроизводить эту «самодеятельность», поскольку официальными спецификациями подобные дорожки не предусмотрены. Выяснить это возможно только экспериментально, а это ещё некоторое количество испорченных болванок и масса потерянного времени.
Вполне вероятно, наши аргументы не показались Вам убедительными. Упорство — очень ценная черта человека, но только в том случае, если она сочетается со способностью признавать свои ошибки. Но как бы то ни было, если Ваши эксперименты окажутся удачными, сохраните коллекцию компакт-дисков в целости — мало ли что нас ждет в будущем. А то вот некоторые товарищи поторопились в свое время избавиться от виниловых пластинок, а теперь локти кусают.